Представление студентов СФУ о стрессе
|
Введение 3
1 Теоретические подходы к изучению представлений о стрессе у студенческой
молодежи 6
1.1 Общие представления о стрессе 6
1.2 Изучение проявлений стресса и представлений о нём у студенческой
молодежи 16
2 Социологическое исследование представлений студентов СФУ о стрессе .... 20
2.1 Программа социологического исследования представлений студентов
СФУ о стрессе 20
2.2 Результаты социологического исследования представлений студентов
СФУ о стрессе 26
Заключение 57
Список использованных источников 61
Приложение А 65
Приложение В
1 Теоретические подходы к изучению представлений о стрессе у студенческой
молодежи 6
1.1 Общие представления о стрессе 6
1.2 Изучение проявлений стресса и представлений о нём у студенческой
молодежи 16
2 Социологическое исследование представлений студентов СФУ о стрессе .... 20
2.1 Программа социологического исследования представлений студентов
СФУ о стрессе 20
2.2 Результаты социологического исследования представлений студентов
СФУ о стрессе 26
Заключение 57
Список использованных источников 61
Приложение А 65
Приложение В
Период обучения человека в высшем учебном заведении характеризуется значительной эмоциональной и интеллектуальной напряженностью. Процесс обучения в высшем учебном заведении является достаточно продолжительным и сложным процессом, требующим от личности значительных физических и умственных усилий и высокой степени ответственности. Данный период жизни требует от человека внимательности, уравновешенности, а также большой эмоциональной и психологической устойчивости.
Учебная деятельность лиц, обучающихся в вузе, связана с множеством изменений, трудностей и связанных с ними переживаний.
Причинами, вызывающими стресс у студентов, могут быть следующие факторы: конфликты с преподавателями и одногруппниками, неудовлетворительные оценки, плохой уровень подготовки к занятиям, сложные экзамены и контрольные работы, необходимость правильно организовывать свое время, нехватка времени, вынужденная потребность совмещать учебу с работой, а также необходимость подготовки большого объема учебного материала по различным предметам одновременно.
С одной стороны, студенческая жизнь связана с позитивными явлениями в жизни человека - с различными студенческими сообществами, общением с интересными людьми, различными мероприятиями, с другой - со значительными изменениями, зачастую - с серьезными трудностями и испытаниями.
Так или иначе, процесс обучения в вузе является уникальным жизненным этапом развития личности, к которому необходимо постепенно приспосабливаться. В силу своей молодости и неопытности студенты часто сталкиваются с различными проблемами. Новые условия, в которые оказывается погруженным молодой человек, требуют от молодых людей все больше самостоятельности, самоорганизации и ответственности.
Следует отметить, что далеко не все молодые люди, принявшие решение получать образование в вузе, оказываются готовыми к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет студенческая жизнь.
Таким образом, процесс обучения в высшем учебном заведении для большинства студентов связан с переживаниями и стрессами. Данный этап жизни требует преодолевать все новые трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, вырабатывает у человека способность адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
Большинство студентов во время обучения в университете так или иначе подвергаются влиянию стресса. Зачастую молодые люди сами не осознают этого. Поэтому важно исследовать представление о стрессе студентов Сибирского федерального университета. Кроме того, данная тема представляет интерес в связи с малоизученностью стрессовых реакций и влияния представлений о них на позитивные и негативные аспекты стресса. Кроме того, благодаря исследованию представлений студентов Сибирского федерального университета о стрессе представляется возможным исследование того, как особенности стрессовой реакции сочетаются с общими мировоззренческими взглядами студентов. Именно это делает актуальной нашу работу.
Целью настоящей работы является изучить представление студентов Сибирского федерального университета о стрессе.
Объект: студенты Сибирского федерального университета.
Предмет: представление студентов Сибирского федерального университета о стрессе.
Генеральную совокупность составили студенты Сибирского федерального университета в количестве 24207 человек.
Задачи:
1. Проанализировать аспекты стресса;
2. Изучить представления о стрессе у студенческой молодёжи;
3. Разработать программу социологического исследования «Представление о стрессе студентов СФУ»;
4. Проанализировать результаты социологического исследования «Представление о стрессе студентов СФУ».
Метод исследования: анкетный опрос. Инструмент исследования- раздаточный формализованный опросник (анкета), описание, интерпретация, классификация.
Гипотеза - основание: можно предположить, что в представлениях студентов СФУ стресс оценивается в основном, как негативное влияние.
Теоретическая база.
Теоретической основой работы являются труды российских специалистов, изучающих представление студентов о стрессе.
Так, исследованиям стресса посвящены работы К. В. Судакова, Ю.В. Щербатых, Р. М. Баевского, В. В. Маркова.
Проблемам влияния стресса на студентов и молодежь в период обучения в высшем учебном заведении посвятили свои труды такие ученые как, В. М. Кадневский, Г. Селье, Д. Майерс, Р. Лазарус, Л.Леви, Р.Ланьер, В. И. Медведева, Т. А. Немчин и целый ряд других специалистов.
Структура бакалаврской работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, и приложений.
В первой главе рассмотрены социологические подходы к изучению стресса у студентов: понятие, виды, типы, признаки, причины возникновения, стадии и симптомы.
Использован институциональный и структурно-функциональный подходы.
Во второй главе представлена программа социологического исследования представления студентов СФУ о стрессе, приведено методическое обоснование исследования; проанализированы результаты исследования и подготовлены аналитические материалы.
В заключении содержатся основные выводы по итогам проведенного исследования.
Учебная деятельность лиц, обучающихся в вузе, связана с множеством изменений, трудностей и связанных с ними переживаний.
Причинами, вызывающими стресс у студентов, могут быть следующие факторы: конфликты с преподавателями и одногруппниками, неудовлетворительные оценки, плохой уровень подготовки к занятиям, сложные экзамены и контрольные работы, необходимость правильно организовывать свое время, нехватка времени, вынужденная потребность совмещать учебу с работой, а также необходимость подготовки большого объема учебного материала по различным предметам одновременно.
С одной стороны, студенческая жизнь связана с позитивными явлениями в жизни человека - с различными студенческими сообществами, общением с интересными людьми, различными мероприятиями, с другой - со значительными изменениями, зачастую - с серьезными трудностями и испытаниями.
Так или иначе, процесс обучения в вузе является уникальным жизненным этапом развития личности, к которому необходимо постепенно приспосабливаться. В силу своей молодости и неопытности студенты часто сталкиваются с различными проблемами. Новые условия, в которые оказывается погруженным молодой человек, требуют от молодых людей все больше самостоятельности, самоорганизации и ответственности.
Следует отметить, что далеко не все молодые люди, принявшие решение получать образование в вузе, оказываются готовыми к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет студенческая жизнь.
Таким образом, процесс обучения в высшем учебном заведении для большинства студентов связан с переживаниями и стрессами. Данный этап жизни требует преодолевать все новые трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, вырабатывает у человека способность адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
Большинство студентов во время обучения в университете так или иначе подвергаются влиянию стресса. Зачастую молодые люди сами не осознают этого. Поэтому важно исследовать представление о стрессе студентов Сибирского федерального университета. Кроме того, данная тема представляет интерес в связи с малоизученностью стрессовых реакций и влияния представлений о них на позитивные и негативные аспекты стресса. Кроме того, благодаря исследованию представлений студентов Сибирского федерального университета о стрессе представляется возможным исследование того, как особенности стрессовой реакции сочетаются с общими мировоззренческими взглядами студентов. Именно это делает актуальной нашу работу.
Целью настоящей работы является изучить представление студентов Сибирского федерального университета о стрессе.
Объект: студенты Сибирского федерального университета.
Предмет: представление студентов Сибирского федерального университета о стрессе.
Генеральную совокупность составили студенты Сибирского федерального университета в количестве 24207 человек.
Задачи:
1. Проанализировать аспекты стресса;
2. Изучить представления о стрессе у студенческой молодёжи;
3. Разработать программу социологического исследования «Представление о стрессе студентов СФУ»;
4. Проанализировать результаты социологического исследования «Представление о стрессе студентов СФУ».
Метод исследования: анкетный опрос. Инструмент исследования- раздаточный формализованный опросник (анкета), описание, интерпретация, классификация.
Гипотеза - основание: можно предположить, что в представлениях студентов СФУ стресс оценивается в основном, как негативное влияние.
Теоретическая база.
Теоретической основой работы являются труды российских специалистов, изучающих представление студентов о стрессе.
Так, исследованиям стресса посвящены работы К. В. Судакова, Ю.В. Щербатых, Р. М. Баевского, В. В. Маркова.
Проблемам влияния стресса на студентов и молодежь в период обучения в высшем учебном заведении посвятили свои труды такие ученые как, В. М. Кадневский, Г. Селье, Д. Майерс, Р. Лазарус, Л.Леви, Р.Ланьер, В. И. Медведева, Т. А. Немчин и целый ряд других специалистов.
Структура бакалаврской работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, и приложений.
В первой главе рассмотрены социологические подходы к изучению стресса у студентов: понятие, виды, типы, признаки, причины возникновения, стадии и симптомы.
Использован институциональный и структурно-функциональный подходы.
Во второй главе представлена программа социологического исследования представления студентов СФУ о стрессе, приведено методическое обоснование исследования; проанализированы результаты исследования и подготовлены аналитические материалы.
В заключении содержатся основные выводы по итогам проведенного исследования.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы: Опираясь на анализ субъективной оценки студентов своего состояния (по таким аспектам, как тревожность 23%, раздражительность 18%, утомляемость 30%, угнетенность 27% и работоспособность 30%), можно охарактеризовать состояние многих из них, как стрессовое.
Дисперсионный анализ показал наличие гендерных различий субъективной оценки своего состояния: студентки СФУ оценивают своё состояние более негативно, чем студенты. Достоверные различия были выявлены по таким показателям, как: тревожность, раздражительность, утомляемость, аппетит, сон и оптимизм.
Дополнительно были выявлены различия по субъективной оценки своего состояния между курсами. Достоверное различие между курсами было выявлено по следующим показателям: оптимизм и активность. Так, например, эти факторы возрастают от 1 до 3 курс, а к 4 идёт спад. Тревожность в большей степени повышена на 1 и на 4 курсе.
Были проанализированы представления о негативном влиянии стресса студентов СФУ. Результаты исследования показали, что большая часть студентов рассматривают стресс с негативной стороны. Они считают, что стресс вызывает, в частности: снижение иммунитета, медлительность в действиях, плохое настроение. По мнению студентов, стресс оказывает негативное влияние на учёбу.
Факторами, воздействующими в наибольшей степени негативно в плане стрессовых нагрузок, по мнению студентов, являются: неуверенность в знаниях, страх перед плохой оценкой, страх ошибиться, осуждение близких, поведение и настрой преподавателя.
По вопросу «Когда у вас начинается состояние, которое можно охарактеризовать, как стресс?» мы можем сделать следующие выводы: значительная часть студентов оценивает своё состояние, как стрессовое почти постоянно. 20% опрошенных выбрали вариант ответ «постоянно прибываю в данном состоянии». В то же время большая часть студентов испытывает стресс в основном во время экзаменов: 27% «За неделю до экзамена» и 26% «За день до экзамена».
Анализ результатов о способах смягчения стресса в понимании студентов показал, что в среднем студенты стараются своими силами бороться со стрессом: слушают музыку, занимаются физической нагрузкой, отвлекаются на любимое хобби, проводят время с друзьями.
Также, стоит отметить, что множество студентов (34%) считают, что не всегда можно влиять на снижение стресса.
Так же анализ показал, что большинство студентов СФУ (46%) согласны с тем, что существуют и позитивные последствия стресса, в частности: мобилизация организма, «тренировка» к трудностям, длительная продуктивность, формирование навыков преодоления трудностей в будущем. Стоит отметить, что 29% студентов не видят позитивных последствий стресса, а считают, что влияние стресса несёт исключительно негативный характер (ухудшение состояния здоровья, потеря связи с родными и близкими, нестабильное эмоциональное состояние, бессонница, ухудшение способности к обучению).
С помощью факторного анализа были выявлены два фактора, характеризующие представления студентов о стрессе «Ухудшение состояния при стрессе» и «Позитивные аспекты стресса». Согласно данным факторного анализа, стресс ассоциируется не только с негативными последствиями, но и с позитивными - со стимуляцией ресурсов, активацией потенциала человека, ростом его продуктивности, а также развитием навыков преодоления стресса.
Стресс является естественной реакцией организма во время опасных и неприятных ситуаций. В некоторых ситуациях стресс может проявляться более очевидно, в некоторых - менее очевидно. Стресс представляет собой состояние организма, возникающее при нарушении его адаптационных способностей к новым, зачастую некомфортным условиям.
Обучающиеся вузов в значительной степени подвержены стрессам, поскольку во время обучения человеку необходима высокая степень ответственности и концентрации внимания. Особенно остро проблема стресса встает у студентов во время экзаменов.
Студенты, сталкивается не только с новыми условиями жизни, но и со рядом трудностей, связанных с повышенной учебной нагрузкой и оценивают своё состояние, как нестабильное и стрессовое. Студенты младших курсов зачастую испытывают состояние дезадаптации в новых жизненных обстоятельствах. Данное обстоятельство детерминировано необходимостью развивать самостоятельность, непривычностью образовательных нагрузок, а также возможной сменой места жительства. Все перечисленные факторы делают обучающихся вузов уязвимыми при столкновении с различными стрессовыми ситуациями.
Гипотеза исследования о том, что в представлениях студентов СФУ стресс оценивается в основном, как негативное влияние, подтвердилась. В то же время, среди контингента студентов есть и те, кто считает стресс позитивным явлением.
В дальнейшей разработки проблематики представлений студентов СФУ о стрессе представляют интерес, выявленные корреляционным анализом, закономерности.
Корреляционный анализ показал, что индикаторы негативного самочувствия студентов (тревожность, раздражительность, утомляемость, угнетенность, работоспособность) тесно связаны между собой. В то же время умение входить в продуктивное состояние (вдохновение, чувство лёгкости и парения, чувство полного вовлечение в дело, чувство полного контроля над ситуацией, чувство своей значимости) тесно связано отрицательной корреляцией с переменными отражающими негативное состояние студентов. По всей видимости, мы можем сделать вывод о том, что целесообразно обучение студентов различным методом преодоления стрессовых нагрузок, в частности антистрессовым действием, «лекарством» обладают особые продуктивные состояния.
Дисперсионный анализ показал наличие гендерных различий субъективной оценки своего состояния: студентки СФУ оценивают своё состояние более негативно, чем студенты. Достоверные различия были выявлены по таким показателям, как: тревожность, раздражительность, утомляемость, аппетит, сон и оптимизм.
Дополнительно были выявлены различия по субъективной оценки своего состояния между курсами. Достоверное различие между курсами было выявлено по следующим показателям: оптимизм и активность. Так, например, эти факторы возрастают от 1 до 3 курс, а к 4 идёт спад. Тревожность в большей степени повышена на 1 и на 4 курсе.
Были проанализированы представления о негативном влиянии стресса студентов СФУ. Результаты исследования показали, что большая часть студентов рассматривают стресс с негативной стороны. Они считают, что стресс вызывает, в частности: снижение иммунитета, медлительность в действиях, плохое настроение. По мнению студентов, стресс оказывает негативное влияние на учёбу.
Факторами, воздействующими в наибольшей степени негативно в плане стрессовых нагрузок, по мнению студентов, являются: неуверенность в знаниях, страх перед плохой оценкой, страх ошибиться, осуждение близких, поведение и настрой преподавателя.
По вопросу «Когда у вас начинается состояние, которое можно охарактеризовать, как стресс?» мы можем сделать следующие выводы: значительная часть студентов оценивает своё состояние, как стрессовое почти постоянно. 20% опрошенных выбрали вариант ответ «постоянно прибываю в данном состоянии». В то же время большая часть студентов испытывает стресс в основном во время экзаменов: 27% «За неделю до экзамена» и 26% «За день до экзамена».
Анализ результатов о способах смягчения стресса в понимании студентов показал, что в среднем студенты стараются своими силами бороться со стрессом: слушают музыку, занимаются физической нагрузкой, отвлекаются на любимое хобби, проводят время с друзьями.
Также, стоит отметить, что множество студентов (34%) считают, что не всегда можно влиять на снижение стресса.
Так же анализ показал, что большинство студентов СФУ (46%) согласны с тем, что существуют и позитивные последствия стресса, в частности: мобилизация организма, «тренировка» к трудностям, длительная продуктивность, формирование навыков преодоления трудностей в будущем. Стоит отметить, что 29% студентов не видят позитивных последствий стресса, а считают, что влияние стресса несёт исключительно негативный характер (ухудшение состояния здоровья, потеря связи с родными и близкими, нестабильное эмоциональное состояние, бессонница, ухудшение способности к обучению).
С помощью факторного анализа были выявлены два фактора, характеризующие представления студентов о стрессе «Ухудшение состояния при стрессе» и «Позитивные аспекты стресса». Согласно данным факторного анализа, стресс ассоциируется не только с негативными последствиями, но и с позитивными - со стимуляцией ресурсов, активацией потенциала человека, ростом его продуктивности, а также развитием навыков преодоления стресса.
Стресс является естественной реакцией организма во время опасных и неприятных ситуаций. В некоторых ситуациях стресс может проявляться более очевидно, в некоторых - менее очевидно. Стресс представляет собой состояние организма, возникающее при нарушении его адаптационных способностей к новым, зачастую некомфортным условиям.
Обучающиеся вузов в значительной степени подвержены стрессам, поскольку во время обучения человеку необходима высокая степень ответственности и концентрации внимания. Особенно остро проблема стресса встает у студентов во время экзаменов.
Студенты, сталкивается не только с новыми условиями жизни, но и со рядом трудностей, связанных с повышенной учебной нагрузкой и оценивают своё состояние, как нестабильное и стрессовое. Студенты младших курсов зачастую испытывают состояние дезадаптации в новых жизненных обстоятельствах. Данное обстоятельство детерминировано необходимостью развивать самостоятельность, непривычностью образовательных нагрузок, а также возможной сменой места жительства. Все перечисленные факторы делают обучающихся вузов уязвимыми при столкновении с различными стрессовыми ситуациями.
Гипотеза исследования о том, что в представлениях студентов СФУ стресс оценивается в основном, как негативное влияние, подтвердилась. В то же время, среди контингента студентов есть и те, кто считает стресс позитивным явлением.
В дальнейшей разработки проблематики представлений студентов СФУ о стрессе представляют интерес, выявленные корреляционным анализом, закономерности.
Корреляционный анализ показал, что индикаторы негативного самочувствия студентов (тревожность, раздражительность, утомляемость, угнетенность, работоспособность) тесно связаны между собой. В то же время умение входить в продуктивное состояние (вдохновение, чувство лёгкости и парения, чувство полного вовлечение в дело, чувство полного контроля над ситуацией, чувство своей значимости) тесно связано отрицательной корреляцией с переменными отражающими негативное состояние студентов. По всей видимости, мы можем сделать вывод о том, что целесообразно обучение студентов различным методом преодоления стрессовых нагрузок, в частности антистрессовым действием, «лекарством» обладают особые продуктивные состояния.
Подобные работы
- Отношение студентов СФУ к вдохновению
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Отношение студентов СФУ к потреблению алкоголя
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Отношение студентов СФУ к потреблению алкоголя
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Отношение студентов Сибирского федерального университета к самоубийству
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая адаптация студентов первого курса бакалавриата средствами тьюториала (на примере направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ-СУИЦИДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Социальная тревожность и совладающее поведение у студентов вузов (Южный федеральный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Диагностика и профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



