Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пропедевтика развития критического мышления на уроках математики в 5-6 классах

Работа №151692

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития критического мышления на уроках математики в средней школе 7
1.1 Различные подходы к определению понятия «критическое
мышление» 7
1.2 Технология развития критического мышления 14
1.3 Анализ школьных учебников по математике 22
ГЛАВА 2 Методические основы формирования критического мышления у школьников 5-6 классов 41
2.1 Приемы, стратегии, методы развития критического мышления
учащихся 5-6 классов на уроках математики 41
2.2 Системы задач по теме «Уравнение» в 5 классе и по теме
«Пропорции» в 6 классе 63
2.3 Технологическая карта урока по теме «Площадь. Формула
площади прямоугольника» 67
Заключение 80
Список литературы 81


Общество с каждым годом усложняется: меняются социальные связи, появляются новые угрозы, возрастает в геометрической прогрессии объём накопленной человечеством информации, развиваются информационные технологии и т.д. Современное общество по праву можно назвать «цифровым», «информационным».
Обосновывая необходимость развития критического мышления, Е.К. Грошева, М.Н. Ризман провели масштабный анализ исследований Всемирного экономического форума (WEF) за 2018 год и опубликовали его результаты в совместной статье «Критическое мышление и его роль в современном мире» [5]. По прогнозам WEF, число так называемых «устаревших» профессий за пять лет с 2018 по 2022 гг. сократится с 31 % до 21 % (Ф 10 %): идет активное замещение человека машиной, однако число рабочих мест должно увеличиться с 16 % до 27 % (11 % f), так как для этих машин необходимо разработать новое программное обеспечение и подготовить операторов, управляющих этими машинами. На этом фоне высокоинтеллектуальные профессии, связанные с координацией и управлением персоналом, изменятся незначительно, что связано с необходимостью именно принятия решений, чему машины пока обучить не удаётся. Возникает вопрос: «Какими же навыками обладает человек, которые не по силам искусственному интеллекту?». По проведенным исследованиям «Foundation for Young Australians», «The Wall Street Journal» и «Chicago Tribune» требований к работнику различных компаний при приёме на работу наиболее востребованным является наличие таких личностных качеств, которые позволяют человеку эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Решающим фактором при трудоустройстве является наличие таких умений как:
- умение прогнозировать вероятностные исходы и пути развития ситуаций, особенно неочевидных исходов и путей,
- умение оценивать результат выполненных действий в краткосрочной (1-5 лет) и долгосрочной (от 10 лет и далее) перспективе,
- умение генерировать нестандартные идеи, пути решения проблем, пути достижения поставленных целей, отличающиеся новизной, вариативностью.
Таким образом, на рынке труда наблюдается устойчивая тенденция к ужесточению требований к работникам в части интеллектуального развития. Другими словами, скорее работу найдёт не просто «человек разумный», а человек, умеющий мыслить нестандартно и всесторонне, умеющий принимать взвешенные решения. А именно эти умения являются составными частями развитого критического мышления. «Критическое мышление - одна из ключевых компетенций человека будущего. Умение подвергать сомнению и анализу любую информацию это отличный способ защитить себя от обмана и манипуляций» [21]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования получены следующие выводы и результаты:
1. На современном этапе развития образования при обучении математике в 5-6 классах крайне важно уделять особое внимание развитию критического мышления школьников путём пропедевтического использования методов, приёмов и стратегий технологии развития критического мышления, а также заданий, направленных на его развитие.
2. Проанализировав действующие учебники математики 5-6 классов, заключаем, что задания на развитие критического мышления в той или иной мере в них присутствуют. Реже всего встречаются задания на поиск ошибок в уже имеющемся решении, заданий с избыточными, недостаточными или противоречивыми данными и заданий на составление задач самими учениками, а также творческих заданий.
3. В данной работе в первом параграфе второй главы приведены основные приёмы, методы и стратегии технологии развития критического мышления, применяемые практикующими учителями математики всей страны и нашего города. Эти наработки были учтены нами при разработке систем задач и упражнений по описанной проблематике. В банк задач вошли только вновь сформулированные задания.
4. Разработаны две системы задач для 5 и 6 классов по темам «Уравнение» (Н.Я. Виленкин и др.) и «Пропорции» (С.М. Никольский и др.) соответственно. Кроме того, разработана технологическая карта урока изучения нового материала в 5 классе по теме «Площадь. Формула площади прямоугольника» с применением технологии развития критического мышления.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что поставленные задачи исследования в основе своей решены, цель исследования достигнута.



1. Брюшинкин В. Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация: Сборник статей. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. С. 29-34.
2. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина,
2013. 280 с.
3. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013. 288 с.
4. Грифцова И. Н., Сорина Г. В. Идеи критического мышления сквозь призму историко-философской мысли // Демократия в России и Европе: философское измерение: Материалы Международной конференции. Калининград: КГУ, 2003. С. 65-80.
5. Грошева Е. К., Ризман М. Н. Критическое мышление и его роль в современном мире // Бизнес-образование в экономике знаний, 2019 № 3. С. 3033.
6. Дербуш М. В. Особенности подготовки будущих учителей математики к формированию универсальных учебных действий учащихся посредством инновационных технологий / М. В. Дербуш, С. Н. Скарбич // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2019. № 3. С. 134-139.
7. Журавлева Е. Г. Задачи как средство формирования умений критически мыслить у студентов математических специальностей педвузов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Журавлева Екатерина Геннадьевна; Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2008. 148 с.
8. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособ. для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
9. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой учёный. 2009. №11. С. 170-174.
10. Лаптинская С. В. Критическое мышление как объект педагогического исследования в системе высшего юридического образования // Вестник Томского госуд. пед. университета. 2005. №5. С. 125-129.
11. Мартынова М. В. Развитие критического мышления на уроках математики в начальных классах. // Ведущий образовательный портал России infourok.ru. URL: https://infourok.ru/npk-razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na- urokah-matematiki-v-nachalnyh-klassah-4218588.html (дата обращения: 26.04.2020)
12. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев [и др.]; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. 5-е изд. М.: Просвещение, 2017. 287 с.
13. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев [и др.]; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. 11-е изд. М.: Просвещение, 2010. 303 с.
14. Мельникова Е. П. Развитие умений работы с источниками информации средствами технологии критического мышления // Среднее профессиональное образование. 2007. №4. С. 20-22.
15. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2019. 301 с...24


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ