Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №151195

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 4
1 Теоретические основы формирования экологических представлений
детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Сущность, цели и задачи формирования экологических
представлений 7
1.2 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
при формировании экологических представлений 13
1.3 Анализ программ ДОУ в контексте формирования экологических
представлений 23
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности использования методов работы педагога ДОУ по формированию 35 экологических представлений детей старшего дошкольного возраста....
2.1 Анализ методов работы педагога ДОУ по формированию
экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 35
2.2 Методические рекомендации по совершенствованию методов работы
педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 39
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение А Анализ образовательных программ по вопросам формирования экологических представлений детей дошкольного возраста 73 Приложение Б Результаты исследования по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников» 76

Актуальность темы исследования заключается в необходимости формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества. Данная тема является сложной и многоаспектной. Сегодня воздействие человекана окружающую среду стало очень глубоким, что ведет к угрозе нарушения ее динамического равновесия и целостности. Это говорит о необходимости задуматься о сознательном управлении процессами взаимодействия c природой. В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется формированию экологических представлений: этого требуют Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [51], Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года[40] и др.
Дошкольный возраст является базой для формирования экологических представлений. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) установлено, что образовательная область «познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы [50]. В связи с этим требуется грамотная организации работы в данном направлении
В связи с этим актуальность выбора темы исследования «Методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста» не вызывает сомнений.
Цель исследования: охарактеризовать методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предметисследования: методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по
проблемеформирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста (на примере МБДОУ «Абалаковский Детский сад № 1 «Солнышко»).
3. Изучить методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию методов работы педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение публикаций в периодических изданиях; наблюдение; педагогическая диагностика.
Теоретической основой исследования выступили труды ученых, раскрывающих проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста, таких, как С.Г. Анисимова, В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова, О.А.
Кошелева, Л.С. Михайлова, С.Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.
База исследования: МБДОУ «Абалаковский Детский сад № 1 «Солнышко». Выборка представлена старшими дошкольниками в возрасте 6-7 лет в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (55 наименований) и 5 приложений. В работе содержится 4 рисунка. Общий объем работы составляет 72 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Экологические представления представляют собой вид экологических знании, которые формируются в процессе экологического образования, являются основополагающими представлениями о картине мира, зависят от контактов с природой и особенностей деятельности людей. Их содержание включает представление о единстве природы и человека, мире природы как духовной ценности, необходимости рациональной природной деятельности, бережного и заботливого отношения к природе.
Наиболее благоприятным периодом формирования экологических представлений является старший дошкольный возраст. Это обусловлено рядом физиологических и психологических особенностей ребенка. В старшем дошкольном возрасте внимание становится устойчивым, сосредоточенным, дошкольник уже способен управлять им: формируется способность запоминать. В этом возрасте становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе. Дошкольник может усвоить довольно большой объем информации экологического характера и при необходимости вспомнить и воспользоваться ею. Существенно повышается уровень наглядно-образного мышления. Это позволяет воспитателю проводить работу по формированию обобщенных знаний и элементарных понятий об окружающем мире.
Анализ методов работы педагогов ДОУ «Солнышко»по формированию экологических представлений старших дошкольников показал, что педагоги используют широкий спектр методов: наглядные (наблюдение, рассматривание картин), практические (игра, опыты, моделирование) и словесные (рассказы, беседы, чтение художественной литературы).
С целью определения эффективности применения методов формирования экологических представленийорганизовано диагностическое исследование. По результатам проведенной диагностики сделан вывод о недостаточном уровне сформированное™ экологических представлений. Дети часто допускают ошибки при определении характерных признаков времен года, при распределении представителей животного и растительного мира по видам; не всегда соотносят представителей флоры и фауны со средой обитания; не проявляют интереса и не выражают своего отношения к растениям и животным; не могут назвать правил поведения в природе.
На основе результатов диагностического исследования мы пришли к выводу о необходимости совершенствования методов работы педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов диагностического исследования разработаны методические рекомендации по совершенствованию методов работы педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Для определения эффективности проведенной работы проведено повторное диагностическое исследование по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников». Полученные результаты позволяют сделать вывод о повышении уровня сформированное™ экологических представлений: дошкольники распределяют представителей растительного и животного мира по видам; соотносят представителей флоры и фауны со средой обитания; проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к растениям и животным; четко знают правила поведения в природе; умеют устанавливать взаимосвязи между различными природными явлениями; умеют выявлять причинно-следственные связи.
Таким образом, задачи исследования решены, цель работы достигнута.


1. Анахина, Т.А. Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности / Т.А. Анахина, С.Н. Васильева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 3-5.
2. Анисимова, С.Г. Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности / С.Г. Анисимова, И.Р. Бажина, Л.В. Гильманова, К.В. Соловьева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 73-75.
3. Антипенко, И.Н. Современные
подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И.Н. Антипенко, И.В. Ковалева // Молодой ученый. - 2018. - №7. - С. 169-171.
4. Антонова, Л.В. Формирование у детей дошкольного возраста основных экологических понятий в процессе ознакомления с растениями, их многообразием / Л.В. Антонова, Н.А. Емельянчик, Ю.А. Литвинова // Вестник науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 85-87.
5. Ашиков, В.И. «Семицветик».
Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - Москва : Педагогическое общество России, 2015. - 74 с.
6. Бауман, И.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения / И.В. Бауман, И.В. Пережогина // Проблемы педагогики. - 2017. - № 8. - С. 26-29.
7. Беликова, Н.В. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста / Н.В. Беликова, И.Б. Бичева, Т.Г. Ханова // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 114-121.
8. Берзина, Р.Ф. Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом) / Р.Ф. Берзина // Символ науки. - 2016. - № 2. - С. 65-66.
9. Бутова, Н.А. Экологическое
воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС / Н.А. Бутова, А.А. Токарев // Молодой ученый. - 2017. - №40. - С. 163-165.
10. Васильева, Е.В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ / Е.В. Васильева, Н.А. Бутова, А.А. Токарев // Молодой ученый. - 2017. - №47.1. - С. 25-32.
11. Габбасова, С.А. Экологическое воспитание дошкольников / С.А. Габбасова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 1. - С. 21-25.
12. Гостева, Л.А. Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников / Л.А. Гостева, Ю.Д. Антонова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар : Новация, 2016. - С. 102-104.
13. Грецкая, Ю.П. Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС / Ю.П. Грецкая // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №3. - С. 51-54.
14. Гримовская, Л.М. Технологии моделирования в экологическом образовании дошкольников / Л.М. Гримовская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2017. - № 3. - С. 137-142.
15. Даньшина, Г.М. Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте / Г.М. Даньшина // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань : Бук, 2014. - С. 76-79.
... всего 55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ