ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 5
1.1. Особенности рынка медицинских услуг 5
1.2. Характеристика целевых аудиторий медицинских услуг 10
1.3. Особенности продвижения медицинских услуг 13
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУЗ «ТУАПСИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА №3» 19
2.1 Описание МБУЗ «Туапсинская районная больница №3» 19
2.2. Целевая аудитория Туапсинская районная больница №3 22
2.3. Ситуационный анализ Туапсинская районная больница №3 24
2.4. Система предоставления платных медицинских услуг в условиях центральной районной больницы 33
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ МБУЗ «ТУАПСИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА №3» 37
3.1 Программа продвижения медицинских услуг МБУЗ «Туапсинская районная больница №3» 37
3.2 Оценка эффективности продвижения медицинских услуг МБУЗ «Туапсинская районная больница №3» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Последние два десятилетия характеризуются все большим распространением рыночных отношений в сфере здравоохранения. В Российской Федерации это привело к появлению большого числа частных медицинских организаций, а в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях к увеличению объема платных медицинских услуг. В связи с этим все более актуальной становится задача оценки и управления конкурентоспособностью медицинских организаций, в том числе государственных и муниципальных.
Традиционно под конкурентоспособностью понимается способность организации выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными субъектами данного рынка. При этом на рынке медицинских услуг представлены как государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и субсидий соответствующего бюджета, так и частные клиники, работающие в условиях свободного рынка.
Исторически сложилось, что государственные и муниципальные учреждения получали финансирование от государства и не испытывали необходимости в применении экономических методов управления. В настоящее же время в условиях дефицита финансовых ресурсов и развития конкуренции на первый план выходят такие понятия, как бюджетирование, ориентированное на результат, и экономическая эффективность.
На сегодняшний день рынок медицинских услуг характеризуется устойчивым спросом на поддержание здоровья населения, а также высоким уровнем конкуренции, в первую очередь, среди платных клиник. Что же касается государственных бюджетных медицинских учреждений, то в связи с тем, что каждый имеет право выбора лечебно-профилактического учреждения (далее - ЛПУ), лечащего врача, а также в связи с наличием отдела платных медицинских услуг, такого типа медицинская организация так или иначе становится участником конкурентных отношений.
Таким образом, целью работы является исследование и выявление путей повышения конкурентоспособности больницы, на примере МБУЗ «Туапсинская районная больница №3».
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы продвижения медицинских услуг;
2. Проанализировать специфику рынка медицинских услуг;
3. Исследовать деятельность МБУЗ «Туапсинская районная больница №3»;
4. Определить стратегии и инструментарий повышения конкурентоспособности МБУЗ «Туапсинская районная больница №3»;
5. Разработать программу коммуникационного продвижения медицинских услуг МБУЗ «Туапсинская районная больница №3».;
6. Обозначить параметры оценки эффективности работы;
Объектом исследования послужило МБУЗ «Туапсинская районная больница №3».
Предметом исследования являются предоставляемые платные услуги.
Теоретическую базу составляют работы зарубежных и отечественных авторов, примеры компаний по продвижению медицинских услуг, статьи из Интернет-ресурсов, аналитические справочники, законодательные документы.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса мер по повышению конкурентоспособности МБУЗ «Туапсинская районная больница №3» путем коммуникационного продвижения медицинских услуг.
Структура работы включает в себя введение, три главы, а также заключение, список литературы и приложения.
В данной работе были изучены характеристики Туапсинской районной больницы №3, обозначены медицинские услуги, которые больница предоставляет, а также проанализирована коммуникационная деятельность по продвижению медицинских услуг учреждения, в результате чего был сделан вывод, что именно этот вид деятельности является наиболее эффективным при повышении конкурентоспособности с аналогичными государственными учреждениями.
Также был проведен анализ целевой аудитории, которые выявил определенные группы общественности по нескольким признакам.
Исследования деятельности по коммуникационному продвижению медицинских услуг проводились с помощью ситуационного анализа, конкурентного анализа, SWOT-анализа, в результате которого были определены основные проблемные ситуации, оказывающие прямое влияние на конкурентоспособность МБУЗ «Туапсинская районная больница №3». К ним относятся предвзятое негативное отношение общественности к государственным структурам, низкая покупательная способность населения и усиление конкурентной борьбы на рынке медицинских услуг.
После проведенных исследований были поставлены цель и задачи, определены две основные стратегии повышения конкурентоспособности: формирования и поддержания репутации учреждения; информирование и привлечение пациентов. Затем были отобраны коммуникационные инструменты, которые планируется применить в программе продвижения платных медицинских услуг, что, в свою очередь, вызовет повышение конкурентоспособности МБУЗ «Туапсинская районная больница №3».
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета, N 263, 23.11.2011
3. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О рекламе" // Российская газета, N 51, 15.03.2006
4. Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 (ред. от 06.03.2015) "Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций" // Российская газета", N 260, 18.11.2011,
5. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»
6. Ашмарина С.И., Кандрашина Е.А., Шведова И.А. Территориальное распределение бизнес-процессов как фактор повышения эффективности предпринимательских рисков // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. -№ 5 (127) . - С. 77-83.
7. Бабенко А.А. Специфика организации маркетинговой деятельности в сфере платных медицинских услуг // Молодой ученый. 2016. №2 . С. 429
8. Бурдюгова О.В., Кузембаева Ж.Т. Развитие платных медицинских услуг в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 1 (76). С. 20.
9. Васкес А.Х.Э., Васкес А.А., Арельяно В.С. Современный менеджмент в здравоохранении // The Genesis of Genius. 2015. № 4-1. С. 78-83.
10. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении // Экономика здравоохранения. - 2012. - № 1 (51). - С.5-11. 6.
11. Громова Е.О., Петрова А.О., Сатина И.В., Макерова С.Ю. Должна ли медицина быть платной? // Молодежный инновационный вестник. 2016. Т. 5. № 1. С. 518-519.
12. Дуров Д.И. Социальные проблемы рынка медицинских услуг в современной России // Педагогика, психология, общество - 2017. Сборник статей международной научной конференции: 3 сессия. Под ред. Л.Г. Забелиной. 2017. С. 77-81.
13. Дьякова Е.В. Становление и развитие рынка платных медицинских услуг в Российской Федерации // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров: материалы Международного экономического форума. Барнаул, 2014. С. 108-112.
14. Дьяченко, В. Г. Управление качеством медицинской помощи: учебник / В.Г. Дьяченко, Л. В. Солохина, С. В. Дьяченко. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2013. - 696 с.
15. Зарецкая Л.П., Зарецкая Ю.А. Проблемы современной бесплатной медицины // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3. С. 27-29....(44)