Введение 3
1. История развития и сущность частной детективной и охранной деятельности 7
1.1. История развития правового регулирования лицензирования частной
детективной и охранной деятельности 7
1.2. Содержание частной детективной и охранной деятельности 18
2. Основы правового регулирования частной детективной и охранной
деятельности 24
2.1. Договорное регулирования услуг частной детективной и охранной
деятельности 24
2.2. Вопросы административной ответственности за нарушение
законодательства о частной детективной и охранной деятельности 31
3. Проблемы правового регулирования частной детективной и охранной
деятельности и способы их устранения 36
3.1. Проблемы законодательства о частной детективной и охранной деятельности и пути их решения 36
3.2. Проблемы лицензирования частной детективной и охранной деятельности 42
3.3. Проблемы определения подведомственности дел об административных
правонарушениях в частной детективной и охранной деятельности 46
Заключение 55
Список литературы 61
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что частная детективная и охранная деятельность стоит на страже интересов граждан, на страже соблюдения их прав и свобод, способна не только разрешить проблемы в сфере защиты конституционных прав, но и в сфере их реализации. Данное высказывание подтверждает растущий спрос на частную детективную и охранную деятельность. Рост популярности на частные охранные и детективные услуги связан с ростом террористических угроз, сокращением денежных средств на общественную безопасность, влиянием гражданского общества. Вместе с тем, реализация прав представителями негосударственных субъектов безопасности нередко связана с нарушениями законодательства.
Охранная деятельность способствует защите таких конституционных категорий, как личные неимущественные права граждан (жизнь и здоровье), а также интеллектуальной собственности, в том случае, если результаты этой собственности приобретают материальную форму и выступают объектом охраны (книги, диски, пластинки и др.).
В целом, правоохранительная функция государства реализуется за счет деятельности в установленных законодательством формах и на основе определяемых законодательством принципах субъектов со стержневым элементом в виде правоохранительной системы. Частная охранная и детективная деятельность представляет собой деятельность имеющих соответствующую лицензию организаций и индивидуальных
предпринимателей по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов. Отсюда следует, что в числе ключевых признаков указанной деятельности можно назвать возможность ее осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию, что характерно и для российского, и, по большей части, для зарубежного законодательства. Соответственно, помимо государственных субъектов, правоохранительная функция государства реализуется за счет деятельности негосударственных субъектов, например, частых детективных и охранных предприятий.
Частная охранная деятельность способна не только разрешить проблемы в сфере защиты конституционных прав, но и в сфере их реализации. Например, охранная деятельность может выступать как форма защиты государственной, муниципальной или частной собственности либо как форма содействия осуществления власти гражданами государства (обеспечение правопорядка при проведении выборов, референдумов).
А в силу того, что охранная деятельность направлена, в первую очередь, на извлечение прибыли от осуществления охранных услуг, это является способом реализации гражданами права на занятие предпринимательской деятельностью, предусмотренного Конституцией. Большая конкуренция среди частных охранных организаций, оказывающих услуги на рынке России, благоприятно сказывается на отношениях в охранной сфере в целом. У граждан есть право выбора охранной организации, услугами которой они хотят воспользоваться для защиты собственных прав и интересов.
Рост популярности на частные охранные и детективные услуги связан с ростом террористических угроз, сокращением денежных средств на общественную безопасность, влиянием гражданского общества. Вместе с тем, реализация прав представителями негосударственных субъектов безопасности нередко связана с нарушениями законодательства.
Правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности осуществляется на основе Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. (далее — Закон).
Цель дипломной работы - рассмотреть правовые аспекты и функционирование частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации...
Данная дипломная работа посвящена анализу правовых аспектов и функционирования частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации.
Частная детективная и охранная деятельность стоит на страже интересов граждан, на страже соблюдения их прав и свобод, способна не только разрешить проблемы в сфере защиты конституционных прав, но и в сфере их реализации. Охранная деятельность способствует защите таких конституционных категорий, как личные неимущественные права граждан (жизнь и здоровье), а также интеллектуальной собственности, в том случае, если результаты этой собственности приобретают материальную форму и выступают объектом охраны (книги, диски, пластинки и др.).
Частная охранная и детективная деятельность представляет собой деятельность имеющих соответствующую лицензию организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов. Отсюда следует, что в числе ключевых признаков указанной деятельности можно назвать возможность ее осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию, что характерно и для российского, и, по большей части, для зарубежного законодательства. Тем не менее, становление и развитие ее правового регулирования обладает определенными особенностями как в российском, так и в зарубежном законодательстве.
Правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности осуществляется на основе Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. (далее — Закон). Также в настоящее время действует ряд других нормативноправовых актов, регулирующих частную детективную и охранную деятельность. Например, Федеральный закон «Об оружии», Федеральный закон «О полиции», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативно - правовые акты.
В числе ключевых признаков частной детективной и охранной деятельности можно назвать возможность ее осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию, что характерно и для российского, и, по большей части, для зарубежного законодательства. Тем не менее, становление и развитие ее правового регулирования обладает определенными особенностями как в российском, так и в зарубежном законодательстве.
Правоохранительная функция государства реализуется за счет деятельности в установленных законодательством формах и на основе определяемых законодательством принципах субъектов со стержневым элементом в виде правоохранительной системы. Соответственно помимо государственных субъектов, правоохранительная функция государства реализуется за счет деятельности негосударственных субъектов, например, частых детективных и охранных предприятий.
Первая глава дипломной работы посвящена анализу истории развития и сущности частной детективной и охранной деятельности.
Суть частной детективной и охранной деятельности составляет их негосударственный характер, определяющийся как совокупность следующих характеристик:
1) предпринимательский характер, основанный на принципе извлечения прибыли;
2) договорной характер отношений с четкой регламентацией пределов и времени возникновения и прекращения данных отношений;
3) заключаемый договор определяют не только сущность и объем оказываемых услуг, но и приблизительный гонорар за их оказание;
4) объектом защиты могут являться исключительно законные права и интересы стороны-клиента;
5) деятельность носит преимущественно превентивный характер; в случае совершение преступных действий в отношении стороны-клиента, компетентными являются государственные правоохранительные органы.
Развитие законодательного регулирования рассматриваемой сферы деятельности многие исследователи связывают с распадом СССР, приведшим к легализации кооперативов, появлению частной собственности и становлению предпринимательства. Согласно Конституции СССР, в Советском союзе частной собственности не было. А вот Конституция Российской Федерации 1993 г. включает конкретные виды собственности. Появление частной собственности способствовало желанию людей обезопасить свое имущество, появился спрос на частные охранные услуги. С появлением спроса на безопасность, в первую очередь материальных ценностей, начинают зарождаться первые частные охранные организации.
Отличие западного от российского законодательства в сфере лицензирования частной охранной и детективной деятельности, которое является относительно молодым, зарубежное законодательство в рассматриваемой сфере обладает более длительной историей, что, делает его гораздо более совершенным, чем российское, по многим параметрам...
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская Газета. - 1993. - № 237.
2. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и
образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный
конституционный закон от 21.03.2014 № 6 - ФКЗ (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. - 2014. - № 12. - Ст. 1201.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 - ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (1 часть). - Ст. 1.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 - ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (часть 1). - Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 -ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): Федеральный закон от 08.08.2001 № 134 - ФЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 22.12.2008)// СЗ РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3436.
8. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294 - ФЗ (ред. от 18.04.2018) // СЗ РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
9. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 150 - ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.
10. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99 - ФЗ (ред. от 31.12.2017)// СЗ РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.
11. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3 - ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
12. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11.03.1992 № 2487 - 1 (ред. от 05.12.2017)// Российская газета. - 1992. - № 100.
13. О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности: Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 (ред. от 09.09.2015) // СЗ РФ. - 2011. - № 26. - Ст. 3820.
Учебная литература
14. Правовое регулирование органов МВД: учебник / Под ред. Ю. Н. Царев. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 490 с.
15. Правовое положение МВД России: учебник / Под ред. Ф. П. Чумилов. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, - 2018. - 590 с.35