Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ В ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №151215

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения возможности профилактики детско -
родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста 8
1.1 Детско-родительские конфликты: понятие, причины 8
1.2 Типы семей. Специфика детско-родительских конфликтов в
семьях различного типа 17
1.3 Возможности профилактики детско-родительских конфликтов в
деструктивных семьях с детьми подросткового возраста с целью повышения конфликтной компетентности родителей 22
2 Экспериментальное исследование детско-родительских конфликтов и
описание системы профилактики детско-родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 30
2.3 Система профилактики детско-родительских конфликтов в
деструктивных семьях с детьми подросткового возраста 41
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А Результаты исследования особенностей реагирования в конфликте подростков по методике (Опросник «Диагностика ведущего типа реагирования» (авторы - М. М. Кашапов, Т. Г. Киселева) 55

В семьях с детьми подросткового возраста имеется множество причин для конфликтов. Подростковый возраст - это период столкновения подростковой независимости с родительским влиянием, когда личное мнение подростка противоречит правилам и ожиданиям в отношении него со стороны родителей. То есть, подростки не всегда придерживаются тех же убеждений и ценностей, что и их родители. Это приводит к возникновению детско- родительских конфликтов.
Проблема детско-родительских конфликтов изучается в психологии, педагогике, социологии. Несмотря на многочисленные подходы к данной проблеме, ученые единогласно отмечают связь между типом семей и особенностями детско-родительских конфликтов.
Весьма неоднозначно вопрос детско-родительских конфликтов анализируется исследователями (Дементьева И., Целуйко В. М.) в контексте понятия «деструктивная семья», что связано с многогранностью данного определения.
Уточнение в рамках исследования понятия «деструктивная семья», под которой мы понимаем семьи с негармоничным типом воспитания, позволяет выявить специфику детско-родительских конфликтов, связанную с низким уровнем компетентности родителей в вопросах психологических особенностей подростков и способах поведения в конфликтных ситуациях.
В связи с вышесказанным, актуальным становится вопрос профилактики детско-родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста с целью повышения конфликтной компетентности родителей.
Цель исследования: изучение в теоретическом и практическом аспектах возможности профилактики детско-родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста.
Объект исследования: детско-родительские конфликты.
Предмет исследования: профилактика детско-родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие детско-родительских конфликтов, их причины.
2. Уточнить специфику детско-родительских конфликтов в
деструктивных семьях с детьми подросткового возраста.
3. Организовать экспериментальное исследование детско- родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста.
4. Описать возможности профилактики детско-родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста с целью повышения конфликтной компетентности родителей.
Для достижения цели и задач исследования были определены следующие методы исследования:
1. Анализ психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: методика АСВ (Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (авторы - Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); методика (Опросник «Диагностика ведущего типа реагирования» (авторы - М. М. Кашапов, Т. Г. Киселева).
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали понятие детско-родительских конфликтов и пришли к выводу, что детско-родительские конфликты - это способ выявления и разрешения существующих противоречий в детско-родительских отношениях. Причинами детско-родительских конфликтов являются возрастные особенности детей подросткового возраста и неадекватные воспитательные воздействия со стороны родителей, обусловленные типом внутрисемейных отношений.
Уточнив специфику детско-родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста, мы определили основную ее особенность, такую как: использование родителями негармоничных типов семейного воспитания, которые провоцируют негативные поведенческие реакции в конфликтной ситуации со стороны подростков, что требует профилактики детско-родительских отношений с целью повышения конфликтной компетентности родителей.
Возможности профилактики детско-родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста с целью повышения конфликтной компетентности родителей связаны, прежде всего, с коррекцией стилей семейного воспитания и развитием навыков конструктивного взаимодействия родителей с подростками.
Мы провели экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей детско-родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста с использованием следующих методик: методика АСВ (Опросник «Анализ семейных взаимоотношений») (авторы -
Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); методика (Опросник «Диагностика ведущего типа реагирования» (авторы - М. М. Кашапов, Т. Г. Киселева).
На основании результатов, полученных при проведении методики АСВ (Опросник «Анализ семейных взаимоотношений») (авторы - Э. Г. Эйдемиллер, 46
В. В. Юстицкис), мы отмечаем, что группе подростков выявлены повышенные показатели по следующим шкалам: у 7 подростков (35%) по шкале «гиперпротекция»; у 3 испытуемых (15%) по шкале «гипопротекция»; у 5 подростков (25%) по шкале «потворствование»; у 9 испытуемых (45%) по шкале «игнорирование потребностей подростка»; у 7 подростков (35%) по шкале «чрезмерность требований (обязанностей); у 9 испытуемых (45%) по шкале «недостаточность обязанностей»; у 7 испытуемых по шкале «чрезмерность требований-запретов»; у 10 подростков (50%) по шкале «недостаточность требований-запретов»; у 6 подростков (30%) по шкале чрезмерность санкций»; у 6 (30%) испытуемых по шкале «минимальность санкций»; у 7 подростков (35%) по шкале «неустойчивость стиля воспитания», что говорит о наличии конфликтных ситуаций во взаимоотношениях подростков и родителей, где одной из причин, возможно, является деструктивный стиль воспитания.
Результаты, полученные при проведении методики АСВ (Опросник «Анализ семейных взаимоотношений») (авторы - Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) также показали, что 10 родителям (50%) свойственны деструктивные стили поведения в отношении подростков. Данные семьи можно отнести к деструктивным, так как детско-родительские отношения в них строятся на негармоничных стилях воспитания, таких как потворствующая гиперпротекция (10%), повышенная моральная ответственность (10%), доминирующая гиперпротекция (10%), гипопротекция (10%) и эмоциональное отвержение (10%).
Анализируя результаты, полученные с помощью методики (Опросник «Диагностика ведущего типа реагирования» (авторы - М. М. Кашапов, Т. Г. Киселева), мы отмечаем, что у подростков из деструктивных семей, выявлены следующие типы реагирования в конфликте: у 6 подростков (30%) выявлен агрессивный тип реагирования, у 4 подростков (20%) выявлен тип реагирования «уход».
На основании анализа результатов экспериментального исследования нами разработана система профилактики детско-родительских конфликтов в деструктивных семьях с детьми подросткового возраста, которая может служить ориентиром по повышению конфликтной компетентности родителей в работе педагога-психолога.


1. Адеркас, А. М. Подростковая конфликтность и агрессивность внутри семьи. Роль стиля родительского отношения / А. М. Адеркас // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2018. - № 1. - С. 49-58.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва, 2002. - 302 с.
3. Башкин, М. В. Конфликтная компетентность / М. В. Башкин. - Ярославль : ЯрГУ, 2014. - 72 с.
4. Бурносова, В. В. Детско-родительские конфликты в подростковом возрасте / В. В. Бурносова, А. А. Солоха // Аллея науки. - 2018. - № 9. - С. 757­760.
5. Валуйкова, В. Е. Психологические аспекты понимания детерминант возникновения конфликтов в сфере детско-родительских отношений /
B. Е. Валуйкова, М. В. Фабрина // В сборнике : Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий : материалы V Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 146-153.
6. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - Санкт- Петербург : Питер, 2008. - 544 с.
7. Дементьева, И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Дементьева // Социологические исследования. - 2001. - № 11. -
C. 11-18.
8. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - Москва : Питер, 2007. - 176 с.
9. Канарейкина, Т. А. Формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов в неполных семьях / Т. А. Канарейкина // В сборнике : Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых : сборник материалов научно-практических конференций. - 2019. - С. 2640-2645.
10. Кириллова, Е. В. Причины возникновения конфликтов в детско- родительских отношениях в подростковом возрасте / Е. В. Кириллова, М. Г. Харитонов // В сборнике : Психология и социальная педагогика : современное состояние и перспективы развития : сборник научных статей. - 2018. - С. 66-70.
11. Коджаспиров, А. Ю. Психопрофилактика детско -родительских конфликтов в современной семье / А. Ю. Коджаспиров // Психологическая наука и образование. - 2013. - №1. - С. 1-15.
12. Колодина, А. В. Детско-родительские отношения и тактики поведения в конфликте в семьях современных подростков / А. В. Колодина // В сборнике : Университеты в системах развития и интеграции России : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 40-летию Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. - 2015. - С. 197-198.
13. Колоскова, О. С. Детско-родительские конфликты при взаимодействии детей подросткового возраста с родителями / О. С. Колоскова, Е. О. Мазурчук // В сборнике : Всероссийский исследовательский форум студентов и учащихся : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. - 2020. - С. 265-269.
14. Корнаухова, Д. Д. Причины и предупреждение конфликтов детско- родительских отношений / Д. Д. Корнаухова, Д. С. Кормышова // В сборнике : Роль инноваций в трансформации современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. - 2017. - С. 86­88.
15. Кошелева, Т. Н. Конфликты в детско-родительских отношениях / Т. Н. Кошелева // В сборнике : Социальный конфликт : социальное, региональное и историческое измерение. Столетие гуманитарного образования в Саратовском государственном университете : диалог времен - прошедшего, настоящего и будущего : материалы Международной научно-практической конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ. - 2017. - С. 45-48.
... всего 46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ