Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования экологической культуры детей
старшего дошкольного возраста посредством наблюдений 8
1.1 Сущность экологической культуры 8
1.2 Особенности формирования основ экологической культуры старших
дошкольников 14
1.3 Роль наблюдений в формировании основ экологической культуры
детей старшего дошкольного возраста 19
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию основ
экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдений 29
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов
исследования 29
2.2 Методические рекомендации по организации наблюдений с целью
формирования экологической культуры старших 35
дошкольников
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 42
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Анализ образовательных программ экологического
воспитания для детей дошкольного возраста 54
Приложение Б Диагностики сформированное™ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 57
Приложение В Результаты «Диагностика экологических знаний старших дошкольников» 62
Приложение Г Картотека наблюдений 63
Приложение Д Конспекты занятий НОД с включением наблюдения за объектами живой и неживой природы 72
Приложение Е Заключительные результаты 85
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена негативным состоянием окружающей природной среды, которое складывается в настоящее время, что нашло отражение в государственных документах. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» возвел экологическое образование в разряд важнейших государственных проблем [50]. В нормативном документе «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» содержится требование о необходимости формирования знаний об окружающей природной среде на всех уровнях, начиная с дошкольного [37]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в пункте 1 статьи 3 установлено, что одним из главных принципов государственной политики в сфере образования является «гуманистический характер образования, воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [51]. Необходимость формирования знания об окружающей природной среде отмечается в Указе Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», где в числе поручений Правительству поручено рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основ экологических знаний [49].
Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для формирования основ экологической культуры. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Познавательное развитие», одной из задач которой является «формирование у детей первичных представлений об особенностях природы; формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы» [39].
О важности проблемы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют, многочисленны научные исследования, среди которых работы Р. Ф. Берзиной [6], Г. М. Даньшиной [14], Р. М. Кадыровой [19], О. А. Кошелевой [23], С. Н. Николаевой [34], и др.
В настоящее время предлагается множество средств формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста, среди которых особое место занимают наблюдения, которые позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях С. А. Веретенникова [7], Ю. А. Ивлиева [18], О. А. Кошелева [24] и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность организации наблюдений в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организация наблюдений будет способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
• создана картотека наблюдений за миром природы;
• наблюдения организуются с учетом этапов их проведения в различных формах познавательной деятельности детей (на занятиях, прогулках, экскурсиях, в уголке природы).
Объект исследования: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: наблюдение как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• определить сущность экологической культуры;
• охарактеризовать особенности формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
• показать роль наблюдений в формировании основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
• организовать и провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня сформированное™ основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
• разработать и апробировать методические рекомендации по организации наблюдения с целью формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-педагогической литературы и педагогического опыта); эмпирические (диагностика
сформированное™ экологической культуры старших дошкольников, педагогический эксперимент, интерпретационные: количественный и качественный эмпирических анализ данных).
База исследования: МБОУ Талажанская ООШ (дошкольная группа). В исследовании приняли участие 20 детей 5-7 лет.
Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством организации наблюдений. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам дошкольного образования, родителям. Также материал выпускного исследования может быть использован студентами при подготовке к занятиям и написании научных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах публикации на электронном образовательном портале «Вестник педагога».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (52 наименования) и 6 приложений. В работе содержится 16 рисунков. Общий объем работы составляет 52 страницы.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что понятие экологической культуры не имеет единой общепризнанной трактовки в научной литературе. В настоящем исследовании в качестве рабочего принято определение Н. А. Рыжовой, которая под экологической культурой понимает знания и навыки, которые позволяют найти человеку свое место в мире, адекватно реагировать на происходящие изменения, принимать осознанные, ответственные, мотивированные решения». Целью формирования экологической культуры является воспитание гуманного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают человека.
Старший дошкольный возраст является сенситивным для формирования экологической культуры: ребенок способен усвоить широкий спектр экологических знаний и представлений, способен усвоить многие экологические понятия, проанализировать и осознать отдельные экологические проблемы современности, предложить способы решения этих проблем.
Мы выяснили, что наблюдение представляет широкие возможности для формирования экологической культуры. В ходе наблюдений происходит закрепление и расширение экологических знаний старших дошкольников, полученных в процессе непосредственной образовательной деятельности.
С целью определения эффективности работы по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование, в котором участвовали 20 детей дошкольного старшего возраста, посещающих подготовительную группу МБОУ Талажанская ООШ. Для диагностики была применена оценка уровня сформированное™ экологических представлений О. А. Соломенниковой. По итогам диагностики сделан вывод о том, что уровень сформированное™ основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста является преимущественно средним. Результаты диагностического исследования обусловили необходимость повышения уровня экологической культуры старших дошкольников. В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации по повышения уровня экологической культуры старших дошкольников путем организации наблюдений. Была составлена картотека наблюдений, разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности с включением наблюдений за явлениями живой и неживой природы.
Результаты повторной диагностики позволяют говорить о положительной динамике сформированное™ основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Анахина, Т. А. Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности / Т. А. Анахина, С. Н. Васильева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 2. - С. 3-5.
2. Анисимова, С. Г. Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности / С. Г. Анисимова, И. Р. Бажина, Л. В. Гильманова, К. В. Соловьева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 2. - С. 73-75.
3. Антонова, Л. В. Формирование у детей дошкольного возраста основных экологических понятий в процессе ознакомления с растениями, их многообразием / Л. В. Антонова, Н.А. Емельянчик, Ю. А. Литвинова // Вестник науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 85-87.
4. Бауман, Н. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения / Н. В. Бауман, И. В. Пережогина // Проблемы педагогики. - 2017. - № 8. - С. 26-29.
5. Беликова, Н. В. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста / Н. В. Беликова, И. Б. Бичева, Т. Г. Ханова // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 114121.
6. Берзина, Р. Ф. Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом) / Р. Ф. Берзина // Символ науки. -
2016. - № 2. - С. 65-66.
7. Веретенникова, С. А. Ознакомление детей с природой: методические рекомендации / С. А. Веретенникова. - Москва : Просвещение, 2013. - 272 с.
8. Габбасова, С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Габбасова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 1. - С. 21-25.
9. Горошко, Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования / Е. В. Горошко // Вестник науки и образования. 2018. № 4. С. 86-89.
10. Гостева, С. Р. Экологическое образование / С. Р. Гостева // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 6-6 (64). С. 433-435.
11. Гостева, Л. А. Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников / Л. А. Гостева, Ю. Д. Антонова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар : Новация, 2016. - С. 102-104.
12. Грецкая, Ю.П. Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС / Ю. П. Грецкая // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 3. - С. 51-54.
13. Гримовская, Л. М. Технологии моделирования в экологическом образовании дошкольников / Л. М. Гримовская // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2017. - № 3. - С. 137-142.
14. Даньшина, Г. М. Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте / Г. М. Даньшина // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань : Бук, 2014. - С. 76-79.
15. Елсукова, А. Н. Сущность экологического образования обучающихся / А. Н. Елсукова, Л. В. Рыжкова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 6-2. - С. 91-93....52