ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВ ЛИЧНОСТИ 8
1.1 Права и свободы личности: понятие, классификация 8
1.2 Понятие и сущность права на образование 18
1.3 История законодательного регулирования права на образование в
России 26
2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 31
2.1 Проблемы правового регулирования реализации дистанционных
образовательных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 31
2.2 Проблемы правового регулирования практической подготовки
обучающихся в образовательных организациях высшего образования 38
2.3 Пути совершенствования законодательства в сфере реализации права на
образование 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Актуальность исследования права на образование и его реализации в современной России проявляется в том, что сегодня образование является не просто одним из важнейших конституционных прав человека, но и инструментом наилучшей реализации иных конституционных прав. Вместе с тем в настоящее время накопились ряд проблемных аспектов реализации права на образование, начиная от достаточности и качества общего образования в период распространения коронавирусной инфекции, заканчивая проблемами дистанционного образования в высших учебных заведениях. Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о необходимости научного осмысления проблем и противоречий законодательства, регулирующего общественные отношения, которые возникают в связи с реализацией конституционного права на образование.
Институт конституционного права на образование стал объектом исследований многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: А.А. Лихолетова, Е.В. Медведева, Н.Н. Надежина, А.А. Павлова, Н.В. Панову, М.Н. Попова, Д.В. Прохоренко, А.Ф. Пьянкова, И.М. Середу, А.А. Соловьева, С.В. Суханова, Т.Д. Устинову, Е.В. Хромова, С.А. Чернякова, Ю.В. Чукичева, М.Д. Шапсугову, С.А. Щеглову и других отечественных деятелей юриспруденции.
Объектом исследования настоящей выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование, а также правоприменительная практика в данной области.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем и противоречий общественных отношений, возникающих в связи с реализацией конституционного права на образование.
Задачами исследования выступают:
- разработка понятия и классификации прав и свобод личности;
- анализ понятия и сущности права на образование;
- исторический анализ законодательного регулирования права на образование в России;
- выявление проблем правового регулирования реализации дистанционных образовательных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации;
- выявление проблем правового регулирования практической подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования...
Проведенное исследование права на образование и реализации его в современной России позволило сделать следующие выводы и предложения.
Под правом на образование в объективном смысле (объективное право на образование) понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с получением образования
Право на образование в субъективном смысле (субъективное образовательное право) - гарантированная государством и международным правом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего образовательного и культурного уровня.
Право на образование, закрепленное в Конституции РФ и предусмотренное основными международными договорами по правам человека, представляет собой субъективное право.
Право на образование относится к основным правам и свободам человека и производно от такого фундаментального права, как право на жизнь. Право на образование относится к правам человека второго поколения, которые объединяют основные социально-экономические и культурные права - право на труд, отдых, жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям и т.д. (правами первого поколения по этой терминологии считаются личные и политические права, а правами третьего поколения - коллективные права на мир, здоровую окружающую среду, развитие и др.).
Право на образование - одно из наиболее значимых социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку развития человека как личности, влияет на состояние общества, находится в тесной взаимосвязи с политическими, экономическими и иными социальными правами человека.
Право на образование приобретается человеком естественным образом, по факту своего рождения, поскольку каждому человеку свойственно развиваться, накапливать опыт и получать новые знания, творить и передавать все накопленное им другим поколениям.
Общественные отношения находятся в процессе постоянного развития, что требует от законодателя достаточно быстрых действий по совершенствованию законодательства. Вместе с тем, ресурс законодательной работы ограничен, а изменения в общественных отношениях не имеет границ, что позволяет научно осмыслить предполагаемые пути совершенствования законодательства.
Так, предлагается увеличить с тридцати до тридцати пяти лет возраст лиц, проживающих в Российской Федерации, учитываемых при расчете количества бюджетных мест, финансовое обеспечение которых предусматривается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Принимая во внимание, что финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования осуществляется из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 000 человек, то
дополнительно будет выделено более 1 млн. бюджетных мест. Согласно концепции, сохраняется количество бюджетных мест, выделяемых исходя из возраста лиц от 17 до 30 лет включительно, а также предлагается выделять дополнительные бюджетные места исходя из возраста лиц от 31 до 35 лет включительно...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
Научная и учебная литература
3. Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. - М.: РЮИД, 2000. - 528 с.
4. Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие / И.А. Алебастрова. - М.: Юрайт-М, 2001. - 638 с.
5. Дудко, И.Г. Влияние европейского права на конституционное право государств Центральной и Восточной Европы: Монография / И.Г. Дудко, И.А. Гагаева. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 278 с.
6. Игитян, М.Ю. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / М.Ю. Игитян, С.Г. Камолов, А.В. Павлюк; Ответственный редактор С.Г. Камолов. - Москва: Издательство Фонда поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
7. Калашников, С.В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав человека в России: вопросы теории и практики / С.В. Калашников. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 162 с.
8. Ковлер, А.И. Европейская конвенция в международной системе защиты прав человека: монография. / А.И. Ковлер. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 304 с.
9. Образование: закон и гражданин / С.В. Барабанова, А.В. Богданова, З.П. Дащинская и др.; под ред. А.Н. Козырина. - М.: Редакция
«Российской газеты», 2015. Вып. 17. - 176 с.
10. Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции: Монография / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2005. - 319 с.
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
11. Андриченко, Л.В. Миграционное законодательство в системе российского законодательства // Журнал российского права. - 2018. - № 3. - С. 5 - 16
12. Андриченко, Л.В., Васильева, Л.Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2006. - № 1 (109). - С. 7 - 11.
13. Ануфриева, Л.П. Конституция РФ и международное право: теоретический взгляд на понятия «общепризнанные принципы и нормы международного права» и jus cogens / Л.П. Ануфриева // Lex russica. - 2018. - № 12. - С. 37 - 47.
14. Аронова, С.А. Управление финансовым обеспечением как гарантия конституционного права на образование // Г осударственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 9. - С. 61 - 64.
15. Баранков, В.Л. Правовые аспекты использования сетевой, электронной и дистанционной форм реализации образовательных программ // Журнал российского права. - 2017. - № 3. - С. 129 - 137...50