Введение 3
1 Теоретико-методические предпосылки сопровождения группового
взаимодействия будущих педагогов при решении профессиональноориентированных проблемных ситуаций 7
1.1 Сущность понятия «профессионально-ориентированные проблемные
ситуации» и необходимость их использования в процессе подготовки будущих педагогов 7
1.2 Специфика сопровождения группового взаимодействия будущих
педагогов при решении проблемных ситуаций 12
1.3 Приемы сопровождения группового взаимодействия будущих
педагогов при решении проблемных ситуаций 21
Выводы по первой главе 28
2 Практика сопровождения группового взаимодействия будущих педагогов
при решении профессионально-ориентированных проблемных
ситуаций 30
2.1 Описание практического применения приемов сопровождения
группового взаимодействия будущих педагогов при решении профессионально-ориентированных проблемных ситуаций 30
2.2 Результативность приемов сопровождения группового взаимодействия
будущих педагогов при решении профессионально-ориентированных проблемных ситуаций 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение А Тест К. Томаса «Типы поведения» 60
Приложение Б Анкета для студентов «Готовность к взаимодействию» 65
Актуальность исследования. Решение проблем, возникающих в профессиональной деятельности, является одним из важных умений. Так как сейчас общество заставляет жить в условиях неопределенности и неизвестно, какая проблема появится в скором времени и как подобрать способ для её решения тоже заранее неизвестно. Одним из показателей готовности студента к профессиональной деятельности является умение решать проблемы, возникающие на практике. Подготовка студентов к эффективному решению этих проблем может осуществляться на основе погружения их в проблемные ситуации. Под проблемными ситуациями будем понимать интеллектуальное затруднение, возникающее у человека в том случае, когда ему сложно объяснить какое-то явление, факт, процесс или невозможно достичь цели известными способами. Организация занятий с применением таких ситуаций создает пространство для активности обучающихся. Проблемные ситуации эффективнее решать в групповом взаимодействии, в связи с тем, что опыта одного обучающегося может оказаться недостаточно. Организация групповой работы позволяет повысить активность обучающихся. А та работа, в ходе которой обучающиеся занимают активную позицию, необходима для формирования компетенций будущих профессионалов. Одна из таких компетенций - умение работать в группе, команде отражена в ФГОС ВО 3++ по направлению «Педагогическое образование» и отнесено к универсальным компетенциям - УК-3 «Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде». Одним из вариантов развития данной компетенции является организация группового взаимодействия студентов, а также сопровождение педагога при решении возникающих проблемных ситуаций.
Теорию сопровождения в своих трудах рассматривали такие ученые как Е.И. Казакова, Е.А. Александрова, Е.Б. Манузина, Л.И. Пономарева, Т.Н. Сапожникова, Т.В. Солодовникова, Е.В. Стародубцева, Э.М. Александровская, А.П. Тряпицына, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, А.В. Мудрик, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и др.
Проблемные ситуации описаны трудах Н.В. Альбрехт, А.А. Вербицкого, М.Д. Ильязовой, Н.Е. Зыбиной, А.М. Ионовой, М.В. Ляховицкого, Д.Л. Матухина, Н.Р. Мухтаровой, П.И. Образцова.
Групповая форма организации образовательной деятельности рассматривается в научных трудах М.Д. Виноградовой, В.К. Дьяченко, Ю.Б. Зотова, Х.И. Лийметса, В.Я. Ляудис, И.Б. Первина, Д.Н. Исаев и др.
Для того чтобы будущий педагог умел решать возникающие ситуации на практике, необходимо создавать профессионально-ориентированные проблемные ситуации в процессе его обучения, позволяющие погрузить студентов в профессиональные проблемы, которые могут возникнуть у них в ходе осуществления педагогической деятельности. Групповое взаимодействие позволяет предоставить возможность для самостоятельного решения тех проблем обучающимися, которые невозможно решить индивидуально. В ходе обсуждения задачи у обучающихся происходит взаимообмен ресурсами, вырабатывается совместный способ действия, обучающиеся в итоге решают проблему. Таким образом, меняется роль преподавателя и основной его задачей становится координирование процесса и направление обучающихся на самостоятельный поиск информации. Преподаватель, находящийся в такой позиции, создает обучающимся проблемные ситуации и создает условия для того, чтобы обучающиеся решали эти проблемы самостоятельно. Задача педагога использовать приемы сопровождения группового взаимодействия, чтобы направить обучающихся к решению проблемы. При использовании приемов сопровождения, педагог занимает другую позицию по отношению к обучающемуся, так как в данном случае результат процесса зависит от ученика и педагога в равной степени. Обучающийся занимает активную позицию и становится более самостоятельным, благодаря чему появляется чувство ответственности за результат, возможность оценить, скорректировать свои действия, появляется целеустремленность и уверенность в себе. Педагог же становится консультантом, помощником, сопровождая самостоятельную деятельность студентов.
Проблема: каким образом осуществлять сопровождение группового взаимодействия для продуктивного решения будущими педагогами профессионально-ориентированных проблемных ситуаций?
Тема: сопровождение группового взаимодействия будущих педагогов при решении профессионально-ориентированных проблемных ситуаций.
Объект: профессионально-ориентированный процесс подготовки
будущих педагогов в вузе.
Предмет: приемы сопровождения группового взаимодействия будущих педагогов при решении профессионально-ориентированных проблемных ситуаций.
Цель: выявить и обосновать приемы сопровождения группового взаимодействия будущих педагогов при решении профессиональноориентированных проблемных ситуаций и проверить результативность их реализации в опытно - экспериментальной работе.
Задачи:
• обосновать необходимость профессионально-ориентированных проблемных ситуаций в процессе подготовки будущих педагогов;
• охарактеризовать специфику группового взаимодействия при решении проблемных ситуаций и обосновать потребность его сопровождения;
• определить приемы сопровождения группового взаимодействия будущих педагогов при решении профессионально-ориентированных проблемных ситуаций;
• оценить результативность приемов сопровождения группового взаимодействия будущих педагогов при решении профессиональноориентированных проблемных ситуаций.
Гипотеза: сопровождение группового взаимодействия будущих педагогов при решении профессионально-ориентированных проблемных ситуаций будет результативно, если используются следующие приемы:
• придания личностных смыслов, личностной значимости решаемых профессионально-ориентированных проблемных ситуаций;
• организации групповой коммуникации с использованием модерации;
• ориентации будущих педагогов на использование стратегии сотрудничества в групповом взаимодействии.
Методы:
1. Методы теоретического анализа: понятийно-терминологический анализ психологической и педагогической литературы, изучение и н анализ педагогического опыта по теме исследования.
2. Эмпирические:
• тестирование по методике К. Томаса;
• включенное наблюдение;
• анкетирование студентов направленное на определение готовности к групповому взаимодействию.
3. Математико-статистические: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Результаты опытно-экспериментальной работы и анализ психологопедагогической литературы, позволяют сделать некоторые выводы: для того, чтобы подготовить студентов к реальной практической деятельности, недостаточно традиционного обучения. Формирование готовности обучающихся к практической деятельности осуществляется с помощью инновационных форм и методов. Одним из таких является использование профессионально-ориентированных проблемных ситуаций в обучении. При регулярном использовании их в процессе обучения педагогов, данные ситуации не пугают обучающихся, а становятся тем препятствием, которое необходимо преодолеть, с чем в итоге они справляются. Это позволяет развить у обучающихся определенный набор качеств и компетенций, которые помогут справляться с трудностями в реальной профессиональной практической деятельности.
При использовании профессионально-ориентированных проблемных ситуаций, необходима так же организация группового взаимодействия студентов. Это объясняется тем, что опыта практической деятельности одного студента может оказаться недостаточно, чтобы разобраться и продуктивно решить задачу. Организация группового взаимодействия позволяет студентам обмениваться опытом и знаниями, что позволяет в обсуждении обнаружить большее количество способов решения. Таким образом, можно сделать вывод, что при работе в группе проблема студентами решается эффективнее, так как вариантов решения поступает больше.
При организации группового взаимодействия, педагогу важно включаться во взаимодействие с группами. Сделать это можно через осуществление сопровождения групповой работы с использованием групп приемов. Педагогу необходимо при сопровождении способствовать успешной коммуникации группы, а также помогать ощутить личностную значимость решаемой задачи. Коммуникацию группы можно считать успешной, если получился продукт, а также каждый из участников действует с позиции стратегии «сотрудничество». Включенное наблюдение за педагогами, осуществляющими сопровождение, а также анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие группы приемов:
1. приемы придания личностной значимости ситуациям;
2. приемы ориентации на стратегию поведения «сотрудничество»;
3. приемы организации группового взаимодействия, с использованием методов модерации.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что использование данных групп приемов при сопровождении группового взаимодействия студентов при решении профессионально-ориентированных проблемных ситуаций способствовало положительному изменению, связанному с готовностью студентов к групповому взаимодействию и ориентацию на стратегию «сотрудничество». Более половины студентов после работы ориентированы на стратегию поведения «сотрудничество», о чем свидетельствуют результаты контрольной диагностики.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы
позволяют утверждать, что гипотеза имеет право на подтверждение.
1. Адушкина, К.В. Педагогическое сопровождение и педагогическая
поддержка: взаимосвязь и различия [Электронный ресурс] / К.В. Адушкина, Соколова Е.А., О.В. Лозгачёва. — Режим доступа:
http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf.
2. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества / Е.А. Александрова // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - М.: Известия Саратовского университета, 2007. - С.298-308.
3. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для вузов / Э.М. Александровская, Н.И.Кокуркина, Н.В.Куренкова. — М.: Академия, 2002. — 208 c.
4. Альбрехт, Н.В. Деятельностно-ориентированное обучение как средство формирования профессиональной мобильности студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Альбрехт Нина Васильевна. - Екатеринбург, 2009. - 25 с.
5. Бабичева, Т.А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов [Электронный ресурс] / Т.А.Бабичева // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - №3. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-v-protsesse- aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov.
6. Баданова Т.А. Влияние внешних факторов организации обучения и
готовности студентов к групповому взаимодействию при выборе интерактивных методов обучения математическим дисциплинам в вузе [Электронный ресурс] / Т.А.Баданова // Науковедение. - 2015. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vneshnih-faktorov-
organizatsii-obucheniya-i-gotovnosti-studentov-k-gruppovomu-vzaimodeystviyu-pri- vybore-interaktivnyh.
7. Братчикова, Ю.В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций [Электронный ресурс] / Ю.В. Братчикова // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6. — Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZgruppovye-vzaimodeystviya-obuchayuschihsya- analiz-sovremennyh-tendentsiy.
8. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие / Л.Ф. Бурлачук. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
9. Витвицкая, Л. А. Организация взаимодействия субъектов
образовательного процесса [Электронный ресурс] / Л.А. Витвицкая ZZ Высшее образование в России. - 2009. - №7. — Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZvZorganizatsiya-vzaimodeystviya-subektov- obrazovatelnogo-protsessa.
10. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная система. / О.С Газман. - М.: Инноватор, 1995. - 58 С.
11. Дмитренко, Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования [Электронный ресурс] / Т.А. Дмитренко // Сибирский педагогический журнал. - 2004. — №6 Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZvZprofessionalno-orientirovannye- tehnologii-obucheniya-v-sisteme-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya.
12. Дорофеева, Ю.А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста [Электронный ресурс] / Ю.А. Дорофеева. ZZ Приволжский научный вестник. - 2015. - №4-2 (4). — Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZvZpsihologicheskie-i-vozrastnye-osobennosti- studencheskogo-vozrasta.
13. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении [Текст] / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
14. Евсеенко, Г.Н. Модерация как инновационная педагогическая технология [Электронный ресурс] / Г.Н. Евсеенко. - Режим доступа: http:ZZsmolapo.ruZsitesZdefaultZfilesZDocum/Pom-prepZhelp-12.pdf.
15. Зажогина, Н.В. Психологические особенности принятия решения в процессе группового взаимодействия [Электронный ресурс] / Н.В. Зажогина// Педагогика и психология. - 2009. — № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskie-osobennosti-prinyatiya-resheniya-v- protsesse-gruppovogo-vzaimodeystviya...37