Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОНОМИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»)

Работа №151638

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2023
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы применения игровых технологий в организации
внеурочной деятельности по экономике в старших классах 8
1.1 Игровые технологии в учебно-методической литературе 8
1.2 Особенности применения игровых технологий во внеурочной
деятельности по экономике в старших классах 16
2 Применение игровых технологий в рамках внеурочной деятельности по
экономике в старших классах (на примере элективного курса «Управление персоналом») 24
2.1 Программа элективного курса «Управление персоналом» 24
2.2 Апробация программы элективного курса «Управление персоналом»
с применением игровых технологий в рамках внеурочной деятельности по экономике в старших классах 39
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Итоговый тест по элективному курсу «Управление персоналом»

Использование игровых технологий в образовательном процессе становится все более популярным направлением обучения. Особенно это актуально во внеурочной деятельности, где игровые технологии могут быть использованы для обучения и развития старшеклассников.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования [42] особое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников, так как внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. А также особое внимание в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования уделяется реализации в учебном процессе игровых технологий, так как знание теории и практики применения данной технологии в учебном процессе позволит глубже и интересней построить содержание работы с учащимися.
Элективный курс «Управление персоналом» с использованием игровых технологий поможет решить задачу формирования эффективных навыков управления командой и развития лидерских качеств, что будет полезно в будущей профессиональной деятельности. Игры и игровые обучающие ситуации помогут формировать умения и навыки управления персоналом, а также научат решать практические задачи, связанные с управлением.
Актуальность: использование игровых технологий во внеурочной деятельности по экономике является важным и актуальным направлением развития современного образования, которое позволит более эффективно формировать умения, навыки и знания учащихся в данной области.
Цель исследования - теоретически обосновать и продемонстрировать применение игровых технологий в рамках внеурочной деятельности по экономике (на примере элективного курса «Управление персоналом»).
Объект исследования - обучение экономике в старших классах в рамках внеурочной деятельности.
Предмет исследования - применение игровых технологий в рамках внеурочной деятельности по экономике в старших классах.
Основные задачи исследования:
- на основе анализа научной и учебно-методической литературы раскрыть теоретические основы применения игровых технологий в рамках внеурочной деятельности по экономике в старших классах;
- разработать программу элективного курса «управление персоналом» с применением игровых технологий в рамках внеурочной деятельности по экономике в старших классах;
- апробировать программу элективного курса «управление персоналом» с применением игровых технологий в рамках внеурочной деятельности по экономике в старших классах.
Методологической основой исследования являются работы отечественных педагогов Г. К. Селевко [34], К. Д. Ушинский [39], П. П. Блонский [2], Д. Б. Эльконин [47], П. И. Пидкасистый [32], И. В. Липсиц [27], А. Я. Кибанов [19].
Методы исследования:
- анализ научной и учебно-методической литературы, нормативно-правовых документов по теме исследования;
- обобщение передового педагогического опыта;
- методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Этапы исследования
1 этап (ноябрь 2022 - декабрь 2022) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
2 этап (декабрь 2022 - январь 2023) - разработка и внедрение программы элективного курса по теме «Управление персоналом» в старших классах.
3 этап (январь 2023 - май 2023) - апробация программы элективного курса «Управление персоналом», количественный и качественный анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
4 этап (апрель 2023 - май 2023) - подготовка и формирование текста выпускной квалификационной работы.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя школа», Пировский муниципальный округ, село Троица.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования использования игровых технологий в рамках внеурочной деятельности по экономике в старших классах, разработка программы элективного курса «Управление персоналом», апробации проведенного курса и определением его эффективности в условиях внеурочной деятельности по экономике в старших классах.
Теоретическая значимость - в работе проанализирован, обобщён, систематизирован найденный теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Данная работа может представлять интерес для учителей экономики в образовательных учреждениях, для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы.
По результатам исследования опубликованы статьи:
1. Павлова, И. П. Использование игровых технологий в учебном процессе / И. П. Павлова // Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты : сборник научных статей Всероссийского молодежного научного форума (7-12 ноября 2022 г., Лесосибирск) / Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2022. - С. 36-40.
2. Павлова, И. П. Особенности внеурочной деятельности по экономике в школе / И. П. Павлова // Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты : сборник научных статей II Всероссийского молодежного научного форума, Лесосибирск, 10-15 апреля 2023 года / Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2022.- С. 41¬45.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 46 наименований и приложения. Результаты работы представлены в 6 таблицах, 14 рисунках. Общий объем работы - 57 печатных листов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение работы отметим следующее. В работе были раскрыты теоретические основы игровых технологий, разработан элективный курс «Управление персоналом» с использованием игровых технологий во внеурочной деятельности по экономике в старших классах.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ и подбор игровых технологий, игр и игровых обучающих ситуаций в рамках внеурочной деятельности по экономике. Под игровой технологией будем понимать обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игры могут помочь учащимся в усвоении ключевых экономических понятий и в развитии навыков, необходимых для анализа экономических ситуаций. Игровые обучающие ситуации могут помочь учащимся на практике понять, как работает экономика, и применять свои знания в реальной жизни. Таким образом, использование игровых технологий, игр и игровых обучающих ситуаций может повысить эффективность обучения.
2. Разработана программа элективного курса «Управление персоналом» с применением игровых технологий во внеурочной деятельности по экономике для старших классов. Курс рассчитан на одно учебное полугодие и включает в себя 18 занятий. Каждое занятие сопровождается играми и игровыми обучающими ситуациями. При анализе тем были выбраны самые доступные темы для понимания обучающихся. Этот курс может помочь ученикам определиться с выбором профессии и будущей специальности, связанных с управленческими функциями.
3. Был апробирован элективный курс «Управление персоналом» с применением игровых технологий во внеурочной деятельности по экономике для старших классов. В целом курс дал положительный результат, анкетирование учеников показывает их заинтересованность и вовлеченность в процесс обучения, а итоговый тест показал положительное усвоение знаний и умений по разделу.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе использование игровых технологий во внеурочной деятельности по экономике в старших классах (на примере элективного курса «Управление персоналом»), задачи решены, цель достигнута.



1. Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация : методическое пособие / Г. С. Абрамова, В. А. Степанович. - Москва : ИНФРА-М, 2018 - 189 с. - ISBN: 978-5-16-013580-9.
2. Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. - 2-е изд., стер. - Москва : «Юрайт», 2023. - 184 с. - ISBN 978-5-534-12064-6.
3. Вагаева, О. А. Методические рекомендации по применению деловых игр на занятиях по дисциплине «менеджмент» в образовательном процессе колледжа / О. А. Вагаева, Л. П. Осипова // Сборники конференций НИЦ социосфера. - Пенза, 2020 - № 11. - С. 111-114.
4. Вербицкий, А. А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности учащихся / А. А. Вербицкий // Педагогика и психология образования. - 2009 - № 4. - С. 73-84.
5. Выготский, Л. С. Психология познания / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1990. - 158 с. - ISBN 5-09-001760-3.
6. Глухов, В. В. Ситуационный анализ (деловые игры для менеджмента) : учебное пособие/ В. В. Глухов, А. Н. Кобышев, А. В. Козлов. - Санкт- Петербург: Специальная литература, 2015. - 223 с. - ISBN 5-263-00032-4.
7. Егоров, Е. Е. Экономическое образование в школе как средство обеспечивающее успешную адаптацию обучающихся к развитию социально-экономических отношений в России / Е. Е. Егоров, Д. В. Субботин, О. С. Сизов [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015 - № 5. - С. 47-52.
8. Емельянова, Т. В. Игровые технологии в образовании : электронное учебно-методическое пособие / Т. В. Емельянова, Г. А. Медяник. - Тольятти : ТГУ, 2015. - 88 с. - ISBN 978-5-8259-0903-5.
9. Ермаков, Д. С. Создание элективных учебных курсов для предпрофильной подготовки: школьные технологии / Д. С. Ермаков // Народное образование. - 2004. - № 2. - С. 114-119.
10. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.
/ Б. П. Есипов. - Москва : Учпедгиз, 2010. - 239 с.
11. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии : учебное пособие / В. С. Зайцев. - Челябинск : ЧГПУ, 2018. - 411 с. - ISBN 978-5¬9907958-6-0
12. Закирова, В. Г. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания: учебное пособие / В. Г. Закирова, В. К. Власова, Л. Р. Каюмова,
Э. Г. Сабирова. - Казань: Казанский университет, 2018. - 109 с.
13. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики : учебник / В. П. Зинченко. - Москва : Гардарики, 2017. - 345 с. - ISBN 5-8297-0118-9
14. Иванов, С. И. Экономика. Основы экономической теории : учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций : углубленный уровень : в 2-х книгах / С. И. Иванов, А. Я. Линьков. - Москва : Вита-Пресс, 2019 - 288 с.
15. Казанкова, Л. В. Игровые обучающие ситуации: учебник /
Л. В. Казанкова. - Саратов : Аквариус, 2015. - 210 с. - ISBN 5-7755-0632-0.
16. Казанцева, Е. А. Учебное пособие: Игровые технологии в образовании/ Е. А. Казанцева. - Курган, 2021. - 112 с. - ISBN 978-5-8259-0903¬5.
17. Касаткина, Е. И. Игровые обучающие ситуации : учебное пособие / Е. И. Касаткина. - Москва : Просвещение, 2018. - 250 с.
18. Келейникова, С. В. Менеджмент. Деловые игры : учебное пособие / С. В. Келейникова. - Саранск: «Принт-Издат», 2014 - 68 с. - ISBN 978-5¬905536-51-9
19. Кибанова, А. Я. Учебник / А. Я. Кибанова, 3-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2005. - 638 с. - ISBN 5-16-002273-2
20. Кибанова, А. Я. Учебное пособие: Практикум / А. Я. Кибанова, 2-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 365 с. - ISBN 978-5-16-001973-4
21. Киреев, А. П. Экономика для 10-11 классов : базовый уровень / А. П. Киреев ; научный редактор В. В. Антонов, Т. А. Чамаева. - Москва : Вита-Пресс, 2020 - 304 с. - ISBN 978-5-7755-3752-4
22. Коджаспирова, А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва ; Ростов н/Д : МарТ, 2005 - 447 с. -ISBN 5-241-00477-4
23. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми : учебное пособие / Н. Ф. Комарова. - Москва : Скрипторий 2003, 2018. - 160 с. - ISBN 978-5-98527-159-1
24. Коськов, М. А. Типология игр : учебник / М. А. Коськов. - Санкт- Петербург : Евразия, 2019. - 150 с. - ISBN 978-5-8290-1195-6
25. Кукушкин, С. В. Педагогические технологии : учебное пособие / В. С. Кукушкина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. - 110 с.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. - Москва : Смысл, 2005 (ППП Тип. Наука). - 431 с. - ISBN 5-89357-113-4.
27. Липсиц, И. В. Экономика Учебник для 10 - 11 классов : базовый уровень. В 2-х книгах / И. В. Липсиц, Е. В. Савицкая. - Москва : Вита-Пресс, 2021 - 192 с. - ISBN 5-7755-0655-3.
28. Митина, Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова // Молодой ученый. - 2019 - № 1 - С. 345-349.
29. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических
технологий / Т. М. Михайленко // Международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации». - Челябинск. - 2011. - URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/(дата обращения: 15.12.2022).
30. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика / Н. М. Назарова. - Москва : Academia, 2018 - 31 c. - ISBN 978-5-7695-6931-9
31. Овсянникова, М. П. Значение игры для школьников
/ М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина // Молодой учитель. - 2017. - № 9. - 347-350с. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40177/(дата
обращения: 01.12.2022).
32. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / П. И. Пидкасистого. - Москва : Россия, 1998. - 640 с. - ISBN 978-5-4468-0229-6
33. Рекомендации по внеурочной деятельности по ФГОС 2022-2023. - Москва, 2021. - URL:clck.ru/34kN5d (Дата обращения: 16.01.2023)
34. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. / Г. К. Селевко. - Москва: Народное образование, 2005. - 556 с. - ISBN 5-87953¬211-9.
35. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007 - 336 с. - ISBN 5-7695-1804-9.
36. Сковородкина, И. З. Педагогика: Учебник / И. З. Сковородкина. - Москва : Академия, 2018. - 256 c. - ISBN 978-5-4468-1494-7
37. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - Москва : Политиздат, 1975. - 272 с.
38. Узнадзе, Д. H. Игра. Теория функциональной тенденции / Д. Н.Узнадзе // Антология гуманной педогогики : Узнадзе. - Москва: Просвещение, 2000. - 136с. ISBN 5-89357-121-5
39. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К. Д. Ушинский. - Москва : Педагогика, 1974 - 584 с.
40. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт
основного общего образования. - Москва : Просвещение, 2011. - 48с.
41. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт
основного общего образования. - Москва, 2023. - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202304100006(Дата обращения: 20.01.2023).
42. Хасбулатов, Р. И. Экономика для 10-11 классов : базовый и углубленный уровни / Р. И. Хасбулатов ; научный редактор В. А. Клоков. - Москва : Дрофа, 2022 - 304 с.
43. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. - Санкт- Петербург : Питер, 2001. - 544 с.
44. Чинькова, Н. С. Игровые технологии в культурно-досуговой
деятельности детей и подростков : учебно-методическое пособие
/ Е. Ю.Никитина; Н. С. Чинькова. - Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2019. - 228 с.
45. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры. / С. А. Шмаков - Москва : Педагогика, 1994. - 238 с. - ISBN 5-7301-0064-7.
46. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве : практическое пособие / Н. Е. Щуркова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2023. - 165 с.
47. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с. - ISBN 5-691-00256-2
48. Ядов, Н. В. Педагогические игры: теория и практика/ Н. В. Ядов. - Москва: Просвещение, 2006. - 335 с. - ISBN 978-5-87555-872-6


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ