СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования нравственных норм поведения детей
старшего дошкольного возраста 8
1.1 Понятие «нравственные нормы поведения» 8
1.2 Особенности формирования нравственных норм поведения детей
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 12
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных норм
поведения детей дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 20
2.1 Диагностика сформированное™ нравственных норм поведения детей
старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 20
2.2 Методические рекомендации по формированию нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 29
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А Результаты первичной диагностики по методикам 44
Приложение Б Сводные таблицы первичной и повторной диагностик 45
Приложение В Календарно - тематическое планирование сюжетно ролевых игр
1 Теоретические основы формирования нравственных норм поведения детей
старшего дошкольного возраста 8
1.1 Понятие «нравственные нормы поведения» 8
1.2 Особенности формирования нравственных норм поведения детей
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 12
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных норм
поведения детей дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 20
2.1 Диагностика сформированное™ нравственных норм поведения детей
старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 20
2.2 Методические рекомендации по формированию нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 29
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А Результаты первичной диагностики по методикам 44
Приложение Б Сводные таблицы первичной и повторной диагностик 45
Приложение В Календарно - тематическое планирование сюжетно ролевых игр
Формирование нравственных ценностей и идеалов в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмечается во многих государственных документах, определяющих государственную образовательную политику страны. В Стратегии развития воспитания в РФ на сегодняшний день государство определяет в качестве приоритетных такие задачи как ориентация содержания воспитательно-образовательного процесса на нравственно значимые ценности, а также и нормы поведения [36].
В Национальной доктрине в области образования в РФ также отмечается, что содержание образования должно быть непосредственно связано с такими составляющими как патриотизм и нравственные идеалы, поскольку только нравственные начала в социальной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в российском обществе [26].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что формирование нравственных начал у дошкольника необходимо осуществлять в контексте опоры на духовность и с акцентом на эмоциональную сферу развивающейся личности, создавая фундамент нравственной воспитанности и готовности ребенка включаться в деятельность по активному и осознанному изменению окружающей его действительности. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, нравственное воспитание ребенка должно осуществляться в процессе формирования его духовно-ценностных потребностей и опыта (эмоций и чувств, переживаний) как основы воспитания нравственно-эстетического отношения, активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности [40].
Одним из эффективных средств формирования нравственных норм поведения в дошкольном возрасте может быть сюжетно-ролевая игра, что подтверждается большим количеством исследований в работах: А. К. Бондаренко [5], Р. С. Буре [7], Р. И. Жуковская [16], Е. В. Зворыгиной [14], С. А. Козлова [17], Е. О. Смирновой [32], А. П. Усова, [39].
Поэтому актуальность выбора темы исследования не вызывает сомнений.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможности сюжетно-ролевых игр в формировании нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование сюжетно-ролевых игр в формировании нравственных норм поведения детей подготовительной группы в условиях ДОУ.
В соответствии с указанной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «нравственные нормы поведения» в психолого-педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности формирования нравственных норм поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
3. Провести диагностику сформированное™ нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что формирование нравственных норм поведения детей старшего дошкольного воспитательно-образовательном процессе ДОУ сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-педагогической литературы по проблеме исследования; составление библиографии, реферирование; методы опроса, наблюдения, анкетирования; педагогический эксперимент
База исследования: МБОУ Пгодаевская СОШ № 18 (дошкольная группа). В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось с ноября 2021 по апрель 2022год
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию нравственных норм поведения в сюжетно-ролевой игре.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах по итогам XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, который включает 43 наименования.
В Национальной доктрине в области образования в РФ также отмечается, что содержание образования должно быть непосредственно связано с такими составляющими как патриотизм и нравственные идеалы, поскольку только нравственные начала в социальной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в российском обществе [26].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что формирование нравственных начал у дошкольника необходимо осуществлять в контексте опоры на духовность и с акцентом на эмоциональную сферу развивающейся личности, создавая фундамент нравственной воспитанности и готовности ребенка включаться в деятельность по активному и осознанному изменению окружающей его действительности. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, нравственное воспитание ребенка должно осуществляться в процессе формирования его духовно-ценностных потребностей и опыта (эмоций и чувств, переживаний) как основы воспитания нравственно-эстетического отношения, активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности [40].
Одним из эффективных средств формирования нравственных норм поведения в дошкольном возрасте может быть сюжетно-ролевая игра, что подтверждается большим количеством исследований в работах: А. К. Бондаренко [5], Р. С. Буре [7], Р. И. Жуковская [16], Е. В. Зворыгиной [14], С. А. Козлова [17], Е. О. Смирновой [32], А. П. Усова, [39].
Поэтому актуальность выбора темы исследования не вызывает сомнений.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможности сюжетно-ролевых игр в формировании нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование сюжетно-ролевых игр в формировании нравственных норм поведения детей подготовительной группы в условиях ДОУ.
В соответствии с указанной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «нравственные нормы поведения» в психолого-педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности формирования нравственных норм поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
3. Провести диагностику сформированное™ нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что формирование нравственных норм поведения детей старшего дошкольного воспитательно-образовательном процессе ДОУ сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-педагогической литературы по проблеме исследования; составление библиографии, реферирование; методы опроса, наблюдения, анкетирования; педагогический эксперимент
База исследования: МБОУ Пгодаевская СОШ № 18 (дошкольная группа). В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось с ноября 2021 по апрель 2022год
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию нравственных норм поведения в сюжетно-ролевой игре.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах по итогам XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, который включает 43 наименования.
Согласно ФГОС ДО, нравственные нормы поведения - это целевой ориентир. Анализ научно-педагогической литературы показал, что существует множество подходов к определению ключевого понятия выпускной работы. Мы в нашем исследовании понимаем нравственные нормы поведения как важнейшие смысловые образования в структуре личности, которые выступают продуктом трансформации общественных и социальных ценностей во внутренние ориентиры, на основании чего личность осознает смысл действительности и выстраивает максимально комфортные и благоприятные отношения с собой и миром (ФГОС ДО).
В своем исследовании мы сделали акцент на формировании нравственных норм поведения старших дошкольников. Нами выделены следующие особенности формирования нравственных норм поведения в старшем дошкольном возрасте: в старшем дошкольном возрасте возрастает потребность в общении со сверстниками, соответственно использование сюжетно-ролевой игры в формировании нравственных норм будет наиболее оптимально, так как в игре детям необходимо взаимодействовать друг с другом и выстраивать систему коллективных взаимоотношений; в сюжетно-ролевой игре нравственного содержания дети старшего дошкольного возраста учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов; в старшем дошкольном возрасте уважительное отношение к труду взрослых становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.
Мы провели диагностику сформированное™ нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста и выявили, что высокий показатель сформированное™ нравственных норм имеет всего один дошкольник, что составляет 10 % от общего количества, средний уровень нравственных норм поведения продемонстрировали при диагностике шесть человек - это 60 % детей, и к низкому мы отнесли троих детей старшего дошкольного возраста, что от общего количества представляет 30 % старших дошкольников. Эти результаты обосновали необходимость разработки методических рекомендаций по формированию нравственных норм поведения детей, которые были нами разработаны с использованием системы сюжетно¬ролевых игр нравственного содержания, которые включали как в непосредственно образовательную деятельность, в режимные моменты, а также предлагали детям в свободной деятельности для разыгрывания. Повторная диагностика показала динамику в показателях сформированное™ нравственных норм поведения детей подготовительной к школе группы: средний уровень у 70 % и на высоком уровне находятся 30 % детей. Это подтверждает результативность проделанной нами работы.
Задачи исследования нами решены, цель достигнута.
В своем исследовании мы сделали акцент на формировании нравственных норм поведения старших дошкольников. Нами выделены следующие особенности формирования нравственных норм поведения в старшем дошкольном возрасте: в старшем дошкольном возрасте возрастает потребность в общении со сверстниками, соответственно использование сюжетно-ролевой игры в формировании нравственных норм будет наиболее оптимально, так как в игре детям необходимо взаимодействовать друг с другом и выстраивать систему коллективных взаимоотношений; в сюжетно-ролевой игре нравственного содержания дети старшего дошкольного возраста учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов; в старшем дошкольном возрасте уважительное отношение к труду взрослых становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.
Мы провели диагностику сформированное™ нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста и выявили, что высокий показатель сформированное™ нравственных норм имеет всего один дошкольник, что составляет 10 % от общего количества, средний уровень нравственных норм поведения продемонстрировали при диагностике шесть человек - это 60 % детей, и к низкому мы отнесли троих детей старшего дошкольного возраста, что от общего количества представляет 30 % старших дошкольников. Эти результаты обосновали необходимость разработки методических рекомендаций по формированию нравственных норм поведения детей, которые были нами разработаны с использованием системы сюжетно¬ролевых игр нравственного содержания, которые включали как в непосредственно образовательную деятельность, в режимные моменты, а также предлагали детям в свободной деятельности для разыгрывания. Повторная диагностика показала динамику в показателях сформированное™ нравственных норм поведения детей подготовительной к школе группы: средний уровень у 70 % и на высоком уровне находятся 30 % детей. Это подтверждает результативность проделанной нами работы.
Задачи исследования нами решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Социализация старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков развития речи (Гуманитарный колледж» г. Омска)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025



