Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы работы со словарями на уроках русского языка в
начальной школе 7
1.1 Характеристика словарей, используемых на уроках русского языка
в начальной школе 7
1.2 Организация работы со словарями на уроках русского языка в
начальнойшколе 14
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию словарей на
уроках русского языка в начальной школе 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.2 Формирующий эксперимент 30
2.3 Контрольный эксперимент 30
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Словарный диктант, состоящий из 15 слов с
непроверяемыми орфограммами 53
Приложение Б Обследование активного словаря через подбор к заданным словам синонимов на констатирующем и контрольном этапах (Л.А. Баландина) 54
Приложение В Тест на умение работать со словарями (автор - О.В.
Ганьжина) на констатирующем и контрольном этапах 55
Приложение Г Обследование активного словаря через подбор к заданным словам антонимов на констатирующем и контрольном этапах (Л.Г.Парамонова) 58
Актуальность исследования. На сегодняшний день в школе реализуется модель личностно-ориентированного обучения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования, данная модель подчёркивает важность формирования общеучебных умений и навыков, которые влияют на успешность всего дальнейшего обучения . Одним из таких общеучебных умений является умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Также стоит отметить, что умение человека решать языковое затруднение при помощи словаря является важным показателем культуры данного человека и характеризует его личность. В связи с этим, можно утверждать, что словари несут не только обучающую функцию, но и воспитательную.
Методика преподавания русского языка постоянно обновляется и совершенствуется. Меняется её содержание, методы и приёмы, а также модель взаимодействия учителя и ученика. Следует отметить, что на сегодняшний день работе со словами уделяется недостаточно внимания в процессе обучения.
Объект исследования - методика лексикографической работы на уроках русского языка.
Предмет исследования - методика работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования - изучить методику работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику словарей, используемых на уроках русского языка в начальной школе;
2. Изучить особенности организации работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию словарей на уроках русского языка в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как В.П. Берков, С.В.Гринёв, П.Н. Денисов, В.В. Дубичинский, Н.А. Гриднева, Л.В. Щерба, Т.В. Яковлева и другие.
Методы исследования:
-теоретический анализ учебной, учебно-методической, научной литературы;
- обобщение педагогического передового опыта, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что был разработан комплекс упражнений со словарями, который может быть использован учителями младших классов, а также студентами при прохождении практики.
Апробация результатов исследования: по результатам работы
опубликована научная статья «Методика работы со словарями на уроках русского языка в начальной школе» в сборнике международной научнопрактической конференции « Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023г.
Базой опытно-экспериментальной работы по использованию словарей на уроках русского языка в начальной школе является Пискуновская ООШ филиал МБОУ Момотовской СОШ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 53 наименования и 4 приложения. В работе содержится 2 таблицы и 17 рисунков. Общий объем работы составляет 58 страниц.
Подводя итоги исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Основными характеристиками словарей для начальной школы являются: соответствие объёма словарному запасу младших школьников; содержание тех слов, которые младшие школьники активно используют в повседневной жизни; связь с УМК, т.е. словарь должен содержать те слова, которые включены в упражнения, задания, тексты диктантов, которые входят в УМК; чередование работы со словарями разных типов.
Работая со словарями, школьник должен знать, зачем используется тот или иной словарь, какую проблему можно решить с его помощью, понимать, что такое лингвистическое затруднение, знать, как устроен словарь, в каком порядке находятся слова и как среди них найти нужное.
Организуя работу со словарём на уроке русского языка в начальной школе, учитель должен опираться на следующие принципы:
1. Работа, направленная на расширение словарного запаса, даёт возможность сформировать личностные качества школьников, их мировоззрение, а также практические навыки, что свидетельствует о её воспитательно-образовательной функции;
2. В ходе работы со словарями необходимо давать объяснения непонятных слов, анализировать, углублённо изучать их значения;
3. Анализ значений слов проводится с позиции особенностей их употребления в русской речи, а также в этимологическом аспекте.
Базой опытно-экспериментальной работы по использованию словарей на уроках русского языка в начальной школе является Пискуновская ООШ филиал МБОУ Момотовской СОШ. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в количестве 12 человек.
В качестве методик исследования нами были выбраны: словарный диктант, обследование активного словаря через подбор к заданным словам антонимов (Л.Г. Парамонова), обследование активного словаря через подбор к заданным словам синонимов (Л.А.Баландина), тест на умение работать со словарями (автор - О.В. Ганьжина).
По результатам констатирующего этапа был выявлен недостаточный уровень развития орфографической грамотности и активного словарного запаса.Высокий уровень сформированности активного словаря, развития орфографической грамотности и умения работать со словарями имеет 1 ученик (8%). Средний уровень выявлен у 4 (34%) учеников. Низкий уровень имеют 7 учеников (58%) экспериментального класса. На формирующем этапе нами разработаны и апробированы задания с использованием словарей различного типа. На формирующем этапе нами разработаны и апробированы задания с использованием словарей различного типа, а именно: толкового,
орфографического, орфоэпического, словарей синонимов и антонимов.
В ходе проведения контрольного этапа мы выявили положительную динамику в развитии орфографических навыков и активного словарного запаса. По результатам контрольного этапа исследования мы выявили, что высокий уровень сформированности активного словаря, развития орфографической грамотности и умения работать со словарями имеет 6 учеников (50%), что 42% больше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень выявлен у 5 (42%) учеников, что на 8% больше, чем на констатирующем этапе. Количество учеников с низким уровнем уменьшилось на 50%.
Опытно-экспериментальная работа показала, что грамотное и систематическое применение словарей различных типов позволяет формировать качественное усвоение написаний слов, расширить активный словарный запас.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме
1. Берков, В.П. Двуязычная лексикография / В.П. Берков. - Москва : Астрель, 2004. - 236 с. - ISBN 5-17-024733-8.
2. Бобровская, Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2015. - №6. - С.76-80.
3. Борякова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. - Москва, 2015. - 256 с. -ISBN 978-5-88923-303-9.
4. Виноградов, В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. - Москва, 1986. - 639 с.
5. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку / Т.М. Воителева. - Москва: Дрофа, 2006. - 320 с. - ISBN 5-7107-9516-X.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 1996. - 416 с. -ISBN 978-5-4461-1109-1.
7. Гриднева, Н.А. Лексикографическое описание цитат / Н.А. Гриднева. - Самара : Международный Институт Рынка, 2011. - 206 с. - ISBN 978-5-98972-066-8.
8. Гринёв, С.В. Введение в терминологическую лексикографию / С.В. Гринев. - Москва : Стереотип, 2021. - 202 с. - ISBN 978-5-397-07970-9.
9. Дементьева, Г.Н. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: системнодеятельностный подход / Г. Н. Дементьева // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - №6. - С. 16-18.
10. Денисов, П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии / П.Н. Денисов. - Москва : МГУ, 1974. - 256 с.
11. Денисов, П.Н. Типология учебных словарей / П.Н. Денисов // Проблемы учебной лексикографии. - Москва : Изд-во МГУ, 1977. - С. 211.
12. Дубичинский, В.В. Лексикография русского языка : учеб. пособие / В.В. Дубичинский. - Москва : Флинта, 2009. - 432 с. - ISBN 978-5-9765-0658-9.
13. Жиренко, О.Е. Поурочные разработки по русскому языку / О.Е. Жиренко. - Москва: ВАКО, 2017. - 352 с.-ISBN 5-94665-136-6.
14. Золотова, Г.А. О возможностях перестройки в преподавании
русского языка / Г.А. Золотова // Русский язык в школе. - 1988. - № 5. - С. 37
- 43.
15. Канакина, В.П. Особенности лексики младших школьников / В. П. Канакина// Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 73 - 74.
... всего 53 источников