Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представление студентов СФУ о стрессе

Работа №151378

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические подходы к изучению представлений о стрессе у студенческой
молодежи 6
1.1 Общие представления о стрессе 6
1.2 Изучение проявлений стресса и представлений о нём у студенческой
молодежи 16
2 Социологическое исследование представлений студентов СФУ о стрессе .... 20
2.1 Программа социологического исследования представлений студентов
СФУ о стрессе 20
2.2 Результаты социологического исследования представлений студентов
СФУ о стрессе 26
Заключение 57
Список использованных источников 61
Приложение А 65
Приложение В

Период обучения человека в высшем учебном заведении характеризуется значительной эмоциональной и интеллектуальной напряженностью. Процесс обучения в высшем учебном заведении является достаточно продолжительным и сложным процессом, требующим от личности значительных физических и умственных усилий и высокой степени ответственности. Данный период жизни требует от человека внимательности, уравновешенности, а также большой эмоциональной и психологической устойчивости.
Учебная деятельность лиц, обучающихся в вузе, связана с множеством изменений, трудностей и связанных с ними переживаний.
Причинами, вызывающими стресс у студентов, могут быть следующие факторы: конфликты с преподавателями и одногруппниками, неудовлетворительные оценки, плохой уровень подготовки к занятиям, сложные экзамены и контрольные работы, необходимость правильно организовывать свое время, нехватка времени, вынужденная потребность совмещать учебу с работой, а также необходимость подготовки большого объема учебного материала по различным предметам одновременно.
С одной стороны, студенческая жизнь связана с позитивными явлениями в жизни человека - с различными студенческими сообществами, общением с интересными людьми, различными мероприятиями, с другой - со значительными изменениями, зачастую - с серьезными трудностями и испытаниями.
Так или иначе, процесс обучения в вузе является уникальным жизненным этапом развития личности, к которому необходимо постепенно приспосабливаться. В силу своей молодости и неопытности студенты часто сталкиваются с различными проблемами. Новые условия, в которые оказывается погруженным молодой человек, требуют от молодых людей все больше самостоятельности, самоорганизации и ответственности.
Следует отметить, что далеко не все молодые люди, принявшие решение получать образование в вузе, оказываются готовыми к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет студенческая жизнь.
Таким образом, процесс обучения в высшем учебном заведении для большинства студентов связан с переживаниями и стрессами. Данный этап жизни требует преодолевать все новые трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, вырабатывает у человека способность адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
Большинство студентов во время обучения в университете так или иначе подвергаются влиянию стресса. Зачастую молодые люди сами не осознают этого. Поэтому важно исследовать представление о стрессе студентов Сибирского федерального университета. Кроме того, данная тема представляет интерес в связи с малоизученностью стрессовых реакций и влияния представлений о них на позитивные и негативные аспекты стресса. Кроме того, благодаря исследованию представлений студентов Сибирского федерального университета о стрессе представляется возможным исследование того, как особенности стрессовой реакции сочетаются с общими мировоззренческими взглядами студентов. Именно это делает актуальной нашу работу.
Целью настоящей работы является изучить представление студентов Сибирского федерального университета о стрессе.
Объект: студенты Сибирского федерального университета.
Предмет: представление студентов Сибирского федерального университета о стрессе.
Генеральную совокупность составили студенты Сибирского федерального университета в количестве 24207 человек.
Задачи:
1. Проанализировать аспекты стресса;
2. Изучить представления о стрессе у студенческой молодёжи;
3. Разработать программу социологического исследования «Представление о стрессе студентов СФУ»;
4. Проанализировать результаты социологического исследования «Представление о стрессе студентов СФУ».
Метод исследования: анкетный опрос. Инструмент исследования- раздаточный формализованный опросник (анкета), описание, интерпретация, классификация.
Гипотеза - основание: можно предположить, что в представлениях студентов СФУ стресс оценивается в основном, как негативное влияние.
Теоретическая база.
Теоретической основой работы являются труды российских специалистов, изучающих представление студентов о стрессе.
Так, исследованиям стресса посвящены работы К. В. Судакова, Ю.В. Щербатых, Р. М. Баевского, В. В. Маркова.
Проблемам влияния стресса на студентов и молодежь в период обучения в высшем учебном заведении посвятили свои труды такие ученые как, В. М. Кадневский, Г. Селье, Д. Майерс, Р. Лазарус, Л.Леви, Р.Ланьер, В. И. Медведева, Т. А. Немчин и целый ряд других специалистов.
Структура бакалаврской работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, и приложений.
В первой главе рассмотрены социологические подходы к изучению стресса у студентов: понятие, виды, типы, признаки, причины возникновения, стадии и симптомы.
Использован институциональный и структурно-функциональный подходы.
Во второй главе представлена программа социологического исследования представления студентов СФУ о стрессе, приведено методическое обоснование исследования; проанализированы результаты исследования и подготовлены аналитические материалы.
В заключении содержатся основные выводы по итогам проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы: Опираясь на анализ субъективной оценки студентов своего состояния (по таким аспектам, как тревожность 23%, раздражительность 18%, утомляемость 30%, угнетенность 27% и работоспособность 30%), можно охарактеризовать состояние многих из них, как стрессовое.
Дисперсионный анализ показал наличие гендерных различий субъективной оценки своего состояния: студентки СФУ оценивают своё состояние более негативно, чем студенты. Достоверные различия были выявлены по таким показателям, как: тревожность, раздражительность, утомляемость, аппетит, сон и оптимизм.
Дополнительно были выявлены различия по субъективной оценки своего состояния между курсами. Достоверное различие между курсами было выявлено по следующим показателям: оптимизм и активность. Так, например, эти факторы возрастают от 1 до 3 курс, а к 4 идёт спад. Тревожность в большей степени повышена на 1 и на 4 курсе.
Были проанализированы представления о негативном влиянии стресса студентов СФУ. Результаты исследования показали, что большая часть студентов рассматривают стресс с негативной стороны. Они считают, что стресс вызывает, в частности: снижение иммунитета, медлительность в действиях, плохое настроение. По мнению студентов, стресс оказывает негативное влияние на учёбу.
Факторами, воздействующими в наибольшей степени негативно в плане стрессовых нагрузок, по мнению студентов, являются: неуверенность в знаниях, страх перед плохой оценкой, страх ошибиться, осуждение близких, поведение и настрой преподавателя.
По вопросу «Когда у вас начинается состояние, которое можно охарактеризовать, как стресс?» мы можем сделать следующие выводы: значительная часть студентов оценивает своё состояние, как стрессовое почти постоянно. 20% опрошенных выбрали вариант ответ «постоянно прибываю в данном состоянии». В то же время большая часть студентов испытывает стресс в основном во время экзаменов: 27% «За неделю до экзамена» и 26% «За день до экзамена».
Анализ результатов о способах смягчения стресса в понимании студентов показал, что в среднем студенты стараются своими силами бороться со стрессом: слушают музыку, занимаются физической нагрузкой, отвлекаются на любимое хобби, проводят время с друзьями.
Также, стоит отметить, что множество студентов (34%) считают, что не всегда можно влиять на снижение стресса.
Так же анализ показал, что большинство студентов СФУ (46%) согласны с тем, что существуют и позитивные последствия стресса, в частности: мобилизация организма, «тренировка» к трудностям, длительная продуктивность, формирование навыков преодоления трудностей в будущем. Стоит отметить, что 29% студентов не видят позитивных последствий стресса, а считают, что влияние стресса несёт исключительно негативный характер (ухудшение состояния здоровья, потеря связи с родными и близкими, нестабильное эмоциональное состояние, бессонница, ухудшение способности к обучению).
С помощью факторного анализа были выявлены два фактора, характеризующие представления студентов о стрессе «Ухудшение состояния при стрессе» и «Позитивные аспекты стресса». Согласно данным факторного анализа, стресс ассоциируется не только с негативными последствиями, но и с позитивными - со стимуляцией ресурсов, активацией потенциала человека, ростом его продуктивности, а также развитием навыков преодоления стресса.
Стресс является естественной реакцией организма во время опасных и неприятных ситуаций. В некоторых ситуациях стресс может проявляться более очевидно, в некоторых - менее очевидно. Стресс представляет собой состояние организма, возникающее при нарушении его адаптационных способностей к новым, зачастую некомфортным условиям.
Обучающиеся вузов в значительной степени подвержены стрессам, поскольку во время обучения человеку необходима высокая степень ответственности и концентрации внимания. Особенно остро проблема стресса встает у студентов во время экзаменов.
Студенты, сталкивается не только с новыми условиями жизни, но и со рядом трудностей, связанных с повышенной учебной нагрузкой и оценивают своё состояние, как нестабильное и стрессовое. Студенты младших курсов зачастую испытывают состояние дезадаптации в новых жизненных обстоятельствах. Данное обстоятельство детерминировано необходимостью развивать самостоятельность, непривычностью образовательных нагрузок, а также возможной сменой места жительства. Все перечисленные факторы делают обучающихся вузов уязвимыми при столкновении с различными стрессовыми ситуациями.
Гипотеза исследования о том, что в представлениях студентов СФУ стресс оценивается в основном, как негативное влияние, подтвердилась. В то же время, среди контингента студентов есть и те, кто считает стресс позитивным явлением.
В дальнейшей разработки проблематики представлений студентов СФУ о стрессе представляют интерес, выявленные корреляционным анализом, закономерности.
Корреляционный анализ показал, что индикаторы негативного самочувствия студентов (тревожность, раздражительность, утомляемость, угнетенность, работоспособность) тесно связаны между собой. В то же время умение входить в продуктивное состояние (вдохновение, чувство лёгкости и парения, чувство полного вовлечение в дело, чувство полного контроля над ситуацией, чувство своей значимости) тесно связано отрицательной корреляцией с переменными отражающими негативное состояние студентов. По всей видимости, мы можем сделать вывод о том, что целесообразно обучение студентов различным методом преодоления стрессовых нагрузок, в частности антистрессовым действием, «лекарством» обладают особые продуктивные состояния.



1 Алиев Б. Г. Педагогическая психология / Б. Г. Алиев, К. Р. Алиева, Р. В. Джаббаров // Б.: Образование, 2011. - 256 с.
2 Антропова М. В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся / М. В. Антропова // Здравоохранение Российской Федерации. - 1997. - № 3. - С.29-33.
3 Артюхин, И. Н. Учебный стресс и копинг-стратегии [Электронный
ресурс] / И. Н. Артюхин, О. В. Никитина // Научно-исследовательский институт школьных технологий. — 2016. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26524824.
4 Баевский P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева // М.: Медицина, 1997. - 256с.
5 Байрамов А. С. Психология / А. С. Байрамов: учебник для вузов. - Б.: Qinar-Qap, 2009. - 622 с.
6 Баранов А. А. Психология стрессоустойчивости педагога:
теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. ... д-ра психол. наук /
A. А. Баранов. - СПб., 2002. - 48 с.
7 Вильданова В. Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / В. Р. Вильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. - Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.
8 Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов /
B. А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2000. - 352 с.
9 Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров // М.: ПБР СЭ, 2006. - 528 с.
10 Джаббаров Р. В. Экзаменационный стресс в образовании и пути его коррекции / Р. В. Джаббаров // Научные исследования НАНА. - 2006. - № 4. -
C. 56-60.
11 Захаренко, Т. А. Учебный стресс: причины и проявления / Т. А. Захаренко, Е. И. Кулько // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VI международной научно-практической конференции, 28 февраля 2017 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: РГППУ, 2017. - С. 480-484.
12 Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П. Б. Зильберман // Очерки психологии труда / Под ред. Е. А. Милеряна. — М.: Наука, 1974. - 308 с.
13 Имамгалиева, Л. А. Социологический анализ влияния стресса на учебное поведение студентов / Л. А. Имамгалиева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2017. - № 2 (10). - С. 73-76.
14 Кадневский В. М. К вопросу о создании обучающих тестовых систем по учебным дисциплинам образовательного стандарта / В. М. Кадневский // Поиск новых форм взаимодействия вузов со школами. Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов V Всероссийской научно¬методической конференции. - 2003. - С. 163-164.
15 Калашников A. A. К вопросу о профилактике нервно¬
эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов / А. А. Калашников, В. С. Сауткин, Л. В. Косова // Гигиена и санитария. - 1982. - № 5. - С.32-35.
16 Киреева, М. В. Ведущие копинг-стратегии студентов с различным уровнем стрессоустойчивости / М. В. Киреева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 6 (125). - С. 229-233.
17 Киселева, Е. В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина // Молодой ученый. - 2017. - № 6. - С. 417-419.
18 Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2009. - 944 с.
19 Королев, Л. М. Психология управления /Л. М. Королев. - М.: Дашков и К, 2011. - 188 с.
20 Куприянов, Р. В. Психодиагностика стресса: практикум / Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. - Казань: КНИГУ, 2012. - 212 с.
21 Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В. В. Марков. - М.: Academia, 2001. - 157 с.
22 Матюшкина, Е. Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения / Е. Я. Матюшкина // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Том 24. - № 2. - С. 47-63.
23 Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 400 с.
24 Михеева А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А. В. Михеева // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. -2010. - № 2. - С. 82-87.
25 Мойкин Ю.В. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / Ю.В. Мойкин, А.И. Киколов, В.И. Тхоревский, Л.Е. Милков.
- М.: Медицина, 1987. - 256 с.
26 Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
27 Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Науч. издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. - 527с.
28 Плахтиенко В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов // Физкультура и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
29 Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998.
- №2. - С. 21-29.
30 Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю. И. Александрова. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
31 Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. - М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. - 148 с.
32 Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Медгиз, 1960. - 207с.
33 Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 128 с.
34 Семенов А. К. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Дашков и К, 2015. - 492 с.
35 Смирнов Ю.А. Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности. Автореф. дне. ... канд псих. Наук / Ю. А. Смирнов. - М., 2007. - 34 с.
36 Суворова В. В. Психофизиология стресса / В. В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975. - 208 с.
37 Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
[Электронный ресурс] - 2015. Режим доступа: http://rasstanovki-
ro stov.ru/?page_id=2469.
38 Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. - Ленинград: ЛНИИФК, 1976. - 18 с.
39 Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
40 Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса. Автореф. ... дне. д-ра биол. Наук / Ю. В. Щербатых. - СПб, 2001. - 32 с.
41 Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ