Аннотация 3
Введение 4
1. Теоретические аспекты исследования политики импортозамещения 8
1.1 Характеристика понятия, цели и задачи 8
1.2 Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны. 18
1.3 Мировой опыт импортозамещения 23
2. Анализ и оценка импортозамещения России за 2014-2019г 26
2.1 Характеристика экономического состояния России на период 20142019г 26
2.2 Оценка влияния санкций на экономику Российской Федерации 38
2.3 Методические подходы к оценке эффективности влияния мер
импортозамещения на экономику России 44
3. Направления повышения эффективности импортозамещения 49
Заключение 65
Список использованных источников 69
Актуальность работы. Развитие новых экономических отношений в условиях кризиса мировой экономики связано с формированием новых угроз и рисков для экономической безопасности страны.
Во времена существования СССР процесс импортозамещения не был столь актуален, как на современном этапе развития отечественной экономики. Экономика СССР представляла собой вторую экономику мира по объему ВВП. Страна входила в число 5 стран мира, способных самостоятельно производить все виды промышленной продукции. СССР занимал ведущие позиции в производстве нефти, стали, чугуна, железной руды, минеральных удобрений, добыче природного газа, угля и золота, а также в производстве шерстяных тканей, кожаной обуви, по улову рыбы, поголовью свиней, овец и др.
В период осложнения отношений России с западными государствами возникла угроза прекращения экономического сотрудничества между странами. Следовательно, актуализируется необходимость развития имеющихся производств и создания новых во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства для обеспеченности внутренних потребностей населения. С этой целью с 2014 года в стране взят курс на импортозамещение. Необходимо отметить, что для наиболее эффективной реализации данного процесса национальным производителям следует ориентироваться не только на внутренний рынок, но и на внешний.
После развала Советского Союза и открытия “железного занавеса” в страну хлынул поток иностранной продукции. Для регулирования товарооборота был введен ряд законодательных таможенных актов, пошлин, однако в связи с высокой конкуренцией многие отечественные производители ушли с рынка.
В периоды геоэкономической и геополитической нестабильности, в условиях обострения отношений между Россией и странами Запада, когда товары, которые до этого времени широкомасштабно импортировались в страну, перестают поступать на национальный рынок по причине изменения курса национальной валюты, повышения импортных пошлин и введения санкций против отдельных предприятий, предпринимателей, государственных и политических деятелей, проблематика импортозамещения для развития экономики России, а также региональной экономики приобрела особую актуальность. Именно в такие исторические периоды проблема импортозамещения, если это касается товаров первой необходимости и продукции оборонно-промышленного комплекса, становится не просто важной и актуальной, но и первоочередной. Кроме того, развитие импортозамещающих производств имеет и важное теоретическое значение: разрабатываются концепции промышленного протекционизма либо выбираются концепции максимального участия в освоении мирового экономического пространства.
При этом следует подчеркнуть, что ни одна из концепций не может быть реализована в чистом виде, потребуется определенная комбинация использования отдельных компонентов промышленного протекционизма и идей включенности экономики страны в систему мирохозяйственных связей и отношений. Несмотря на то, что в экономической литературе появились работы, посвященные проблемам импортозамещения, теоретике- методологические и научно-практические исследования носят в основном фрагментарный характер.
...
После проведенного исследования по теме работы можно сказать, что ее цель достигнута.
Выделим следующие цели политики импортозамещения:
• преодоление технологического отставания и достижение экономической независимости,
• стимулирование совокупного спроса,
• стимулирование инноваций.
В России проведение мер по импортозамещению вызвано не столько экономической необходимостью, столько полититической ситуацией, возникшей в 2014 году. Не смотря на это, большая доля потребности в снижении импортозависимости в России существует.
За время, прошедшее с начала запуска Плана содействия импортозамещению, были достигнуты определенные успехи, но в целом импорт уменьшился незначительно, а в некоторых сферах (например, машины и оборудование) увеличился.
Трудность преодоления импортозависимости развивающихся стран связана с рядом проблем социального, экономического, технического и институционального характера: сильное влияние политических интересов, негибкость государственного аппарата, влияние интересов малых групп на распределение выделенных ресурсов, необходимость удовлетворения запросов электората, сложность перестройки структуры экономики и структуры человеческого капитала, а также проблема сетевых эффектов.
Анализ проблем позволяет предположить, что столь активные и прямолинейные действия в области стимулирование некоторых отраслей промышленности и сельского хозяйства скорее всего не будут эффективны без качественных системных изменений в экономике. На наш взгляд государству нужно сосредоточиться на переходе Российской Федерации в постиндустриальную стадию развития. Для этого необходимо провести комплекс мер по повышению эффективности работы сфер, в которых создается интеллектуальный человеческий капитал. Это, в первую очередь, система образования и науки, а также социальная среда. Кроме того, следует сосредоточиться на совершенствовании институтов государственного управления. Без этого любые мероприятия, осуществляемые с его помощью, будут направлены на рост благосостояния малых групп, а не общества в целом. Когда качество человеческого капитала и эффективность работы органов власти будут стабильно повышаться, структура экономики начнет меняться сама собой и политика импортозамещения органично впишется в новые условия хозяйствования.
Анализ опыта стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а так же Норвегии в области импортозамещения позволяет сделать некоторый вывод о том, что необходимо проводить политику импортозамещения с учетом экспортного потенциала отечественного производства в нефтяной и смежных отраслях промышленности. Россия же ориентируется на внутренний рынок и потребительский спрос который накладывает ограничение на рост для промышленных предприятий и ведет к сохранению технологий, используемых в их операционной деятельности. При долгосрочной ориентации на внутренний рынок и одновременной крупномасштабной государственной поддержке местной промышленности может развиться сильное искажение инвестиционных стимулов в экономике. Внутренний рынок России недостаточно развит и не позволяет надеяться на естественные рыночные механизмы, стимулирующие развитие нефтяных компаний.
Ориентация на мировые рынки будет стимулировать развитие конкурентоспособности отрасли за счет снижения эксплуатационных затрат на производство готовой продукции, что, в свою очередь, обеспечит максимальный мультипликативный эффект промышленного развития в рамках политики импортозамещения.
...
1. Мардалиева Э. Б., Камбулатова М. X. Импортозамещение // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 907-909.
2. Фальцман В.К. Форсирование импортозамещения в новой
геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1.
3. Березинская О.Б., Ведев А.Л. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1.
4. Федосеева Г.А. Сущность и развитие теории импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 144-148.
5. Орехова Т.Р. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Т.Р. Орехова, О.В. Карагодина и др. Под науч. ред. Т.Р. Ореховой. - М.: ИНФРА-М, 2014.
6. Крылатых Э. Н. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции: Монография / Крылатых Э. Н., Мазлоев В. 3., Межонова Н. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
7. Алтухов А. Продовольственная безопасность России в условиях зарубежных санкций // АПК: Экономика, управление. 2014. № 12
8. Импортозамещение: первые шаги // Бизнес России // [Электронный ресурс]. URL: http://businessofrussia.com/dec-2014/item/968
9. Указ Президента РФ от 29.07.2015 N 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
10. Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/
11. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2016 года // Федеральная таможенная служба // [Электронный ресурс]. URL:
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24772:- 2016-&catid=53:2011-01-24-16-29-43 (дата обращения: 05.04.2017)
12. Britanica Encycopedia online. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://global.britannica.com/topic/importsubstitution
13. Фрумкин, Б. (2015). Агропромышленный комплекс России в условиях «войны санкций» // Вопросы экономики. №12.
14. Официальный сайт импортозамещения в России // [Официальный сайт]. URL: http://zimport.ru
15. Государственная программа Российской Федерации «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».
... всего 60 источников