Введение 5
1 Теоретические основы формирования нравственных норм поведения детей
старшего дошкольного возраста 8
1.1 Понятие «нравственные нормы поведения» 8
1.2 Особенности формирования нравственных норм поведения детей
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 12
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных норм
поведения детей дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 20
2.1 Диагностика сформированное™ нравственных норм поведения детей
старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 20
2.2 Методические рекомендации по формированию нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 29
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А Результаты первичной диагностики по методикам 44
Приложение Б Сводные таблицы первичной и повторной диагностик 45
Приложение В Календарно - тематическое планирование сюжетно ролевых игр
Формирование нравственных ценностей и идеалов в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмечается во многих государственных документах, определяющих государственную образовательную политику страны. В Стратегии развития воспитания в РФ на сегодняшний день государство определяет в качестве приоритетных такие задачи как ориентация содержания воспитательно-образовательного процесса на нравственно значимые ценности, а также и нормы поведения [36].
В Национальной доктрине в области образования в РФ также отмечается, что содержание образования должно быть непосредственно связано с такими составляющими как патриотизм и нравственные идеалы, поскольку только нравственные начала в социальной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в российском обществе [26].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что формирование нравственных начал у дошкольника необходимо осуществлять в контексте опоры на духовность и с акцентом на эмоциональную сферу развивающейся личности, создавая фундамент нравственной воспитанности и готовности ребенка включаться в деятельность по активному и осознанному изменению окружающей его действительности. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, нравственное воспитание ребенка должно осуществляться в процессе формирования его духовно-ценностных потребностей и опыта (эмоций и чувств, переживаний) как основы воспитания нравственно-эстетического отношения, активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности [40].
Одним из эффективных средств формирования нравственных норм поведения в дошкольном возрасте может быть сюжетно-ролевая игра, что подтверждается большим количеством исследований в работах: А. К. Бондаренко [5], Р. С. Буре [7], Р. И. Жуковская [16], Е. В. Зворыгиной [14], С. А. Козлова [17], Е. О. Смирновой [32], А. П. Усова, [39].
Поэтому актуальность выбора темы исследования не вызывает сомнений.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможности сюжетно-ролевых игр в формировании нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование сюжетно-ролевых игр в формировании нравственных норм поведения детей подготовительной группы в условиях ДОУ.
В соответствии с указанной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «нравственные нормы поведения» в психолого-педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности формирования нравственных норм поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
3. Провести диагностику сформированное™ нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что формирование нравственных норм поведения детей старшего дошкольного воспитательно-образовательном процессе ДОУ сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-педагогической литературы по проблеме исследования; составление библиографии, реферирование; методы опроса, наблюдения, анкетирования; педагогический эксперимент
База исследования: МБОУ Пгодаевская СОШ № 18 (дошкольная группа). В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось с ноября 2021 по апрель 2022год
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию нравственных норм поведения в сюжетно-ролевой игре.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах по итогам XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, который включает 43 наименования.
Согласно ФГОС ДО, нравственные нормы поведения - это целевой ориентир. Анализ научно-педагогической литературы показал, что существует множество подходов к определению ключевого понятия выпускной работы. Мы в нашем исследовании понимаем нравственные нормы поведения как важнейшие смысловые образования в структуре личности, которые выступают продуктом трансформации общественных и социальных ценностей во внутренние ориентиры, на основании чего личность осознает смысл действительности и выстраивает максимально комфортные и благоприятные отношения с собой и миром (ФГОС ДО).
В своем исследовании мы сделали акцент на формировании нравственных норм поведения старших дошкольников. Нами выделены следующие особенности формирования нравственных норм поведения в старшем дошкольном возрасте: в старшем дошкольном возрасте возрастает потребность в общении со сверстниками, соответственно использование сюжетно-ролевой игры в формировании нравственных норм будет наиболее оптимально, так как в игре детям необходимо взаимодействовать друг с другом и выстраивать систему коллективных взаимоотношений; в сюжетно-ролевой игре нравственного содержания дети старшего дошкольного возраста учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов; в старшем дошкольном возрасте уважительное отношение к труду взрослых становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.
Мы провели диагностику сформированное™ нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста и выявили, что высокий показатель сформированное™ нравственных норм имеет всего один дошкольник, что составляет 10 % от общего количества, средний уровень нравственных норм поведения продемонстрировали при диагностике шесть человек - это 60 % детей, и к низкому мы отнесли троих детей старшего дошкольного возраста, что от общего количества представляет 30 % старших дошкольников. Эти результаты обосновали необходимость разработки методических рекомендаций по формированию нравственных норм поведения детей, которые были нами разработаны с использованием системы сюжетно¬ролевых игр нравственного содержания, которые включали как в непосредственно образовательную деятельность, в режимные моменты, а также предлагали детям в свободной деятельности для разыгрывания. Повторная диагностика показала динамику в показателях сформированное™ нравственных норм поведения детей подготовительной к школе группы: средний уровень у 70 % и на высоком уровне находятся 30 % детей. Это подтверждает результативность проделанной нами работы.
Задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева,- Москва, 2013. - 160 с.
2. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян. - Москва : Академия, 2015. - 130 с.
3. Белешева, А. Д. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста / А. Д. Белешева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 1. - С. 48 - 51
4. Болотина, Л. Р., Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - Москва : Академия, 2017. - 240 с.
5. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - Москва : ВЛАДОС, 2019. - 192 с.
6. Буре, Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности / Р. С. Буре // Дошкольная педагогика. - 2018. - № 8. - С. 9-11.
7. Буре, Р. С. Формирование нравственно-ценностного поведения у дошкольников / Р. С. Буре // Управление ДОУ. - 2020. - № 7. - С. 61-64.
8. Бурина, Е. А. Особенности современной российской семьи в условиях социально- исторических изменений института родительства / Е. А. Бурина, А. Е. Кудинова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 6.
9. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова // Дошкольное воспитание.- 2018.- № 4. - С. 33-35.
10. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избранные психологические исследования. / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1956. - 348 с.
11. Вялова, Н. В. О проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Вялова, М. А. Пряникова // Мир педагогики и психологии. - 2022. - № 2. - С. 98-106.
12. Емельянова, Н. П. Игра - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста / Н. П. Емельянова, М. Н. Лазуткина, А. В. Макарова // Воспитание и обучение: теория, методика, практика. - 2021.№ 4. - С. 148-150.
13. Ермолаева, М. В. / М. В. Ермолаева, А. Е. Захарова, Л. И. Калинина, С. И. Наумова Психологическая практика в системе образования. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 2018.- 216 с.
14. Жуковская, Р. И. Игры-занятия как педагогическое условие становления самостоятельной сюжетной игры детей дошкольного возраста / Р. И. Жуковская. - Москва : Просвещение, 2017. - 117 с.
15. Зворыгина, Е. В. Методика комплексного руководства игрой / Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова.- Москва : Детство, 2017.- 182 с.
16. Зосимовский, А. В. Критерии нравственной воспитанности / А. В. Зосимовский. - Москва : Издательство НПО МОДЭК, 2015. - 367 с.
17. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова //Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 15-18.
18. Колокольцева, М. А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников / М. А. Колокольцева . - Москва : Перо, 2021. - 128 с.
19. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 251 с.
20. Курочкина, И. Н. О культуре поведения и этикете дошкольников/ И. Н. Курочкина // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 1. - С. 18-22.
21. Леонтьев, А. Н. Теория личности / А. Н. Леонтьев // Москва : Рута, 2011. - 174 с.
22. Маркова, Н. В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / Н. В. Маркова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 12. - С. 104¬109.
23. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. - Москва : Гардарики, - 2020. - 255 с.
24. Михайленко, Н. Я., Формирование сюжетной игры у детей 4 года жизни / Н. Я. Михайленко, Н. Е. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 8. - С. 18-22.
25. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 4 - 5 лет / И. Ф. Мулько. - Москва : Академия, 2014. - 200 с.
26. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Электронный ресурс https://gart62.npi-
1и.ги/аззе1з/Е1ез/123/1.%20Национальная%20доктрина%20образования%20Российской%20Федерации%20до%202025%20года.рйГ(дата обращения 06.05.2022)
27. Петрова, В. И., Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. - Москва : Мозаика - Синтез, 2017. - 80 с.
28. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект / Н. Н. Поддьяков. - Волгоград : Перемена, 1995. - 211 с.
29. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы». - Москва : Мозаика Синтез, 2014. - 368 с.
30. Рычашкова, Т. А. Упражнения по закреплению культуры поведения / Т. А. Рычашкова // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 3. - С. 12-15.
31. Синюкова, Г. В. Игры, развивающие представление ребенка о себе / Г. В. Синюкова // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 2. - С. 14-18
32. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. - Москва : Академия, 2019. - 160 с.
33. Смирнова, Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2019.- № 4.- С. 73-76.
34. Смирнова, Е. О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О. В. Гударева. - Москва : Психологическая наука и образование, 2015. - 119 с.
35. Смирнова, Е. О. Дошкольный возраст : формирование доброжелательных отношений / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 9. - С. 68-74.
36. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года Электронный ресурс
http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf(дата обращения 01.05.2022)
37. Узбекова, Г. Д. Характеристика некоторых нравственных представлений / Г. Д. Узбекова // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 5. - С. 17¬20.
38. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2016. - 336 с.
39. Усова, А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А. П. Усова . - Москва : Просвещение, 1976. - 157 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России. - Москва, 2016. - 22 с.
41. Ханова, Т. Г. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования / Т. Г. Ханова, Н. В. Беликова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 5. - С. 84-86.
42. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1980. - 268 с.
43. Эльконинова Л. И. О единице сюжетно-ролевой игры. Вопросы психологии № 1/2004 - С .68-51.