ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕКЛАМНОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИНТЕРНЕТ ДИСКУРСОВ: ВСПЫШКА КОРОНАВИРУСА В КНР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДИСКУРСА И ТРИ ТИПА
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА 7
1.1. Понятие дискурса 7
1.1.1. История возникновения понятия «дискурс» и его дефиниции 7
1.1.2. Характеристика и свойства дискурса 11
1.2. Типы дискурса и методы его исследования 13
1.2.1. Институциональный дискурс как один из типов
социолингвистического дискурса 13
1.2.2. Рекламный дискурс: социальная реклама как поликодовый текст . 17
1.2.3. Политический дискурс 22
1.2.4. Интернет-дискурс: блог как разновидность СМИ 25
1.3. Воздействующая функция социальной рекламы, политического
дискурса и Интернет-блогов 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕКЛАМНОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИНТЕРНЕТ ДИСКУРСОВ В ПЕРИОД ВСПЫШКИ КОРОНАВИРУСА В КНР 37
2.1. Социальная реклама 37
2.1.1. Лингвистические средства 37
2.1.2. Паралингвистические средства 47
2.2. Политический дискурс: Белая книга КНР, выступления членов КПК . 57
2.2.1. Лингвистические средства в текстах Белой книги КНР 57
2.2.2. Лингвистические средства в текстах выступлений членов КПК .... 65
2.3. Индивидуальные видеоблоги 74
2.3.1. Лингвистические средства 74
2.3.2. Паралингвистические средства 81
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Плакаты социальной рекламы 103
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДИСКУРСА И ТРИ ТИПА
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА 7
1.1. Понятие дискурса 7
1.1.1. История возникновения понятия «дискурс» и его дефиниции 7
1.1.2. Характеристика и свойства дискурса 11
1.2. Типы дискурса и методы его исследования 13
1.2.1. Институциональный дискурс как один из типов
социолингвистического дискурса 13
1.2.2. Рекламный дискурс: социальная реклама как поликодовый текст . 17
1.2.3. Политический дискурс 22
1.2.4. Интернет-дискурс: блог как разновидность СМИ 25
1.3. Воздействующая функция социальной рекламы, политического
дискурса и Интернет-блогов 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕКЛАМНОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИНТЕРНЕТ ДИСКУРСОВ В ПЕРИОД ВСПЫШКИ КОРОНАВИРУСА В КНР 37
2.1. Социальная реклама 37
2.1.1. Лингвистические средства 37
2.1.2. Паралингвистические средства 47
2.2. Политический дискурс: Белая книга КНР, выступления членов КПК . 57
2.2.1. Лингвистические средства в текстах Белой книги КНР 57
2.2.2. Лингвистические средства в текстах выступлений членов КПК .... 65
2.3. Индивидуальные видеоблоги 74
2.3.1. Лингвистические средства 74
2.3.2. Паралингвистические средства 81
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Плакаты социальной рекламы 103
Данная работа посвящена исследованию, лежащему в области трех типов институционального дискурса (а именно, рекламного, политического и Интернет дискурсов), и сфокусирована на выявлении и изучении способов информирования населения Китая о вспышке коронавируса в г. Ухань в декабре 2019 г. Пандемия новой коронавирусной инфекции вызвала во всем мире потребность как в широком использовании масштабной социальной рекламы и видеоблогов, направленных на изменение моделей общественного поведения в новых условиях жизни, так и в освещении данной темы на политическом уровне.
Актуальность темы обуславливается тем, что коронавирус - это явление относительно новое, а значит, мало изученное в рамках лингвистических исследований. Особый интерес представляет способ донесения властью информации до людей в китайском лингвокультурном пространстве. Дискурс, в том числе пропагандистский, в настоящее время является предметом научных дискуссий, и речевое воздействие на аудиторию находится в кругу интересов исследователей.
Цель нашей работы заключается в изучении и анализе текстов, способствующих выявлению лингвистических и паралингвистических средств, применяемых в китайских плакатах социальной рекламы, выступлениях членов КПК, официальных правительственных документах КНР и индивидуальных видеоблогах с целью оповещения жителей Китая о вспышке коронавируса и пропаганды методов предохранения от него.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить историю понятия дискурса и его дефиниции;
2. описать типы дискурса и методы его исследования;
3. рассмотреть рекламный, политический и Интернет дискурсы, а также реализуемую в них воздействующую функцию;
паралингвистические средства, используемые в китайских плакатах социальной рекламы, выступлениях членов КПК, официальных правительственных документах и видеоблогах в период вспышки коронавируса.
Объектом настоящего исследования является институциональный дискурс, представленный в виде рекламного, политического и Интернет дискурсов.
Предметом данного исследования являются лингвистические и паралингвистические средства, реализующие воздействующую функцию в рекламном, политическом и Интернет дискурсах.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких ученых как А.Е. Кибрик, В.И. Карасик, Н.Д. Арутюнова в области дискурса, труды таких ученых как Ж. Чжан, Е.Г. Поздеева, A. А. Вандышева в области социальной рекламы, а также труды B. Е. Чернявской в области поликодового текста. В области политического дискурса были использованы труды Е.И. Шейгал, Т.А. ван Дейка, О.Л. Михалёвой, а также были использованы труды ученых И.В. Шубиной и К.С. Мягковой в области блогосферы.
Материалом для исследования послужило 55 плакатов, созданных в 2020 г. для информирования населения Китая о вспышке коронавируса и методах борьбы с пандемией; 10 текстов выступлений политических деятелей КНР (председатель КНР Си Цзиньпин, пресс-секретари Министерства иностранных дел на пресс-конференциях 2020 года); 37 тыс. знаков Белой книги Китая 2020 г. («Меры Китая по противостоянию коронавирусной эпидемии») / Й^Ф (^Ф^Ж^^^Ш^Ф ); 16
индивидуальных видеоблогов, посвященных коронавирусной тематике (электронный ресурс РфЩРфЩ).
Практическая значимость работы определяется возможностью применения ее результатов для более глубокого понимания китайской культуры, а также ознакомления с моделью поведения жителей КНР в период серьезной угрозы, в том числе коронавирусной инфекции.
Методологическую основу исследования составляет ряд различных методов, а именно:
1) теоретический анализ научной литературы;
2) метод сплошной выборки;
3) переводческий комментарий;
4) стилистический метод;
5) описательно-аналитический метод.
Апробация работы. Часть практического исследования данной работы, посвященная рекламному дискурсу, была представлена на секции «Актуальные проблемы восточных языков в работах молодых ученых» на II Международном форуме языков и культур 2021 года в формате доклада «Воздействующая функция дискурса социальной рекламы: вспышка коронавируса в Китае».
В рамках встречи ScienceTalk 2022 г. был представлен доклад «Вспышка коронавируса в КНР: воздействующая функция рекламного и политического дискурсов»; выступление на тему «Воздействующая функция политического дискурса: вспышка коронавируса в КНР (на примере текстов Белой книги КНР и выступлений членов КПК)» было представлено на XIV Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека».
На материале данного исследования была опубликована научная статья «Языковые средства реализации воздействующей функции дискурса социальной рекламы в период вспышки коронавируса в КНР». Выходные данные: Научные исследования молодых ученых: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2021. С. 83-86. Принята в печать статья на тему «Воздействующая функция Интернет-дискурса: вспышка коронавируса в КНР (на примере видеоблогов граждан КНР)» для научного журнала Siberia Lingua.
Структура исследования: данная работа состоит из введения; теоретической главы, в которой подробно рассматривается материал теоретической базы исследования и дается определение объекту исследования; практической главы, где проводится разносторонний анализ языкового и визуального материала; заключения, в котором представлены основные выводы в результате анализа плакатов социальной рекламы, выступлений членов КПК, официальных документов КНР и индивидуальных видеоблогов; списка использованных источников и приложения.
Актуальность темы обуславливается тем, что коронавирус - это явление относительно новое, а значит, мало изученное в рамках лингвистических исследований. Особый интерес представляет способ донесения властью информации до людей в китайском лингвокультурном пространстве. Дискурс, в том числе пропагандистский, в настоящее время является предметом научных дискуссий, и речевое воздействие на аудиторию находится в кругу интересов исследователей.
Цель нашей работы заключается в изучении и анализе текстов, способствующих выявлению лингвистических и паралингвистических средств, применяемых в китайских плакатах социальной рекламы, выступлениях членов КПК, официальных правительственных документах КНР и индивидуальных видеоблогах с целью оповещения жителей Китая о вспышке коронавируса и пропаганды методов предохранения от него.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить историю понятия дискурса и его дефиниции;
2. описать типы дискурса и методы его исследования;
3. рассмотреть рекламный, политический и Интернет дискурсы, а также реализуемую в них воздействующую функцию;
паралингвистические средства, используемые в китайских плакатах социальной рекламы, выступлениях членов КПК, официальных правительственных документах и видеоблогах в период вспышки коронавируса.
Объектом настоящего исследования является институциональный дискурс, представленный в виде рекламного, политического и Интернет дискурсов.
Предметом данного исследования являются лингвистические и паралингвистические средства, реализующие воздействующую функцию в рекламном, политическом и Интернет дискурсах.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких ученых как А.Е. Кибрик, В.И. Карасик, Н.Д. Арутюнова в области дискурса, труды таких ученых как Ж. Чжан, Е.Г. Поздеева, A. А. Вандышева в области социальной рекламы, а также труды B. Е. Чернявской в области поликодового текста. В области политического дискурса были использованы труды Е.И. Шейгал, Т.А. ван Дейка, О.Л. Михалёвой, а также были использованы труды ученых И.В. Шубиной и К.С. Мягковой в области блогосферы.
Материалом для исследования послужило 55 плакатов, созданных в 2020 г. для информирования населения Китая о вспышке коронавируса и методах борьбы с пандемией; 10 текстов выступлений политических деятелей КНР (председатель КНР Си Цзиньпин, пресс-секретари Министерства иностранных дел на пресс-конференциях 2020 года); 37 тыс. знаков Белой книги Китая 2020 г. («Меры Китая по противостоянию коронавирусной эпидемии») / Й^Ф (^Ф^Ж^^^Ш^Ф ); 16
индивидуальных видеоблогов, посвященных коронавирусной тематике (электронный ресурс РфЩРфЩ).
Практическая значимость работы определяется возможностью применения ее результатов для более глубокого понимания китайской культуры, а также ознакомления с моделью поведения жителей КНР в период серьезной угрозы, в том числе коронавирусной инфекции.
Методологическую основу исследования составляет ряд различных методов, а именно:
1) теоретический анализ научной литературы;
2) метод сплошной выборки;
3) переводческий комментарий;
4) стилистический метод;
5) описательно-аналитический метод.
Апробация работы. Часть практического исследования данной работы, посвященная рекламному дискурсу, была представлена на секции «Актуальные проблемы восточных языков в работах молодых ученых» на II Международном форуме языков и культур 2021 года в формате доклада «Воздействующая функция дискурса социальной рекламы: вспышка коронавируса в Китае».
В рамках встречи ScienceTalk 2022 г. был представлен доклад «Вспышка коронавируса в КНР: воздействующая функция рекламного и политического дискурсов»; выступление на тему «Воздействующая функция политического дискурса: вспышка коронавируса в КНР (на примере текстов Белой книги КНР и выступлений членов КПК)» было представлено на XIV Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека».
На материале данного исследования была опубликована научная статья «Языковые средства реализации воздействующей функции дискурса социальной рекламы в период вспышки коронавируса в КНР». Выходные данные: Научные исследования молодых ученых: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2021. С. 83-86. Принята в печать статья на тему «Воздействующая функция Интернет-дискурса: вспышка коронавируса в КНР (на примере видеоблогов граждан КНР)» для научного журнала Siberia Lingua.
Структура исследования: данная работа состоит из введения; теоретической главы, в которой подробно рассматривается материал теоретической базы исследования и дается определение объекту исследования; практической главы, где проводится разносторонний анализ языкового и визуального материала; заключения, в котором представлены основные выводы в результате анализа плакатов социальной рекламы, выступлений членов КПК, официальных документов КНР и индивидуальных видеоблогов; списка использованных источников и приложения.
Главным итогом настоящей работы является выявление и рассмотрение ключевых лингвистических и паралингвистических средств, применяемых в аспекте пропагандистского дискурса КНР для реализации воздействующей функции. В качестве материала исследования послужили плакаты социальной рекламы, посвященные тематике коронавируса; Белая книга КНР; выступления членов КПК; индивидуальные видеоблоги, освещающие тему коронавирусной инфекции.
В ходе данного исследования была рассмотрена история и дефиниция дискурса, его основные характеристики и элементы. Были выделены два типа социолингвистического дискурса - институциональный и бытийный, при этом особый интерес для нашего анализа представляет такие виды институционального дискурса, как рекламный, политический и Интернет дискурсы.
Плакат в Китае представляет собой активное средство коммуникации между властью и гражданами. Ситуация с коронавирусом не стала исключением. Плакаты, посвященные коронавирусной тематике, были созданы в соответствии с лингвокультурным кодом китайской цивилизации. При рассмотрении плаката как рекламного сообщения мы ориентировались на понятие поликодовости, представляющее собой симбиоз языковых и паралингвистических средств. Видеоблог мы определяем как явление мультимодальности ввиду наличия в нем вербальной и динамической визуальной составляющих.
Главной функцией в представленных материалах нами была выделена воздействующая функция, реализующаяся посредством лингвистических и паралингвистических средств. В качестве основных языковых средств были выявлены:
1) императивная конструкция;
2) инклюзив;
3) редупликация;
4) антитеза;
5) метафора;
6) эмфаза при помощи усилительных частиц;
7) парное построение;
8) гипербола;
9) эвфония;
10) обращение;
11) эмоционально окрашенное предложение;
12) чэнъюи;
13) слово с отрицательной коннотацией;
14) структурный параллелизм.
Согласно процентно-количественному соотношению, эмфаза при помощи усилительных частиц, метафора, структурный параллелизм, императив, эмоционально окрашенное предложение занимают лидирующую позицию среди всех вышеперечисленных языковых средств. Стоит отметить, что каждый из трех видов дискурса (рекламный, политический и Интернет) также характеризуется специфическими языковыми средствами, характерными только для него (чэнъюй в видеоблогах; обращение в речи политических фигур; эвфония, парное построение, гипербола и слово с отрицательной коннотацией в плакатах социальной рекламы).
Настоящая работа также продемонстрировала роль и значимость применения паралингвистических средств на материале плакатов и видеоблогов, посвященных тематике коронавируса. В качестве основных паралингвистических средств были выявлены:
1) цветовая гамма;
2) выделение отдельных иероглифов в словосочетаниях и предложениях;
3) специальные символы.
Ключевым выводом настоящего исследования является комплексный анализ плакатов социальной рекламы, Белой книги КНР, текстов выступлений членов КПК, а также индивидуальных видеоблогов с точки зрения используемых в них лингвистических и паралингвистических средств. Полученные результаты наглядно доказывают, что такая комбинация средств нацелена на то, чтобы сделать сообщение ярким, лаконичным и способным воздействовать на сознание массового адресата. Совокупность лингвистических и паралингвистических средств несет в себе идею веры в благополучный исход и необходимости консолидации совместных усилий граждан КНР перед всеобщей угрозой.
В ходе данного исследования была рассмотрена история и дефиниция дискурса, его основные характеристики и элементы. Были выделены два типа социолингвистического дискурса - институциональный и бытийный, при этом особый интерес для нашего анализа представляет такие виды институционального дискурса, как рекламный, политический и Интернет дискурсы.
Плакат в Китае представляет собой активное средство коммуникации между властью и гражданами. Ситуация с коронавирусом не стала исключением. Плакаты, посвященные коронавирусной тематике, были созданы в соответствии с лингвокультурным кодом китайской цивилизации. При рассмотрении плаката как рекламного сообщения мы ориентировались на понятие поликодовости, представляющее собой симбиоз языковых и паралингвистических средств. Видеоблог мы определяем как явление мультимодальности ввиду наличия в нем вербальной и динамической визуальной составляющих.
Главной функцией в представленных материалах нами была выделена воздействующая функция, реализующаяся посредством лингвистических и паралингвистических средств. В качестве основных языковых средств были выявлены:
1) императивная конструкция;
2) инклюзив;
3) редупликация;
4) антитеза;
5) метафора;
6) эмфаза при помощи усилительных частиц;
7) парное построение;
8) гипербола;
9) эвфония;
10) обращение;
11) эмоционально окрашенное предложение;
12) чэнъюи;
13) слово с отрицательной коннотацией;
14) структурный параллелизм.
Согласно процентно-количественному соотношению, эмфаза при помощи усилительных частиц, метафора, структурный параллелизм, императив, эмоционально окрашенное предложение занимают лидирующую позицию среди всех вышеперечисленных языковых средств. Стоит отметить, что каждый из трех видов дискурса (рекламный, политический и Интернет) также характеризуется специфическими языковыми средствами, характерными только для него (чэнъюй в видеоблогах; обращение в речи политических фигур; эвфония, парное построение, гипербола и слово с отрицательной коннотацией в плакатах социальной рекламы).
Настоящая работа также продемонстрировала роль и значимость применения паралингвистических средств на материале плакатов и видеоблогов, посвященных тематике коронавируса. В качестве основных паралингвистических средств были выявлены:
1) цветовая гамма;
2) выделение отдельных иероглифов в словосочетаниях и предложениях;
3) специальные символы.
Ключевым выводом настоящего исследования является комплексный анализ плакатов социальной рекламы, Белой книги КНР, текстов выступлений членов КПК, а также индивидуальных видеоблогов с точки зрения используемых в них лингвистических и паралингвистических средств. Полученные результаты наглядно доказывают, что такая комбинация средств нацелена на то, чтобы сделать сообщение ярким, лаконичным и способным воздействовать на сознание массового адресата. Совокупность лингвистических и паралингвистических средств несет в себе идею веры в благополучный исход и необходимости консолидации совместных усилий граждан КНР перед всеобщей угрозой.



