ВВЕДЕНИЕ 7
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1 9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ... 9
1.1 Сущность, понятие и виды цен в рыночной экономике 9
1.2. Содержание ценовой политики предприятия 18
1.3. Современные аспекты повышения эффективности ценовой политики
предприятия 24
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2 30
АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ОН-ЛАЙН КЛИНИК ПЛЮС» 30
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия 30
2.2. Анализ Активов и пассивов ООО «Медицинский центр онлайн клиник
плюс» за 2020-2021 гг 32
2.3. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости ООО «ОН-Лайн
Клиник Плюс» за 2020-2021 гг 35
2.4. Анализ эффективности деятельности ООО «ОН-Лайн Клиник Плюс» за
2020-2021 гг 40
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 3 48
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО «ОН-ЛАЙН КЛИНИК ПЛЮС» 48
3.1. Оценка и анализ действующей ценовой политики ООО «ОН-Лайн
Клиник Плюс» 48
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию ценовой политики 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Ценообразование на предприятии является важной составляющей хозяйственной деятельности, способом обеспечения эффективного хозяйствования. Под политикой цен понимаются общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги.
Ценовая политика предприятия состоит из ценовой стратегии и ценовой тактики. Ценовую стратегию можно определить как конкретные действия на долгосрочную перспективу по планированию цен на продукцию. Она направлена на определение деятельности производственной и сбытовой систем предприятия с целью получения запланированной прибыли от реализации, а также обеспечения конкурентоспособности произведенной продукции и предоставленных услуг соответственно целям и задачам общей стратегии предприятия. Хотя большинство компаний имеют определенные свойственные им цели ценообразования, исследования показывают, что лишь около 1/4 из них обладают сформулированной стратегией, в которой заложено логическое обоснование формирования цены.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что основой деятельности любого предприятия является цена предоставленных работ, услуг. Чем выше цена и минимальны издержки, тем выше будет и результат деятельности, а именно прибыль.
В связи с этим, цель данной работы - на основе анализа действующей ценовой политики разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность и понятие цены как экономической категории;
• изучить содержание ценовой политики предприятия;
• рассмотреть основные направления улучшения ценовой политики предприятий в современных условиях;
• представить характеристику услуг действующего предприятия и порядок формирования цен на них;
• выявить проблемы и недостатки ценовой политики на исследуемом предприятии;
• разработать мероприятия по улучшению ценовой политики предприятия и оценить их эффективность.
Предметом исследования в данной работе является теоретические и практические аспекты процесса формирования цены на услуги предприятия.
В качестве объекта исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «ОН-Лайн Клиник плюс» в г.Абакан, специализирующееся на предоставлении медицинских услуг.
Нормативной базой выполнения работы является Конституция РФ, (ст. 71, п.ж), в соответствии с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. • Гражданским кодексом РФ (ст. 424 «Цена», ст. 426 «Публичный договор», гл. 28 «Заключение договора» и др.), в котором отражены отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.
Практическая часть работы основана на данных финансовой отчетности предприятия (форма №1 «Баланс» (Приложение А), форма №2 «Отчет о финансовых результатах» (Приложение Б) ООО «ОН-Лайн Клиник Плюс» за 2020-2021 г.г).
В результате проведенного исследования ценовой политики предприятия необходимо сделать следующие основные выводы.
Оптимизация ценовой политики является основополагающим элементом комплекса маркетинга; от эффективности ценовой политики напрямую зависят результаты деятельности предприятия, то есть чистая прибыль. Основными задачами ценовой политики предприятия являются, прежде всего, повышение спроса на продукцию, работы и услуги предприятия, а также обеспечение реализации стратегических целей предприятия и получения прибыли.
В качестве объекта исследования в данной работе было выбрано Абаканское общество с ограниченной ответственностью «ОН-Лайн Клиник Плюс», которое специализируется на предоставлении медицинских услуг. Анализ основных показателей работы предприятия показал, что в 2021 году на предприятии наблюдается увеличение объема предоставленных услуг на 1,1 % по сравнению с 2020 годом, при этом следует отметить, что себестоимость так же снизилась на 1,002 %, это связано с тем, что: за отчетный период медицинский центр увеличил количество предоставляемых услуг, сократилась система скидок на лечение и УЗИ диагностику, снизилось количество потребляемой электроэнергии.
Работа предприятия характеризуется значительным увеличением чистой прибыли, это увеличение в 2021 году составило более 70%.
Анализ ценовой политики предприятия показал следующее:
• предприятие работает на специфическом рынке медицинских платных услуг, на территории Абакана действуют множество фирм с подобными видами деятельности, поэтому конкуренция достаточно интенсивная;
• ценовая политика предприятия имеет своей целью обеспечение предприятию завоевания доли рынка не менее 20%;
• в формировании ценовой политики учитываются специфические факторы, которые связаны с сезонностью спроса и сложностью его прогнозирования, высокие затраты на медикаменты, оплату труда медицинских работников и транспортные расходы;
• спецификой ценообразования на данном предприятии является то, что цена сформирована и отражена в прайсе клиники и утверждена от 11.10.2021г.;
• предприятие обладает ценовым преимуществом перед наиболее крупным конкурентов практически по всем направлениям предоставления услуг.
• В качестве мероприятий, направленных на совершенствование ценовой политики предприятия в данной работе было предложено следующее: перенести акцент в ценообразовании на услуги ООО «ОН-Лайн Клиник Плюс» с затратной концепции на маркетинговую.
1. Конституцией РФ (ст. 71,п ж установление правовых основ единого рынка, финансовое валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики) от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020г)
2. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп.,вступ. в силу с 01.06.2016).
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
6. Приказ Минфина России от 07.10.2020 N 235н (ред. от 24.01.2022) "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2020 N 60859)
7. Булатов, А.С. Экономика: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2018. - 601 с. Гаврилова А.Н. Методы ценообразования и ценовая политика предприятия // Финансист. - 2018. - №10. - С. 18-19. Есипова В. Е. Цены и ценообразование / В. Е. Есипова. - СПб., 2020. - 304 с.
8. Денисова И.П. Цены и ценообразование / И.П. Денисова - М.: Экспертное бюро, - 2017г.
9. Завьлов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособ.
- М.: Инфра-М, 2019. - 425 с.
10. Иванова, Н.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.:
Издательский центр «Академия», 2019. - 603 с.
11. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2019. - 464 с.
12. Котлер, Ф. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2021. - 240 с.
13. Лифиц И. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.Лифиц - М.: Юрайт - М, 2021. - 224 с.
14. Мамедова, О.Ю. Современная экономика: Учебник. - Ростов-на- Дону, 2020. - 289 с.
15. Мак - Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга/ М. Мак - Дональд - СПб: Питер, 2020 - 320 с.
16. Паршин В.Ф. Ценовая политика предприятия: Учебник. - М.:
Вышэйшая школа, 2017. - 336 с.
17. Петросян А.А. Некоторые аспекты тактического ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - №1. - с. 27.
18. Пашутин С.Б. Анализ ценовой и поведенческой политики фармацевтических структур // Управленческий учет. - 2018. - №5. - с. 23.
19. Романенко И.В. Ценообразование. Учебник / под ред. И.В. Романенко // Экономика. Бизнес. Право. 2019. № 1-3 (21). С. 52-76.
20. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 495 с.
21. Тюрин С.Б. Особенности ценностного подхода к ценообразованию / С.Б. Тюрин // Современные тенденции развития науки и технологий. 2018. № 3-13 (24). С. 135-137.
22. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия: Учебник - М.: Питер, 2019. - 320 с.
23. Шаховская Л.С. Ценообразование. Учебник, под ред. Л.С. Шаховской -М.: КноРус, 2020. - 258 с.
24. Хаванова И.А. Категория рыночной цены в современном налоговом праве / И.А. Хаванова // Журнал российского права. -2021. -№ 7. -С. 96-104.
25. http://www.buh.ru/ - Интернет ресурс для бухгалтеров/ Статьи/ Содержание бухгалтерского баланса и возможности его анализа
26. . www.capitalsign.ru- Сайт OOO «НРИМ»
27. ru.wikipedia.org- энциклопедия
28. www.marketolog.biz- Центр маркетинговых компетенций
29. www.my-market.ru- исследовательская компания «Май Маркет»
30. www. marketing.spb .ru - Энциклопедия маркетинга
31. www.4 p.ru- Электронный журнал по маркетингу
32. http://www.consultant.ruСайт Консультант Плюс