Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция эмоциональной сферы дошкольников методом сказкотерапии

Работа №151465

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема формирования эмоциональной сферы дошкольника... 6 1.1.Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 6
1.2 Происхождение и причины тревожности детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3 Сказкотерапия как метод коррекции эмоциональной 24
1.4 Использование игротерапии в психокоррекционном процессе 31
Выводы к главе 1 38
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы дошкольника и возможности ее коррекции с помощью сказкотерапии 41
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольника 41
2.2. Программа коррекции эмоциональной сферы дошкольника средствами
сказкотерапии 49
2.3. Анализ результатов коррекционных занятий 49
Выводы к главе 2 55
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложение


Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
Все чаще стал использоваться термин «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная агрессивность, обидчивость, и многое другое. Зачастую взрослым сложно разобраться в своих чувствах, а как же сложно сделать это детям. Детям трудно сдерживать свои эмоции. Это не плохо, но часто этими чувствами выступают - злость, обида, печаль, горе и др. эмоции.
Часто страхи, плохая успеваемость, замкнутость, «заторможенность» и другие проблемы являются лишь симптомами. Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной я - концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса.
Изучением эмоциональной сферы занималось много психологов. Это П.М.Якобсон, Т.Б.Пискарева, Божович, Н.С.Лейтес, Фельдштейн, Л.С.Славина, Уинтер и Валлас, Н.Погосова и другие. Среди тех, кто разрабатывал программы коррекции эмоциональной сферы можно выделить Т.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Грабенко, Д.Фролов, Н.Погосова...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В дошкольном возрасте наблюдаются изменения в эмоциональном
компоненте самосознания. Это происходит в связи с расширением круга общения ребенка, появлением в его окружении новых значимых людей. То есть благодаря этому могут происходить качественные изменения в самооценке. В третьем компоненте - саморегулировании - также наблюдаются изменения: в зависимости от уровня развития самопознания и от самооценки, у ребенка уже в дошкольном возрасте могут уже начать формирование навыки саморегуляции, которые проявляются в волевых качествах.
Сказкотерапия - это действенный механизм развития как самосознания, в частности, так и личности в целом. Вплоть до настоящего времени огромный развивающий потенциал сказок используется недостаточно широко, в то время как именно сказка зачастую заставляет нас задуматься о наших ценностях, о наших ошибках, заставляет нас заглянуть внутрь себя. Именно на себя в нашем современном мире очень часто не хватает времени, а сказка дает нам это время и тем самым позволяет хоть на какое - то мгновение побыть наедине с самим собой. Как мы видим, значимость сказки для взрослых очень велика, а, следовательно, ее значение для детей выше в несколько раз. Так как именно в детстве мы усваиваем все важнейшие ценности общества, мы усваиваем модели поведения и т.п. При помощи сказкотерапевтических занятий этот опыт усваивается осознанно, в процессе обсуждения сказки, которое направляет ведущий.
Сопоставление результатов повторной диагностики между экспериментальными и контрольными группами до и после коррекционных занятий позволяет нам сделать следующие выводы:
Во-первых, задачи, обозначенные нами в коррекционной программе были нами решены.
Во-вторых, у детей произошли позитивные изменения в уровне самооценки, снизился уровень тревожности.
В третьих, дети научились различать мимические выражения эмоций и силу их выраженности.
В четвертых, родители отмечают, что дети стали более спокойные, менее утомляемые, иене робкие, менее агрессивные, менее упрямые, менее раздражительные.
На основании данных выводов мы можем сделать заключение, что использование сказкотерапии с элементами игротерапии и арттерапии в коррекции эмоциональной сферы дошкольника дает положительные результаты и может быть использована в работе практического психолога.



1. Бережная Н. Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика / Январь, Февраль / 2007.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.,2001. - 144с.
3. Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или как стать победителем. — Ростов н/Д., 2006.- 45с.
4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2001.- 310 с.
5. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб., 2001.- 400с.
6. Ильин Е.К.Эмоции и чувства. - СПб., 2001.-752 с.
7. Колмагорова Л.С., Холодкова О.Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии №1, 2001, с.47-56.
8. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.-992 с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М., 1999.- 176 с.
10. Лютова Е.К., Ионина Г.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2007.- 136 с.
11. Матюхина М.В., Михальчук Т.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника. - М., 1976.
12. Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника. - М., 1975.
13. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
14. Пастухова И. В. Использование сказкотерапии в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 65-66.
15. Петрова Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной работе.// Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы №3, 1996, с.29-35...24


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ