Только Word
Введение 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ 12
Глава 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ 25
2.1. Современное историческое образование в условиях реализации ФГОС 25
2.2. Формирование универсальных учебных действий через изучение культуры на уроках истории в условиях реализации ФГОС 31
2.3. Общая характеристика историко-культурного стандарта 36
2.4. Примерные рабочие программы истории России в 9 классе 40
Глава 3. ОТРАЖЕНИЕ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
47
3.1. Концепция единого учебника истории 47
3.2 Анализ «единых» учебников истории России примере учебников для 9 классов 51
3.3. Методические разработки практикующих учителей, посвященные изучению вопросов культуры на уроках истории 57
Глава 4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ В 9 КЛАССЕ 64
4.1. Эффективность применения современных технологий обучения для учащихся старшего подросткового возраста 64
4.2. Методическая разработка игры-квеста «Серебряный век красноярской архитектуры» 67
Список используемой литературы
Приложение
Понятие «история» имеет множество значений. Это и собственно прошлое, и наука изучающая прошлое. Наконец, история является и учебным предметом, изучаемым в образовательных учреждениях. В этом смысле она имеет значение не только для тех, кто его изучает, но и для всего общества. Общее представление о своей истории является одной из важнейших скреп, не менее значимой, чем совместное проживание на одной территории, язык, гражданство.
События конца XX века привели к кризису идентичности у населения бывшего Советского Союза. Граждане великой державы, которые в основной массе разделяли общие представления о единых исторических корнях, оказались жителями 15 признанных и 4 непризнанных государств. Новые политические элиты, формировавшиеся в этих государствах, объективно были заинтересованы в создании нового исторического поля, который часто входил в противоречие либо в прямой конфликт с историческим сознанием большинства населения.
Одно из наиболее ярких явлений этого процесса - учебники истории, те книги, с которых у каждого человека начинается осмысленное знакомство с прошлым.
С одной стороны, в течение последних 20 лет продолжали активно использоваться учебники, созданные в поздний советский период и незначительно переработанные в духе новых веяний. С другой стороны, появлялись новые учебники и учебные пособия. Стоит отдать должное их авторам, которые предпринимали попытки ответить на запросы современного общества, новые научные подходы, но спешный характер их подготовки, субъективизм отражали характер переходной эпохи и создавали массу проблем как для ученика, так и для учителя, а значит и для общества в целом.
К тому же происходило это на фоне глобальных сдвигов состояния мировой цивилизации, которые по-новому ставили вопросы о самоидентификации народов, сообществ, личности. Конкретное историческое рассмотрение этих сдвигов позволяет сделать вывод, что откровенной ревизии подвергаются важнейшие события новой и новейшей истории, в частности Вторая мировая война и ее итоги. Эта ревизия распространяется и на более ранние периоды истории.
Школа и школьный учебник истории в этих условиях также превращаются в передовую линию борьбы за умы и души молодого поколения. Поэтому появляется необходимость серьезных шагов в отношении преподавания интересам и чаяниям российского общества.
Школа - это уникальный социальный институт, формирующий личность человека и его гражданскую позицию. На государство возложена функция образования, но на содержание образовательных программ есть разные точки зрения.
Зимой 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям В.В. Путин высказал идею единого учебника по истории, которой был бы свободен от двойных толкований и имел бы официальную оценку происходящего: «Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур. Учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам». В августе 2014 года министерство образования и науки Российской Федерации отказалось от идеи единого учебника и пришло к выводу о необходимости написания историко-культурного стандарта, на который будут основываться все новые ученики истории.
На данный момент новые учебники трех издательств, написанные на основе историко-культурного стандарта, используются в школах Российской Федерации. Единая линейка учебников истории позволила продемонстрировать непрерывность российской истории.
Историко-культурный стандарт вводит антропологический подход. В учебниках, используемых ранее, доминировала традиционная установка на политическую школу. Итогом такого обучения являлось искажение исторической реальности.
В современных учебниках истории роль личностей, социокультурные факторы и повседневность нашли свое достойное отражение, причем не только биографии выдающихся людей, но и судьбы рядовых граждан. Остается понять, как, какими способами и методами дать понять данную историческую эпоху.
Модернизация российского образования, создание концепции профильного образования, расширение информационного поля, появление множества различных интерпретаций и противоположных оценок событий прошлого, в конечном счете привели к изменению целей общего образования. Как мы говорили выше, сегодня главная цель образования, это не получение знаний, умений и навыков, а развитие творческих способностей каждого обучающегося, раскрытие им своих возможностей, социализация личности, подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. ...