Введение 4
1. Теоретические основы государственно-общественного управления в контексте социального обслуживания населения 6
1.1 Взаимодействие государства и общества: понятие и модели 6
1.2 Принципы и цели государственно-общественного управления как формы развития системы социального обслуживания населения 14
2. Анализ развития системы социального обслуживания населения города Нарьян-Мар 25
2.1 Социально-экономическая характеристика города Нарьян-Мар 25
2.2 Анализ общественного участия в управлении системы социального обслуживания населения 37
3. Совершенствование государственно-общественного управления в целях развития системы социального обслуживания населения города Нарьян-Мар . 54
3.1 Развитие взаимодействия государства и общества в сфере управления системой социального обслуживания населения города Нарьян-Мар 54
3.2 Развитие института общественного контроля развития системы социального обслуживания населения города Нарьян-Мар 60
Заключение 67
Список использованной литераторы 70
В современных условиях эффективное управления социальной сферой муниципального образования — один из основополагающих институтов современного публичного управления.
Актуальность темы «Государственно-общественное управление как форма развития системы социального обслуживания населения» обуславливается необходимостью поиска результативных форм и методов управления социальным развитием муниципальных образований в современных сложных условиях. Содержание, стиль и методы управления социальной сферой на муниципальном уровне, которые вызывают массу дискуссий в наши дни, вызваны современными процессами.
Ранее управления социальной сферой на муниципальном уровне представляло собой администрирование, каковы м остается и по наши дни. Современные тенденции децентрализации требуют управления иного типа, отличающегося от простого администрирования.
Теоретическую базу исследования составили работы таких авторов как: Г.Л. Тульчинский, С.П. Перегудов, И.С. Семенко, И.С. Глебова и другие. Вышеназванные авторы внесли существенный вклад в анализ практики проблем реализации управления социальной сферой муниципального образования.
Предмет исследования: социальная сфера муниципального образования г. Нарьян-Мар.
Объект исследования: теоретические концепции, практика и меры по созданию условий развития государственно -общественного управления как форма развития системы социального обслуживания населения.
Цель исследования заключатся в разработке мер по созданию условий развития государственно-общественного управления как формы развития системы социального обслуживания населения муниципального образования г. Нарьян-Мар.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы государственно-общественного управления в контексте социального обслуживания населения.
2. Проанализировать потенциал социально-экономического развития МО г. Нарьян-Мар.
3. Оценить уровень социального обслуживания населения МО г. Нарьян-Мар.
4. Разработать предложения по повышению эффективности социального обслуживания населения МО г. Нарьян-Мар на основе использования государственно -общественного управления.
Методика проведения исследования: анализ вторичных материалов, статистический анализ, управленческий анализ, интервьюирование респондентов.
Как показало проведенное исследование, основное назначение социальных услуг — расширение возможностей граждан самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, т.е. максимальное сокращение «нуждаемости» в социальном обслуживании.
В последнее десятилетие в российском обществе утверждаются представления о качественном социальном обслуживании населения, как необходимом условии повышении качества жизни граждан и роста социального потенциала государства. При этом проводимая в стране модернизация системы социального обслуживания населения, прежде всего, внедрение новой модели функционирования системы вызывает трансформацию отношений государства и общества в социальной сфере.
В обществе возникают опасения в отношении гарантий доступности качественных социальных услуг, роста «платности» в сфере социального обслуживания, усиливается недоверие к целому ряду реал изуемыхв стране направлений реформы социальной защиты.
Одновременно отмечается тенденция роста активности граждан в формулировании заказа к социальному обслуживанию, поиске оптимальных форм получения качественных услуг, включая альтернативные формы. В свою очередь государство стремится преодолеть традиционную ведомственную закрытость системы социального обслуживания, создать условия для построения отношений диалога и партнерства с обществом в вопросах функционирования и развития социальной сферы и защиты населения.
Как показал проведенный анализ, в целом полученные данные характеризует деятельности Администрации МО г. Нарьян-Мар как эффективную. Но в системе можно выделить несколько проблем:
1. использование множества разрозненных мер, пособий и выпал социальной поддержки и социальной защиты населения МО г. Нарьян-Мар приводит к снижению агресности защиты и эффективности.
2. рост ограниченности ресурсов системы мер социальной поддержки и социальной защиты населения МО г. Нарьян-Мар.
3. использование при разработке положений социально политики в разделе социальной поддержки и социальной защиты населения преимущественно практик МО г. Нарьян-Мар прошлых лет без адаптации лучших практик.
Предложения об улучшении качества услуг, оказываемых организациями социального обслуживания:
1. Повысить доступность взаимодействия получателей услуг с организацией по электронной почте, и электронных сервисов на официальном Интернет-сайте организации.
2. Обеспечить наличие возможности направления жалобы со стороны получателей услуг в электронной форме на официальном Интернет-сайте организации, по телефону/на "горячую линию" уполномоченного исполнительного органа государственной власти в сфере социального обслуживания.
3. Обеспечить наличие информации о порядке подачи жалобы по вопросам качества оказания социальных услуг организацией на официальном Интернет-сайте организации, на официальном сайте уполномоченного исполнительного органа государственной власти в сфере социального обслуживания в сети Интернет.
4. Обеспечить оборудование территории, прилегающей к организации социального обслуживания, с учетом требований доступности для маломобильных получателей услуг (лиц с нарушением функций слуха, зрения и лиц, использующих для передвижения кресла -коляски).
5. Повысить доступность входных зон для маломобильных групп населения.
6. Повысить доступность специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для инвалидов.
7. Организовать в помещениях видео- и аудиоинформаторы для лиц с нарушением функций слуха и зрения.
В целях создания и реализации механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов системы социального обслуживания населения в городе МО г. Нарьян-Мар предлагается сформировать Межотраслевой совет.
Для совершенствования организации использования потенциал института общественного контроля предлагается использовать потенциал общественного аудита в организации контроля за деятельностью организаций государственного и муниципального управления в системе социального обслуживания населения.
1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181 -ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018)// Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
3. Федеральный закон от 29.12.2015 N 388 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» // Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 8
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
5. Алексеев С.С., Мурзин Д.В. и др. Государственное и муниципальное управление. - М.: Проспект, 2013 947 с.
6. Ахременко А.С. Эффективность государственного управления: политологический и экономический подходы / А.С.Ахременко, Е.А.Юрескул // Общественные науки и современность. - 2013. - N 1. - С.77-88.
7. Басарева В.Г. Регионы России: адаптация к мерам государственного регулирования //Регион: экономика и социология. —2015.—№ 2.—С.29-48.
8. Баженов А.В. Анализ и оценка практики производственных компаний по проведению эффективной социальной политики [Текст] // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - N 3. - С.85-89.
9. Борисов А.Н., Игнатов С.Л. Государственное и муниципальное управление М.: Проспект. 2013. - 545 с.
10. Берестова Л.И. Социальная политика / Л.И. Берестова. —М. : Юриспруденция, 2015. — 104 c.
11. Веремьев В.Л. Новый подход к управлению знаниями в области управления проектами[Текст] //Управление проектами и программами. -2015. - N 2. - С. 104
12. Веревкин Л.П. Крупный бизнес: социальное взаимодействие[Текст] / Л.П.Веревкин, Н.М.Бердыклычева // Энергия: экономика, техника, экология. - 2015. - N 10. - С.61-71.
13. Воронов А.А. Направления развития социального партнерства как механизма разрешения трудовых конфликтов [Текст] / А.А.Воронов, А.Р.Муратова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 14. - С. 2-9.
14. Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations / сост. О.А.Морозов—СПб., СПбГТУРП—2015.- 186 с.
15. Геронина Н.Р. Современные методы повышения устойчивости пенсионной системы Российской Федерации / Н.Р. Геронина, Г.А. Бу нич. — М. : Дашков и К, 2015. — 96 c...(43)