МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы работы со словарями на уроках русского языка в
начальной школе 7
1.1 Характеристика словарей, используемых на уроках русского языка
в начальной школе 7
1.2 Организация работы со словарями на уроках русского языка в
начальнойшколе 14
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию словарей на
уроках русского языка в начальной школе 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.2 Формирующий эксперимент 30
2.3 Контрольный эксперимент 30
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Словарный диктант, состоящий из 15 слов с
непроверяемыми орфограммами 53
Приложение Б Обследование активного словаря через подбор к заданным словам синонимов на констатирующем и контрольном этапах (Л.А. Баландина) 54
Приложение В Тест на умение работать со словарями (автор - О.В.
Ганьжина) на констатирующем и контрольном этапах 55
Приложение Г Обследование активного словаря через подбор к заданным словам антонимов на констатирующем и контрольном этапах (Л.Г.Парамонова) 58
Введение 5
1 Теоретические основы работы со словарями на уроках русского языка в
начальной школе 7
1.1 Характеристика словарей, используемых на уроках русского языка
в начальной школе 7
1.2 Организация работы со словарями на уроках русского языка в
начальнойшколе 14
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию словарей на
уроках русского языка в начальной школе 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.2 Формирующий эксперимент 30
2.3 Контрольный эксперимент 30
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Словарный диктант, состоящий из 15 слов с
непроверяемыми орфограммами 53
Приложение Б Обследование активного словаря через подбор к заданным словам синонимов на констатирующем и контрольном этапах (Л.А. Баландина) 54
Приложение В Тест на умение работать со словарями (автор - О.В.
Ганьжина) на констатирующем и контрольном этапах 55
Приложение Г Обследование активного словаря через подбор к заданным словам антонимов на констатирующем и контрольном этапах (Л.Г.Парамонова) 58
Актуальность исследования. На сегодняшний день в школе реализуется модель личностно-ориентированного обучения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования, данная модель подчёркивает важность формирования общеучебных умений и навыков, которые влияют на успешность всего дальнейшего обучения . Одним из таких общеучебных умений является умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Также стоит отметить, что умение человека решать языковое затруднение при помощи словаря является важным показателем культуры данного человека и характеризует его личность. В связи с этим, можно утверждать, что словари несут не только обучающую функцию, но и воспитательную.
Методика преподавания русского языка постоянно обновляется и совершенствуется. Меняется её содержание, методы и приёмы, а также модель взаимодействия учителя и ученика. Следует отметить, что на сегодняшний день работе со словами уделяется недостаточно внимания в процессе обучения.
Объект исследования - методика лексикографической работы на уроках русского языка.
Предмет исследования - методика работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования - изучить методику работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику словарей, используемых на уроках русского языка в начальной школе;
2. Изучить особенности организации работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию словарей на уроках русского языка в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как В.П. Берков, С.В.Гринёв, П.Н. Денисов, В.В. Дубичинский, Н.А. Гриднева, Л.В. Щерба, Т.В. Яковлева и другие.
Методы исследования:
-теоретический анализ учебной, учебно-методической, научной литературы;
- обобщение педагогического передового опыта, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что был разработан комплекс упражнений со словарями, который может быть использован учителями младших классов, а также студентами при прохождении практики.
Апробация результатов исследования: по результатам работы
опубликована научная статья «Методика работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе» в сборнике международной научнопрактической конференции « Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023г.
Базой опытно-экспериментальной работы по использованию словарей на уроках русского языка в начальной школе является Пискуновская ООШ филиал МБОУ Момотовской СОШ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 53 наименования и 4 приложения. В работе содержится 2 таблицы и 17 рисунков. Общий объем работы составляет 58 страниц.
Методика преподавания русского языка постоянно обновляется и совершенствуется. Меняется её содержание, методы и приёмы, а также модель взаимодействия учителя и ученика. Следует отметить, что на сегодняшний день работе со словами уделяется недостаточно внимания в процессе обучения.
Объект исследования - методика лексикографической работы на уроках русского языка.
Предмет исследования - методика работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования - изучить методику работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику словарей, используемых на уроках русского языка в начальной школе;
2. Изучить особенности организации работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию словарей на уроках русского языка в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как В.П. Берков, С.В.Гринёв, П.Н. Денисов, В.В. Дубичинский, Н.А. Гриднева, Л.В. Щерба, Т.В. Яковлева и другие.
Методы исследования:
-теоретический анализ учебной, учебно-методической, научной литературы;
- обобщение педагогического передового опыта, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что был разработан комплекс упражнений со словарями, который может быть использован учителями младших классов, а также студентами при прохождении практики.
Апробация результатов исследования: по результатам работы
опубликована научная статья «Методика работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе» в сборнике международной научнопрактической конференции « Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023г.
Базой опытно-экспериментальной работы по использованию словарей на уроках русского языка в начальной школе является Пискуновская ООШ филиал МБОУ Момотовской СОШ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 53 наименования и 4 приложения. В работе содержится 2 таблицы и 17 рисунков. Общий объем работы составляет 58 страниц.
Подводя итоги исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Основными характеристиками словарей для начальной школы являются: соответствие объёма словарному запасу младших школьников; содержание тех слов, которые младшие школьники активно используют в повседневной жизни; связь с УМК, т.е. словарь должен содержать те слова, которые включены в упражнения, задания, тексты диктантов, которые входят в УМК; чередование работы со словарями разных типов.
Работая со словарями, школьник должен знать, зачем используется тот или иной словарь, какую проблему можно решить с его помощью, понимать, что такое лингвистическое затруднение, знать, как устроен словарь, в каком порядке находятся слова и как среди них найти нужное.
Организуя работу со словарём на уроке русского языка в начальной школе, учитель должен опираться на следующие принципы:
1. Работа, направленная на расширение словарного запаса, даёт возможность сформировать личностные качества школьников, их мировоззрение, а также практические навыки, что свидетельствует о её воспитательно-образовательной функции;
2. В ходе работы со словарями необходимо давать объяснения непонятных слов, анализировать, углублённо изучать их значения;
3. Анализ значений слов проводится с позиции особенностей их употребления в русской речи, а также в этимологическом аспекте.
Базой опытно-экспериментальной работы по использованию словарей на уроках русского языка в начальной школе является Пискуновская ООШ филиал МБОУ Момотовской СОШ. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в количестве 12 человек.
В качестве методик исследования нами были выбраны: словарный диктант, обследование активного словаря через подбор к заданным словам антонимов (Л.Г. Парамонова), обследование активного словаря через подбор к заданным словам синонимов (Л.А.Баландина), тест на умение работать со словарями (автор - О.В. Ганьжина).
По результатам констатирующего этапа был выявлен недостаточный уровень развития орфографической грамотности и активного словарного запаса.Высокий уровень сформированности активного словаря, развития орфографической грамотности и умения работать со словарями имеет 1 ученик (8%). Средний уровень выявлен у 4 (34%) учеников. Низкий уровень имеют 7 учеников (58%) экспериментального класса. На формирующем этапе нами разработаны и апробированы задания с использованием словарей различного типа. На формирующем этапе нами разработаны и апробированы задания с использованием словарей различного типа, а именно: толкового,
орфографического, орфоэпического, словарей синонимов и антонимов.
В ходе проведения контрольного этапа мы выявили положительную динамику в развитии орфографических навыков и активного словарного запаса. По результатам контрольного этапа исследования мы выявили, что высокий уровень сформированности активного словаря, развития орфографической грамотности и умения работать со словарями имеет 6 учеников (50%), что 42% больше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень выявлен у 5 (42%) учеников, что на 8% больше, чем на констатирующем этапе. Количество учеников с низким уровнем уменьшилось на 50%.
Опытно-экспериментальная работа показала, что грамотное и систематическое применение словарей различных типов позволяет формировать качественное усвоение написаний слов, расширить активный словарный запас.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме
Основными характеристиками словарей для начальной школы являются: соответствие объёма словарному запасу младших школьников; содержание тех слов, которые младшие школьники активно используют в повседневной жизни; связь с УМК, т.е. словарь должен содержать те слова, которые включены в упражнения, задания, тексты диктантов, которые входят в УМК; чередование работы со словарями разных типов.
Работая со словарями, школьник должен знать, зачем используется тот или иной словарь, какую проблему можно решить с его помощью, понимать, что такое лингвистическое затруднение, знать, как устроен словарь, в каком порядке находятся слова и как среди них найти нужное.
Организуя работу со словарём на уроке русского языка в начальной школе, учитель должен опираться на следующие принципы:
1. Работа, направленная на расширение словарного запаса, даёт возможность сформировать личностные качества школьников, их мировоззрение, а также практические навыки, что свидетельствует о её воспитательно-образовательной функции;
2. В ходе работы со словарями необходимо давать объяснения непонятных слов, анализировать, углублённо изучать их значения;
3. Анализ значений слов проводится с позиции особенностей их употребления в русской речи, а также в этимологическом аспекте.
Базой опытно-экспериментальной работы по использованию словарей на уроках русского языка в начальной школе является Пискуновская ООШ филиал МБОУ Момотовской СОШ. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в количестве 12 человек.
В качестве методик исследования нами были выбраны: словарный диктант, обследование активного словаря через подбор к заданным словам антонимов (Л.Г. Парамонова), обследование активного словаря через подбор к заданным словам синонимов (Л.А.Баландина), тест на умение работать со словарями (автор - О.В. Ганьжина).
По результатам констатирующего этапа был выявлен недостаточный уровень развития орфографической грамотности и активного словарного запаса.Высокий уровень сформированности активного словаря, развития орфографической грамотности и умения работать со словарями имеет 1 ученик (8%). Средний уровень выявлен у 4 (34%) учеников. Низкий уровень имеют 7 учеников (58%) экспериментального класса. На формирующем этапе нами разработаны и апробированы задания с использованием словарей различного типа. На формирующем этапе нами разработаны и апробированы задания с использованием словарей различного типа, а именно: толкового,
орфографического, орфоэпического, словарей синонимов и антонимов.
В ходе проведения контрольного этапа мы выявили положительную динамику в развитии орфографических навыков и активного словарного запаса. По результатам контрольного этапа исследования мы выявили, что высокий уровень сформированности активного словаря, развития орфографической грамотности и умения работать со словарями имеет 6 учеников (50%), что 42% больше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень выявлен у 5 (42%) учеников, что на 8% больше, чем на констатирующем этапе. Количество учеников с низким уровнем уменьшилось на 50%.
Опытно-экспериментальная работа показала, что грамотное и систематическое применение словарей различных типов позволяет формировать качественное усвоение написаний слов, расширить активный словарный запас.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме
Подобные работы
- СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Методика обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ( на материале Универсального словаря)
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Организация работы с лингвистическими словарями на уроках русского языка в начальной школе
Курсовые работы, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3400 р. Год сдачи: 2020 - РАБОТА С ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Приемы работы с толковым словарем на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ - ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности изучения имён собственных на уроках русского языка в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020





