Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИИ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №150886

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1 Исторический аспект в обучении физике 7
1.1 Содержание принципа историзма в методике обучения физике 7
1.2 Функции принципа историзма в физике 10
1.3 Методические особенности реализации принципа историзма в
обучении физик 15
2 Воспитательные возможности урока физики 23
2.1 Место физики среди школьных дисциплин 23
2.2Условия, обеспечивающие эффективность использования
биографического материала при обучении физике 27
2.3 Применение исторического материала на уроках физики 28
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А. Исторические сведения об ученых 44

В настоящее время происходит интенсивный процесс обновления и совершенствования образования в общеобразовательной школе, который требует разработки и внедрения новых форм обучения. Они направлены на взаимопроникновение наук в школьных курсах.
Познание мира всегда исторично. Невозможно глубоко усвоить физику - одну из фундаментальных наук о природе - без проникновения в историю ее развития. Примеры из истории науки позволяют сформировать у учащихся некоторые элементы научного мышления, раскрыть общие закономерности и принципы научного познания.
Исторический подход в преподавании физики состоит в том, что учащиеся знакомятся с фактами из биографий ученых, с их научной деятельностью, взглядами, интересами, убежденностью при отстаивании своих идей.
Поиски путей познания истины позволяют показать учащимся в обобщенной форме процесс формирования научных понятий, законов и теорий, выявить конкретные причины заблуждений в историческом процессе развития физики.
Реализация принципа историзма при обучении физике по своей сути подразумевает включение в учебный процесс, в содержание изучаемого материала сведений из истории развития (рождения, становления, сегодняшнего состояния и перспектив развития) науки. Под принципом историзма в обучении физике часто понимают историко-методологический подход, который определяется направленностью обучения на формирование методологических знаний у учащихся о процессе познания, на воспитание у обучаемых гуманистического мышления, на развитие у них познавательного интереса к предмету.
К числу необходимых учащимся сведений в первую очередь относятся биографии великих учёных и история значительных научных открытий. Сведения об истоках научных открытий всегда воспринимаются обучающимися с большим интересом, потому что они помогают увидеть по- новому то, что стало обычным и привычным.
Скажем, при изучении темы «Энергия топлива» можно рассмотреть историю изобретения пороха, историю использования различных видов топлива. При изучении темы «Работа газа и пара при расширении» надо ознакомить учащихся с историей создания парового двигателя, двигателя внутреннего сгорания, историей создания железнодорожного транспорта. При изучении темы «Электрический ток» необходимо рассказать об опытах итальянского анатома и физиолога Гальвани, о создании первого источника тока Алессандро Вольтой, его опытах, о фундаментальных опытах по электричеству и магнетизму Майкла Фарадея, о создании теории электрических цепей Г еоргом Омом, об экспериментах Ленца, об изобретениях Эдисона. При изучении темы «Магнитное поле» можно обратить внимание учащихся на развитие магнитного транспорта, которое активно происходит в последнее время, об истории изобретения магнитного компаса, его огромном значении для мореплавателей, путешественников.
Огромен исторический и мировоззренческий материал, который всплывает при изучении раздела «Оптика»: это и история развития взглядов на природу света, изобретение первых оптических приборов на Дальнем Востоке, история изобретения и совершенствования телескопов, биноклей, история изучения и изготовления зеркал ( в 4 в до н. э. зародилась наука катоприка - раздел оптики, в котором изучают зеркала и принципы отражения света. Первые трактаты по оптике и катоприке принадлежат знаменитому геометру Евклиду, жившему в 3 в до н.э. Его продолжатели Архимед, Герои и Птолемей, изучая зеркала, сумели достичь важных результатов), история открытия законов отражения и преломления света, значение развития оптики для развития физических методов наблюдения астрономических объектов).
С огромным количеством исторических сведений можно познакомиться на занятиях физики, однако это требует времени, которого, как правило, не хватает. Поэтому возможно вынесение вопросов истории физики на дополнительные занятия: кружковые, внеурочные мероприятия.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При выполнении выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи.
1. Была изучена методическая и специальная литература по
проблеме дипломной работы. Выявлено, что необходимость
использования исторических сведений в учебном процессе обусловлена той ролью, которую играет историзм в обучении физики. Историзм выступает как средство повышения качества знаний учащихся ( научности, осознанности, прочности, системности, действенности); также
как средство воспитания научного мышления и мировоззрения обучаемых; как средство развития интереса к науке; как средство нравственного воспитания. Реализация принципа историзма в обучении физике в школе связана с формулировкой целей обучения учащихся историческому подходу изучения физики.
2. Изучена история развития физики
3. Проведен анализ содержания обучения по теме « Законы Ньютона» в курсе физики 10 класса общеобразовательной школы, в том
числе, исторического материала. Анализ содержания показал, что исторические сведения приводятся только в тех параграфах, где речь идет об открытии или опыте, связанном с именем ученого или в его честь. Форма представления учебного материала с историческим содержанием носит традиционный характер. В нем приводятся: краткая биографическая справка, фотография или портрет ученого, упоминание об открытии явления, закона, описание исторического опыта, перечисление ряда фамилий ученых.
4. Были разработан конспект урока по теме « Решение задач на три закона Ньютона» с использованием исторического материала.
Разработанный урок включают в себя функции принципа историзма:
- развитие у школьников интереса к науке;
• повышение качества знаний учащихся;
• формирование научного мировоззрения учащихся в процессе преподавания физики.
5. Была разработана методическая рекомендация. В дипломной работе мне хотелось показать, что историзм в преподавании физики не самоцель, а средство, позволяющее лучше объяснить школьникам, что собой представляет мир природы и увлекательнейший процесс ее постепенного постижения. Также принцип историзма предлагает рассматривать историю науки как неотъемлемую часть ее самой, утверждая, что в этом случае образовательный, воспитательный и развивающий потенциал учебного процесса по физике существенно возрастает. В методических разработках были использованы все рассмотренные функции принципа историзма.


1. Абушкин, X. X. Методика проблемного обучения физике: учеб. пособие для СПО / X. X. Абушкин. - 2- е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 178 с.
2. Бабецкий, В. И. Механика : учеб. пособие для
академического бакалавриата / В. И. Бабецкий, О. Н. Третьякова. - Москва : Юрайт, 2018. - 190 с.
3. Васильев, А. А. Физика : учеб. пособие для СПО / А. А. Васильев, В. Е. Федоров, Л. Д. Храмов. - 2- е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 211 с.
4. Гартман, 3. Занимательная физика, или Физика во время прогулки / 3. Гартман. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2017. - 120 с.
5. Гаджиев, Ф. И. Как мы используем исторический материал : Физика в школе / Ф. И. Гаджиев, 1981.
6. Ганин, В. В. Мир физики. Книга 1. Механика: хрестоматия / В. В. Ганин, Н. В. Ганина, М. В. Фистуль, - Москва : Российской открытой университета, 1992. - 328 с.
7. Горлач, В. В. Физика. Задачи, тесты. Методы решения : учеб. пособие для СПО / В. В. Горлач. - Москва : Юрайт, 2019. - 301 с.
8. Гулиа, Н. В. Физика. Парадоксальная механика : учеб. пособие для вузов / Н. В. Гулиа. - 2- е изд., доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 148 с.
9. Громов, С. В. Физика : Молекулярная физика. Квантовая физика : учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений / С. В. Громов - Москва : Просвещение, 1999. - 239с.
10. Детлаф, А. А. Курс общей физики / А. А. Детлаф, Б. М. Яворский. - Москва : Высшая школа, 2017. - 245 с.
11. Дуков, В. М. Исторически обзоры в курсе физики средней школы: пособие для учителей / В. М. Дуков, - Москва : Просвещение, 1983. - 160с.
12. Замураев, В. П. Молекулярная физика. Задачи : учеб. пособие для вузов / В. П. Замураев, А. П. Калинина. - Москва : Юрайт, 2018. - 189 с.
13. Зисман, Г. А. Курс общей физики: Учебное пособие. В 3- х тт. Т.1. Механика. Молекулярная физика. Колебания и волны / Г. А. Зисман, О. М. Тодес. - Санкт- Петербург : Лань, 2019. - 340 с.
14. Иванов, В. Г. Физика и мировоззрение / В. Г. Иванов. - Ленинград : Наука, 1975.
15. Калашников, Н. П. Практикум по решению задач общего курса физики. Механика: Учебное пособие / Н. П. Калашников, Т. В. Котырло и др. - Санкт- Петербург: Лань, 2018. - 292 с.
... всего 40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ