Введение 5
1 Аналитический обзор литературы 7
1.1 Понятие силовой выносливости 7
1.2 Анатомо-физиологические особенности подростков 16-17 лет 9
1.3 Проявление силовой выносливости в спортивной борьбе 11
1.4 Методы совершенствования силовой выносливости борцов 20
2 Организация и методы исследования 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 28
3 Результаты исследования и их обсуждение 30
3.1 Результаты первичного тестирования спортсменов 30
3.2 Предлагаемый комплекс упражнений для улучшения силовой
выносливости борцов 16-17 лет 33
3.3 Результаты итогового тестирования спортсменов 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 50
Приложение Б 53
Актуальность. Сегодня достижения в спортивной борьбе на мировом уровне находятся на предельно высоком уровне. Без регулярных и планомерных тренировок с юношества показать высокие результаты практически невозможно. Одной из главных задач подготовки спортивного резерва является подготовка молодых борцов и увеличение престижа этого вида спорта в России [3].
Процесс подготовки юных борцов выступает одним из определяющих вопросов в формировании тренировочного процесса. От рационально выстроенного режима тренировок в начальном этапе, обращение внимание на становлении мастерства в технических аспектах, уровня СФП физических качеств зависит дальнейшее становление спортсменов [6].
Следствием высокого спортивного результата в спортивной борьбе является развитие общей и специальной выносливости спортсменов. Результат атлета в зрелом возрасте прямо пропорционален развитию данных качеств. Недостаточное развитие выносливости приводит к невозможности достижения высокого уровня общей и специальных подготовок спортсменов в спортивной борьбе [3].
Актуальность выбора темы исследования обуславливается важностью развития силовой выносливости у юных борцов для достижения высоких результатов на мировой арене, в чем заключается проблема исследования. Слабая силовая выносливость у юных борцов.
Объект исследования: процесс совершенствования силовой выносливости у борцов греко-римского стиля 16-17 лет.
Предмет исследования: комплекс упражнений силовой выносливости для совершенствования силовой выносливости у борцов греко-римского стиля 16-17 лет.
Цель исследования: повышение уровня силовой выносливости борцов греко-римского стиля 16-17 лет.
Задачи исследования:
1. Провести обзор теоретических аспектов процесса развития силовой выносливости у атлетов классической борьбы 16-17 лет на этапе спортивного совершенствования.
2. Определить уровень силовой выносливости борцов греко-римского стиля 16-17 лет на этапе спортивного совершенствования.
3. Разработать и оценить комплекс физических упражнений для совершенствования силовой выносливости атлетов спортивной борьбы 16-17 лет на этапе спортивного совершенствования
1. В работе был проведен обзор теоретических аспектов процесса развития силовой выносливости у спортсменов спортивной борьбы 16 -17 лет. Выявлено, что возраст 16-17 лет является оптимальным для развития силовой выносливости, возрастают требования к результату в соревнованиях и требования к силовой выносливости растет за счет изменения правил соревнований и важно обратить внимание на это качество.
Дано понятие силовой выносливости, как способности противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. показано, что анатомо-физиологические показатели актуальны именно в этом возрасте. Проявление силовой выносливости в спортивной деятельности говорит о большой доле этого качества в спорте.
В рассмотренных методиках совершенствования силовой выносливости, указывается на то, что предлагается сделать акцент на верхний мышечный пояс.
2. При определении уровня силовой выносливости мы определили, что уровень силовой выносливости спортсменов является средним по показателям: первый тест (сгибание-разгибание рук в упоре лежа) - 4,18%; второй тест (сгибание-разгибание рук в висе на перекладине) - 8%; третий тест (выполнение броска через спину с захватом руки и шеи за 3 минуты) - 9,1%; четвертый тест (бросок манекена с подворотом за 3 минуты) - 6,9%.
3. Анализ итогового тестирования показал, что более 50% всех тестируемых спортсменов экспериментальной группы улучшили свои результаты за месяц работы с включением методических рекомендаций, средние показатели по каждому упражнению увеличились на 1 раз.
Методика совершенствования силовой выносливости представляет собой следующее: круговые тренировки (броски манекена, броски с захватом руки и шеи сбоку, броски с партнером и «восьмерка» с блином 5 кг), скоростно-силовые тренировки (берпи, глубокие приседания, имитация бросков, гребля на тренажере, поднятие амортизационных резинок) при которых экспериментальная группа добавляла утяжелители, либо количество времени выполнения упражнений.
В результате проведения педагогического эксперимента, показана достоверность результата, так как результаты эксперимента показали, что p<0,005. В первом (сгибание рук в упоре лежа) тестировании результаты возросли на 4,18%, втором (сгибание разгибание рук в висе) на 4,63%, третьего (бросок партнера) на 9,1%, четвертого (бросок манекена) на 6,9%.
Можно предположить, что внедрив в тренировочный процесс комплекс упражнений, может позволить улучшить результаты спортсменов силовой выносливости 16-17 лет.
1. Абрамова, Т.Ф. Оптимальный объем специальной тренировочной нагрузки в различных блоках этапной подготовки годичного цикла / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Замотин // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С.6-9.
2. Абдулкиримов, Н. А. Методика совершенствования специальных физических качеств борцов на основе подбора спарринг-партнеров / Н. А. Абдулкиримов. - Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 1 (4). - С. 33-35.
3. Аверьянов А.А. Особенности физической и технической подготовки борцов в группе начального обучения // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2020. - №2. - С. 141-143.
4. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: Учебник / Н.А. Агаджанян,
В.М. Смирнов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство
«Медицинское информационное агентство», 2013. - 576 с.
5. Алексеев, С. В. Спортивное право России: учебник / С. В. Алексеев ; под ред. проф. П. В. Крашенинникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2016. - 1055 с.
6. Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1990. - 284 с.
7. Барчуков, И. С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие / И. С. Барчуков, Г. В. Барчукова. - М.: Юнити, - 2016. - 295 с.
8. Беляев, В. С. Физиологическая оценка работоспособности и силы спортсменов / В. С. Беляев, А. Н. Корнилов, Н. А. Евстюхина, Л. О. Хохлова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2014. - № 3 (15). - С. 61-70.
9. Билич, Г. Л. Атлас: анатомия и физиология человека /
Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, - 2016. - 320 с.
10. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов. - М., -
2014. - 224 с.
11. Ботяев В.Л. Методические приемы реализации спортивного отбора на основе комплексной оценки координационных способностей на различных этапах спортивной тренировки / В.Л. Ботяев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2020. - № 5. - с.2-4
12. Васильев, Г.Ф. Оценка соревновательной деятельности как основа прогнозирования результатов в спортивных единоборствах / Г.Ф. Васильев, А.А. Новиков, Е.Я. Крупник, О.В. Тиунова // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 1. - С. 3-8.
13. Верхошанский Ю. В. «Ударный» метод развития "взрывной" силы // Теория и практика физической культуры, 1968. - № 8. - С. 59-63.
14. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 с.
15. Горанов, Б. Методика подготовки борцов высокой квалификации в греко-римской борьбе на основе сочетания индивидуального стиля соревновательной деятельности и совершенствования излюбленных техникотактических действий / Б.Горанов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - №9 (79). - С. 58-62.
16. Горанов, Б. Взаимосвязь индивидуального стиля соревновательной деятельности и тактики ведения поединков в греко-римской борьбе / Б. Горанов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - №12 (82). - С. 58-60
17. Григорьев, С. А. Физическая культура. Развитие функции равновесия тела: учеб.-метод. пособие / С. А. Григорьев, А. А. Косачев. - СПб.: НИУ ИТМО, 2015. - 5 с.
18. Дерябина Г. И. Содержание специальной физической подготовки спортсменов и динамика её результатов на этапе спортивного совершенствования / Г. И. Дерябина, А. В. Савинкова, М.В. Солтан // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - №2.
- С. 42-45.
19. Закарьяев А.И. Методика развития и совершенствования скоростно-силовых качеств и выносливости у борцов. Спортивная борьба: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт. - 2018. - С. 49-50.
20. Игуменов, В.М. Структура и содержание соревновательного поединка в видах единоборств: монография / В.М. Игуменов, И.Д. Свищёв, А.В. Полухин. - М.: - РГУФКСМиТ, 2019. - 116 с.
21. Илюхин, Н. В. Особенности подготовки борцов вольной борьбы в
городе Лесосибирске / Н. В. Илюхин, З. М. Корзюкова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 4 (84). - С. 729-733.
Жарова И.А., Волкова К.Р. Воспитание силовых качеств борцов 15-16 лет в борьбе Куреш // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11. - С. 21-24.
22. Иссурин, В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: монография / В.Б. Иссурин; пер.с англ.И.В. Шаробайко. - М.: Спорт, 2019. 672 с.
23. Камалов, Р.З. Ситуативность - основа моделирования благоприятных ситуаций при реализации технических приемов в спортивной борьбе, и как частная теория / Р.З. Камалов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3. - С. 81-87.
24. Козлов, В. В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика / В. В. Козлов. - М.: Владос, 2015.- 629 с.
25. Крикуха, Ю.Ю. Моделирование психологической подготовки в грекоримской борьбе на этапе совершенствования спортивного мастерства/ Ю.Ю. Крикуха // Омский научный вестник. - 2015. - № 4(141). - С. 241-245.
26. Кузнецов, А.С. Технико-тактическая подготовка борцов греко-римского стиля на этапе спортивного совершенствования: монография. / А.С. Кузнецов, Ю.Ю. Крикуха. - М.: - ФЛИНТА: Наука, - 2012. - 128 с.
27. Кузнецов, А.С. Организационно-методические основы многолетней подготовки борцов греко-римского стиля: монография. / А.С. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. Т. 1. № 1 (38). - С. 47-56.
28. Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. т.1 организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник для СПО / З. В. Любимова, А. А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 с.
29. Максименко, A. M. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие для студ. вузов / А. М. Максименко. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. - 319 с.
30. Мандзяк А.С. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира / А.С. Мандзяк, О.Л. Артеменко. Минск, 2015. - 562 с.
31. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для институтов / Л. П. Матвеев. - Москва, 2010. - 543 с.
32. Морщинина, Д. В. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Д. В. Морщинина. - М.: КноРус, - 2016. - 160 с.
33. Московченко, О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: монография / О.Н. Московченко. - Москва, «Флинта», «Наука», 2014. - 312 с.
34. Московченко, О.Н. Исследование нейродинамического профиля психофизиологической адаптации у спортсменов циклических видов спорта / О.Н. Московченко, М.И. Бордуков, Г.Н. Казакова, Л.И. Александрова // Спортивная медицина наука и практика. 2016. № 1 С. 57-62.
35. Неробеев Н.Ю. Физическая и технико-тактическая подготовка спортсменок в вольной борьбе с учетом влияний полового диморфизма/ Неробеева Н.Ю // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № - С.98-101.
36. Новиков, А.А. Современные методы тактической подготовки спортсменов / А. А. Новиков и [др.] // Сборник трудов всерос. научно- практич. конференции «Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки», посвященной 75-летию ВНИИФК. М.: ВНИИФК, 2008. - С. 134.
37. Новиков, А.А. Моделирование соревновательной деятельности как процесс оценки предельных и резервных возможностей единоборцев / А.А. Новиков, О.С. Морозов. Г.Ф. Васильев, А.О. Новиков // Вестник спортивной науки. - 2016. - №3 - С. 4-6.
38. Остапенко Л. А. Особенности тренировочного процесса в силовом троеборье на этапе отбора и начальной подготовки : Автореф. дис. канд. пед. наук / Л.А. Остапенко. - М., - 2014. - 22 с.
39. Савченков, Ю. И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков / Ю. И. Савченков. - М.: Владос, 2014. - 735 с.
40. Сагалеев А.С. Тактика соревновательной деятельности борцов (педагогические и этнопсихологические аспекты) / С.В. Калмыков, А.С. Сагалеев.-Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. - 151 с.
41. Сальников, В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография / В.А. Сальников. - Омск: СибАДИ. - 2019. - 411с.
42. Свищёв, И.Д. Концепты истины научных исследований в подготовке единоборцев/ И.Д. Свищёв, В.М. Игуменов, А.В. Полухин // Экстремальная деятельность человека. - 2018. - № 1(42). - С. 53-57.
43. Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. - М.: Советский спорт. - 2013. - 1048 с
44. Смольянов А.В. Методика тренировки по вольной борьбе / А.В. Смольянов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 11-3. С. 157-162.
45. Солодков А. С, Сологуб Е. Б. Физиология человека. Спортивная. Возрастная: Учебник. / А.С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - 3-е изд., испр. и доп.
- М.: Олимпия Пресс, - 2010. - 528 с.
46. Супиков В. Н. Надежность технико-тактических действий квалифицированных борцов-юниоров в вольной борьбе в условиях соревновательной деятельности и методы ее повышения : Дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Супиков Вадим Николаевич: Пенза, 2014. - 126 с.
47. Таймазов А.Б. Индивидуализация соревновательной деятельности спортсменов высокого класса в современной борьбе: учебное пособие / А.Б. Таймазов, С.И. Петров, Р.Н. Апойко, Б.И. Тараканов. - Москва.: Спорт, 2022.- 144 с.
48. Терминология и методика обучения технике борьбы в партере
борцов вольного стиля: методические рекомендации / сост.: Д.Г.
Миндиашвили, К.С. Лавриченко, Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 48 с.
49. Федюкович, Н. И. Анатомия и физиология человека: учебник / Н. И. Федюкович. - РнД: Феникс, 2019. - 573 с.
50. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. - М.: Высш. шк. - 2011. - 368 с.
51. Шулунов А. Р. Силовая подготовка единоборцев: учебно-методическое пособие - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2019. - 76 с.