Введение 4
1 Теоретические основы организации внеурочной работы по русскому языку .. 8
1.1 Формы организации внеурочной работы в школе 8
1.2 Внеурочная работа по русскому языку в школе 14
1.3 Возможность использования ресурса социальных сетей во внеурочной
работе в школе 19
2 Методические основы организации внеурочной работы по русскому языку 28
2.1 Анализ педагогического опыта по организации внеурочной работы по
русскому языку 28
2.2 Использование ресурса российской социальной сети «ВКонтакте» в
организации внеурочной работы по русскому языку 32
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 52
Приложение Б
На сегодняшний день современное образование нацелено на всестороннее развитие личности обучающегося, актуализируется проблема формирования подрастающего поколения, способного к активной жизнедеятельности в условиях современного мира. Одним из основных условий гармоничного существования сегодня является свободное владение национальным языком в разных ситуациях, сферах общения [52]. Русский язык является важнейшим источником и средством познания, во многом это обуславливается высокой степенью его развития, богатством лексического и грамматического состава. Являясь универсальным средством передачи социокультурного опыта, язык позволяет установить преемственность традиций, овладеть культурным наследием государства. Русский язык как учебный предмет занимает ведущее положение в системе современного образовательного процесса, который в свою очередь не ограничивается рамками урочной деятельности. В связи с этим важное значение приобретает организация внеурочной работы по русскому языку. Главным преимуществом такой работы с обучающимися является ее благоприятная среда, которая имеет широкие возможности для расширения и углубления знаний по русскому языку, повышения познавательной активности и мотивации к обучению.
Особую роль в организации внеурочной работы по русскому языку играет принцип занимательности. Это один из ключевых аспектов, который позволяет увлекать обучающихся во внеурочное время. Интерес к изучению русского языка может быть пробужден путём использования разнообразных форм организации, применения на занятиях средств ИКТ технологий, наглядных материалов, интерактивных заданий, лингвистических задач, игр, конкурсов и т.п. Данный принцип позволяет обучающимся укрепить и расширить знания в свободной и интересной форме, что усилит познавательный интерес. Кроме того, внеурочная работа обладает широким воспитательным потенциалом, что помогает обеспечить полноценное личностное развитие, повысить ценностное отношение к языку [46].
Говоря об особенностях современного образования, отметим, что в связи с процессом информатизации наибольшую популярность у подростков приобретают социальные сети. Они могут стать благоприятной средой для формирования познавательного интереса к обучению[30]. Одной из популярных медиа-платформ является российская социальная сеть «ВКонтакте». Ресурс обладает удобным функционалом, способным реализовать ряд образовательных и просветительских задач.
Отметим, что использование социальных сетей во внеурочной работе по русскому языку гармонично встраиваются в тренд развития электронной педагогики, легко адаптируясь к своевременной парадигме принципов непрерывности, преемственности, диалогичности, дифференцированности, интерактивности.
Вопросы организации внеурочной работы по русскому языку обсуждались такими методистами, как: Н. Н Ушаковым [51], B.T. Пановым [36], И. Н. Поповой [39].
Актуальность работы обусловлена тем, что внеурочная деятельность является неотъемлемым элементом современного школьного образования. Приоритетное значение обусловлено обновлённым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Основного Общего Образования [52], ставящим во главе цель всестороннего развития обучающегося, его способностей для успешной адаптации в современном обществе. Кроме того, в стремительный век развития технологий, глобальной сети Интернет наблюдается тенденция к снижению языковой грамотности молодого поколения. Всё чаще язык школьников пестрит англицизмами, словами интернет-сленга, письменная речь порой не связна и лишена логической стройности. Таким образом, прослеживается явная необходимость создания благоприятной воспитывающей среды, способной не только создавать условия для личностного развития обучающихся, но и повышать навыки владения русским языком, развивать познавательный интерес. Следовательно, главной задачей учителя русского языка становиться создание таких условий во внеурочной деятельности, чтобы развитие личности обучающихся осуществлялось эффективно.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить теоретические основы внеурочной работы по русскому языку и организовать деятельность обучающихся 8 класса по созданию сообщества «РУССГРАММ» в российской социальной сети «ВКонтакте»
Объект - внеурочная работа по русскому языку.
Предмет - организация внеурочной работы по русскому языку в 8 классе.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать формы внеурочной работы в школе;
2) рассмотреть особенности организации внеурочной работы по русскому языку;
3) охарактеризовать возможности использования ресурса социальной сети во внеурочной работе в школе;
4) проанализировать опыт педагогического сообщества по организации внеурочной работы по русскому языку;
5) разработать методические рекомендации по использованию ресурса российской социальной сети «Вконтакте» в организации внеурочной работы по русскому языку.
Методологической основой выступают работы таких методистов, как: И. Н. Поповой, А. В. Мудрика, А. В. Текучева, Т. И. Шамовой, Б. Т. Пановой.
Для решения задач использовались следующие методы:
- теоретический анализ методической и научной литературы по теме исследования;
- опрос, сравнение, обобщение, метод обработки результатов проводимого исследования.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы учителями во внеурочной работе по русскому языку, а также студентами в ходе подготовки к практическим занятиям по методике обучения русскому языку.
Апробация работы. Отдельные материалы были апробированы в форме доклада на тему «Организация внеурочной работы по русскому языку» на I Всероссийском молодёжном научном форуме «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 8 ноября 2022г.), на II Всероссийском молодежном научном форуме «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» г. Лесосибирск, (11 апреля 2023г.), а также в виде публикации статьи «Организация внеурочной работы по русскому языку» [32]. Проект внеурочной деятельности, разработанный в рамках исследования, был представлен методическому объединению учителей русского языка и литературы МБОУ «Лицей г. Лесосибирска» и реализован в период работы пришкольного летнего лагеря. Результатом работы можно считать созданное совместно с обучающимися 8 класса сообщество «РУССГРАММ».
Исследование выполнено по заказу МБОУ «Лицея г. Лесосибирска», имеет акт о внедрении результатов работы в образовательный процесс.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (59 наименований). Общий объем работы - 50 страниц основного машинописного текста.
В ходе выполнения выпускного квалификационного исследования нами были сделаны следующие выводы.
На сегодняшний день педагогическое сообщество активно рассматривает идею повышения эффективности образования за счёт включения обучающегося в культурно-образовательную среду, которая бы способствовала не только развитию предметных результатов, но и формированию социально значимых качеств личности. Такой благоприятной средой может стать внеурочная работа. Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Изучив нормативные документы в сфере образования, научную, педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что внеурочная работа обладает широким спектром возможностей для формирования метопредметных результатов у обучающих.
В рамках выполненного исследования, выявлены особенности организации внеурочной работы по русскому языку. Нами были рассмотрены общедидактические и общеметодические принципы, основные формы организации, возможности методов и приёмов, используемых во внеурочной деятельности. Это позволило заключить, что внеурочная работа по русскому языку обладает специфическими особенностями и широкими возможностями с целью формирования языковых и личностных компетенций.
Изучив научную и методическую литературу по теме исследования, мы установили, что в условиях стремительной информатизации общества и образования, социальные сети становятся эффективным инструментом организации учебного процесса вне школы. Проведённый в рамках нашего исследования анализ социальных сетей показал, что большим потенциалом для организации внеурочной работы по русскому языку обладает российская социальная сеть «ВКонтакте». При систематическом использовании педагогом рассматриваемая интернет-площадка способна повысить мотивацию и познавательный интерес к предметной сфере русского языка.
Проведённый опрос педагогического сообщества позволил сделать вывод о том, что внеурочная работа по русскому языку - востребованная форма деятельности в общеобразовательных учреждениях. Однако несмотря на имеющиеся разнообразные формы и методы учителя русского языка, принявшие участие в опросе, отдают предпочтение традиционному характеру проведения внеурочной работы.
Нами был разработан и реализован проект внеурочной деятельности по русскому языку в виде проектной группы школьников 8 класса. Занятость подростков подразумевала создание сообщества, популяризирующего русский язык посредством ресурса российской социальной сети «ВКонтакте». В рамках подготовки сообщества обучающиеся 8 класса, осуществляли поиск и подбор интересных фактов из истории языка, проводили конкурсы и опросы на знание норм русского языка. Результатом проделанной работы можно считать разработанное совместно с школьниками сообщество «РУССГРАММ».
Таким образом, можно заключить, что поставленные задачи выполнены, цель - достигнута.
1. Алиева, Л. В. Внеурочная деятельность школы - инновационный блок основного образования и общественного воспитания учащихся / Л. В. Алиева. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - С. 14-24.
2. Атарщикова, Т. Н. Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности / Т. Н. Атарщикова, А. А. Калитвенцева, А. Н. Головченко // Молодой ученый. - 2017. - № 22.1 (156.1). - С. 1-3.
3. Ахбарова, Г. Х. Внеурочная работа как одно из направлений приобщения к чтению и популяризации русского языка / Г. Х. Абхарова, Т. О. Скиргайло, Л. К. Хисматова //Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2021. - №. 1. - С. 227-232.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов: словарь / О. С. Ахманова. - Москва : Советская энциклопедия, 1969. - 607 с. - ISBN 5¬354 00600-7.
5. Балдаков, Б. Э. Использование социальных сетей в образовании / Б. Э. Балдаков, Т. Н. Балданова, Н. В. Будаева, А. Н. Мирошникова // Форум молодых ученых. 2022. - №4 (68). - С. 36-39.
6. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Москва: Междунар. пед. академия, 2005. - 209 с. - ISBN 5-87977-023-0.
7. Григорьев, С. Г. Социальные сети в образовании / С. Г. Григорьев // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2010. - №. 19. - С. 78-83.
8. Гришанова, И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности школьников / И. А. Гришанова - Ижевск. - 2010. - 56 с.
9. Давоян, О. Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / О. Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Международной научной
конференции - Челябинск, 2013. - С. 83-85. -
URL:ййрз://шо1исй.гн/соп17ре4/агсйще/69/3714/(дата обращения: 20.11.2022).
10. Дейкина, А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка :
учебник / А. Д. Дейкина. - Москва : Просвещение, 1990. - 176 с. -
ISBN 5 09 001872-3.
11. Дружба, О. В. Социальные сети как пространство интернет- социализации молодежи / О. В. Дружба, И. А. Каирова, М. В. Кошман // KANT. - 2020. - № 1 (34). - С. 143-151.
12. Епишко, К. Д. Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе / К. Д. Епишко // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2022. - С. 354-357.
13. Илюхина, Е. В. Формирование речевой культуры школьников в контексте информационно-коммуникационного пространства /Е. В. Илюхина // Образовательные технологии в современном учебно-воспитательном пространстве. - 2022. - С. 86-91.
14. Имомова, Ш. М.Роль социальных сетей в образовании / Ш. М. Имомова, Ф. Ф. Норова // Universum: технические науки. 2022. - №10-1 (103).- С. 30-32.
15. Ишкулова, Ш. Т. Медиа как фактор социализации подростков / Ш. Т. Ишкулова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 87. - С. 90-94.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова- Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 448 с.- ISBN 5-7695-2145-7.
17. Коломейченко А. С. Информатизация общества: курс на новые ориентиры / А. С. Коломейченко, А. С. Яковлев // УЭкС. - 2017.- №8 (102). - С. 2-2.
18. Колосницына, Н. Б. Информатизация в образовании: проблемы и перспективы / Н. Б. Колосницына // Пермский педагогический журнал. - 2019.- №10. - С.63-66.
19. Коновалова, Н. И. Психолингвистические основы методики обучения русскому языку / В. В. Яцкова //Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2011. - №. 9. - С. 194-202.
20. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации- официальный интернет -портал правовой информации. - 2023. - URL:http://www.pravo.gov.ru/
21. Кох, И. А. Социальные сети как средство коммуникации в образовательной среде вуза / И. А. Кох, А. В. Мельник // Социум и власть. -
2019. - №1 (75). - С. 33-40.
22. Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции. - 2020. - №. 1. - С. 123-126.
23. Куликова, А. П. Особенности контента образовательных сообществ в социальной сети ВКонтакте / А. П. Куликова // Челябинский гуманитарий. - 2019.- №4 (49). - С. 33-39.
24. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская. - Москва : Академический проект, 2006. - 600 с.
25. Лучинкина, А. И. Специфика интернета как института социализации /
А. И. Лучинкина // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2019. - № 1. - С. 59-69.
26. Малыковцева, И. В. Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования / И. В. Малыковцева //Вестник научных конференций. - ООО Консалтинговая компания Юком, 2018. - №. 10-1. - С. 69-70.
27. Матанис, В. А. Социальные сети в образовании: проектирование массовых информационных потоков / В. А. Матанис // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015.- №6. - С. 261-264.
28. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н. В. Матяш. - Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.- ISBN 978-5-4468-0645-4.
29. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик, под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. -Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.- ISBN 978-5-7695-8842-6.
30. Мурзина, Е. В. Медиапотребление в условиях трансформации современного общества / Е. В. Мурзина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - № 5 (68). - С. 228¬235.
31. Мурзина, Е. В. Исследование медийно-информационной грамотности российских подростков / Е. В. Мурзина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета- 2020. - №. 2 (65). - С. 42-49.
32. Назаров, И. И. Организация внеурочной работы по русскому языку / И. И. Назаров // Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты : сборник научных статей II Всероссийского молодежного научного форума / ответственный редактор О.Б. Лобанова. - Красноярск, 2023. - С. 154-157.
33. Новикова, Л. И. Турнир знатоков русского языка / Л. И. Новикова, О. Н. Левушкина // Русский язык в школе. -2012. - №8. -С.37-42.
34. Нурманбетова, Я. А. Формирование познавательного интереса в процессе внеурочной деятельности по русскому языку в начальных классах /Я. А. Нурманбетова, М. В. Юрьева //Наука и Образование. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 198-198.
35. Опарина, Е. В. Роль школьного пресс-центра в современных моделях медиаобразования / Е. В. Опарина // Наука и школа. - 2022. - №. 1. - С. 48-53.
36. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку : пособие для учителей / Б. Т. Панов. - Москва : Проосвещение, 1980. - 180 с.
37. Панов, В. Г.Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / В. Г. Панов. - Москва : Большая Рос. энцикл., 1999. - 607 с.
38. Полуянова, Л. Е. Создание условий для развития информационно-познавательной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе (из опыта работы методического объединения) / Л. Е. Полуянова // Пермский педагогический журнал. - 2016. - №. 8. - С. 219¬225.
39. Попова, И. Н. К вопросу о воспитательном потенциале внеурочной деятельности / И. Н. Попова // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии воспитания в Российской Федерации : материалы III Всерос. Науч.-практ. конф. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - С. 272-277.
40. Прохорова, В. С. Особенности организации внеурочной деятельности подростков в современных условиях / В. С. Прохорова // Вестник магистратуры. - 2019. - № 2-1 (89). - С. - 49 - 51.
41. Роговенко, Т. В. Особенности организации внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ФГОС НОО второго поколения / Т. В. Роговенко //Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - №. 1. - С. 222-223.
42. Селиванова, Н. Л. Воспитание в современном обществе: взгляд на проблему / Н. Л. Селиванова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 1. - С. 18-19.
43. Сидорова, И. В. Развитие мотивации учащихся к самореализациина уроках и во внеурочной деятельности / И. В. Сидорова, А. В. Ананьева //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №. 1. - С. 32-35.
44. Синицына, Г. П. Использование информационно-комуникационных
технологий во внеурочной деятельности : методическое пособие /
Г. П. Синицына, Н. С. Макарова, М. А. Максимова; под общей редакцией Н. В. Чекалевой. - Омск. - 2008. - 100 с. - ISBN 978-5-9925-1121-5.
45. Сорокина, О. Н. Роль и значение образов-информационных моделей в СМИ / О. Н. Сорокина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 2. - С. 201-203.
46. Сытина, Н. С. Феномен «внеурочная деятельность»: ключевые смыслы, проблемы организации и реализации / Н. С. Сытина, Н. Е. Хабибова //Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - №. 6 (85). - С. 40-46.
47. Текучёв, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучёв. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1970. - 605 с.
48. Тихонов, С. М. Роль СМИ в социализации подростков-школьников / С. М. Тихонов // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы трудов XII Международной научно-практической конференции.В 3 частях. Ч. 2 / Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. - Пенза, 2020. - С. 213-215.
49. Ткаченко, И. С. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе / И. С. Ткаченко, Ю. И. Богатырева//Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2017. - Т. 3. - №. 3 (13). - С. 44-50.
50. Усова, А. В. Формирование учебных умений и навыков обучающегося / А. В. Усова, А. А. Боброва. - Москва : Просвещение, 2013. - 122 с.
51. Ушаков, Н. В. Внеурочная работа по русскому языку / Н. Н. Ушаков, Г. И. Суворова. - Москва : Просвещение, 1985. - 175 с.
52. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования. - URL:http://з1апйаг1.е4и.ги(дата обращения: 11.02.2022).
53. Хуторской, А. В.Ключевые компетенции как компонет личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
54. Чванова, М. С.Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России / М. С. Чванова, М. В. Храмова, В. Ю. Лыскова, Д. И. Михайлова, А. Ю. Моргунова, А. А. Молчанов // ОТО. - 2014. - №3. - С. 472-493.
55. Чечель, И. Д. исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога в пространстве учащегося в современной школе: монография / И. Д. Чечель. - Москва : Академия, 2010. 128 с. - ISBN 5-88753-021-9.
56. Чибухашвили, В. А. Возможности и перспективы использования
компьютерных технологий в преподавании русского языка и культуры речи /
В. А. Чибухашвили//Современные технологии в преподавании русского языка : материалы международной научно-практической конференции, к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета. Ч. 1 / Московский педагогический
государственный университет. - Москва, 2020. - С. 371-375.
57. Шамова, Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие / Т. И. Шамова . - Москва : Московский пед. гос. ун¬т., 2005. - 197 с. - ISBN 5-88313-486-6
58. Шарапова, О. Ю. Материалы для внеклассной работы по лексике, фразеологии и словообразованию / О. Ю. Шарапова // Русский язык в школе. -
1995. - С. 51-54.
59. Шевейко, С. В. Совершенствование коммуникативных умений старших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку /
С. В. Шевейко // Проблемы современного педагогического образования. -
2020. - №68-2. - С. 377-380.
60. Яцкова, В. В. Развитие одарённости обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности / В. В. Яцкова //Вестник науки и образования. - 2020. - №. 1-1 (79). - С. 45-47.