МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Реферат 3
Введение 4
1 Теоретические основы формирования экологических представлений
детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Сущность, цели и задачи формирования экологических
представлений 7
1.2 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
при формировании экологических представлений 13
1.3 Анализ программ ДОУ в контексте формирования экологических
представлений 23
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности использования методов работы педагога ДОУ по формированию 35 экологических представлений детей старшего дошкольного возраста....
2.1 Анализ методов работы педагога ДОУ по формированию
экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 35
2.2 Методические рекомендации по совершенствованию методов работы
педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 39
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение А Анализ образовательных программ по вопросам формирования экологических представлений детей дошкольного возраста 73 Приложение Б Результаты исследования по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников» 76
Введение 4
1 Теоретические основы формирования экологических представлений
детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Сущность, цели и задачи формирования экологических
представлений 7
1.2 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
при формировании экологических представлений 13
1.3 Анализ программ ДОУ в контексте формирования экологических
представлений 23
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности использования методов работы педагога ДОУ по формированию 35 экологических представлений детей старшего дошкольного возраста....
2.1 Анализ методов работы педагога ДОУ по формированию
экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 35
2.2 Методические рекомендации по совершенствованию методов работы
педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 39
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение А Анализ образовательных программ по вопросам формирования экологических представлений детей дошкольного возраста 73 Приложение Б Результаты исследования по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников» 76
Актуальность темы исследования заключается в необходимости формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества. Данная тема является сложной и многоаспектной. Сегодня воздействие человекана окружающую среду стало очень глубоким, что ведет к угрозе нарушения ее динамического равновесия и целостности. Это говорит о необходимости задуматься о сознательном управлении процессами взаимодействия c природой. В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется формированию экологических представлений: этого требуют Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [51], Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года[40] и др.
Дошкольный возраст является базой для формирования экологических представлений. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) установлено, что образовательная область «познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы [50]. В связи с этим требуется грамотная организации работы в данном направлении
В связи с этим актуальность выбора темы исследования «Методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста» не вызывает сомнений.
Цель исследования: охарактеризовать методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предметисследования: методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по
проблемеформирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста (на примере МБДОУ «Абалаковский Детский сад № 1 «Солнышко»).
3. Изучить методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию методов работы педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение публикаций в периодических изданиях; наблюдение; педагогическая диагностика.
Теоретической основой исследования выступили труды ученых, раскрывающих проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста, таких, как С.Г. Анисимова, В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова, О.А.
Кошелева, Л.С. Михайлова, С.Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.
База исследования: МБДОУ «Абалаковский Детский сад № 1 «Солнышко». Выборка представлена старшими дошкольниками в возрасте 6-7 лет в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (55 наименований) и 5 приложений. В работе содержится 4 рисунка. Общий объем работы составляет 72 страницы.
Дошкольный возраст является базой для формирования экологических представлений. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) установлено, что образовательная область «познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы [50]. В связи с этим требуется грамотная организации работы в данном направлении
В связи с этим актуальность выбора темы исследования «Методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста» не вызывает сомнений.
Цель исследования: охарактеризовать методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предметисследования: методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по
проблемеформирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать педагогические условия формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста (на примере МБДОУ «Абалаковский Детский сад № 1 «Солнышко»).
3. Изучить методы работы педагога ДОУ по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию методов работы педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение публикаций в периодических изданиях; наблюдение; педагогическая диагностика.
Теоретической основой исследования выступили труды ученых, раскрывающих проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста, таких, как С.Г. Анисимова, В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова, О.А.
Кошелева, Л.С. Михайлова, С.Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.
База исследования: МБДОУ «Абалаковский Детский сад № 1 «Солнышко». Выборка представлена старшими дошкольниками в возрасте 6-7 лет в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (55 наименований) и 5 приложений. В работе содержится 4 рисунка. Общий объем работы составляет 72 страницы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Экологические представления представляют собой вид экологических знании, которые формируются в процессе экологического образования, являются основополагающими представлениями о картине мира, зависят от контактов с природой и особенностей деятельности людей. Их содержание включает представление о единстве природы и человека, мире природы как духовной ценности, необходимости рациональной природной деятельности, бережного и заботливого отношения к природе.
Наиболее благоприятным периодом формирования экологических представлений является старший дошкольный возраст. Это обусловлено рядом физиологических и психологических особенностей ребенка. В старшем дошкольном возрасте внимание становится устойчивым, сосредоточенным, дошкольник уже способен управлять им: формируется способность запоминать. В этом возрасте становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе. Дошкольник может усвоить довольно большой объем информации экологического характера и при необходимости вспомнить и воспользоваться ею. Существенно повышается уровень наглядно-образного мышления. Это позволяет воспитателю проводить работу по формированию обобщенных знаний и элементарных понятий об окружающем мире.
Анализ методов работы педагогов ДОУ «Солнышко»по формированию экологических представлений старших дошкольников показал, что педагоги используют широкий спектр методов: наглядные (наблюдение, рассматривание картин), практические (игра, опыты, моделирование) и словесные (рассказы, беседы, чтение художественной литературы).
С целью определения эффективности применения методов формирования экологических представленийорганизовано диагностическое исследование. По результатам проведенной диагностики сделан вывод о недостаточном уровне сформированное™ экологических представлений. Дети часто допускают ошибки при определении характерных признаков времен года, при распределении представителей животного и растительного мира по видам; не всегда соотносят представителей флоры и фауны со средой обитания; не проявляют интереса и не выражают своего отношения к растениям и животным; не могут назвать правил поведения в природе.
На основе результатов диагностического исследования мы пришли к выводу о необходимости совершенствования методов работы педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов диагностического исследования разработаны методические рекомендации по совершенствованию методов работы педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Для определения эффективности проведенной работы проведено повторное диагностическое исследование по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников». Полученные результаты позволяют сделать вывод о повышении уровня сформированное™ экологических представлений: дошкольники распределяют представителей растительного и животного мира по видам; соотносят представителей флоры и фауны со средой обитания; проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к растениям и животным; четко знают правила поведения в природе; умеют устанавливать взаимосвязи между различными природными явлениями; умеют выявлять причинно-следственные связи.
Таким образом, задачи исследования решены, цель работы достигнута.
Экологические представления представляют собой вид экологических знании, которые формируются в процессе экологического образования, являются основополагающими представлениями о картине мира, зависят от контактов с природой и особенностей деятельности людей. Их содержание включает представление о единстве природы и человека, мире природы как духовной ценности, необходимости рациональной природной деятельности, бережного и заботливого отношения к природе.
Наиболее благоприятным периодом формирования экологических представлений является старший дошкольный возраст. Это обусловлено рядом физиологических и психологических особенностей ребенка. В старшем дошкольном возрасте внимание становится устойчивым, сосредоточенным, дошкольник уже способен управлять им: формируется способность запоминать. В этом возрасте становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе. Дошкольник может усвоить довольно большой объем информации экологического характера и при необходимости вспомнить и воспользоваться ею. Существенно повышается уровень наглядно-образного мышления. Это позволяет воспитателю проводить работу по формированию обобщенных знаний и элементарных понятий об окружающем мире.
Анализ методов работы педагогов ДОУ «Солнышко»по формированию экологических представлений старших дошкольников показал, что педагоги используют широкий спектр методов: наглядные (наблюдение, рассматривание картин), практические (игра, опыты, моделирование) и словесные (рассказы, беседы, чтение художественной литературы).
С целью определения эффективности применения методов формирования экологических представленийорганизовано диагностическое исследование. По результатам проведенной диагностики сделан вывод о недостаточном уровне сформированное™ экологических представлений. Дети часто допускают ошибки при определении характерных признаков времен года, при распределении представителей животного и растительного мира по видам; не всегда соотносят представителей флоры и фауны со средой обитания; не проявляют интереса и не выражают своего отношения к растениям и животным; не могут назвать правил поведения в природе.
На основе результатов диагностического исследования мы пришли к выводу о необходимости совершенствования методов работы педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов диагностического исследования разработаны методические рекомендации по совершенствованию методов работы педагогов ДОУ, направленных на формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Для определения эффективности проведенной работы проведено повторное диагностическое исследование по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников». Полученные результаты позволяют сделать вывод о повышении уровня сформированное™ экологических представлений: дошкольники распределяют представителей растительного и животного мира по видам; соотносят представителей флоры и фауны со средой обитания; проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к растениям и животным; четко знают правила поведения в природе; умеют устанавливать взаимосвязи между различными природными явлениями; умеют выявлять причинно-следственные связи.
Таким образом, задачи исследования решены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста средствами фенологических наблюдений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017





