ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы изучения отношения молодежи к
государственной семейной политике 7
1.1 Г осударственная семейная политика: характеристика 7
1.2 Анализ социологических исследований отношения молодежи к
государственной семейной политике 19
2 Эмпирическое исследование отношения молодежи г. Красноярска к
государственной семейной политике 31
2.1 Методическое обоснование исследования 31
2.2 Результаты социологического исследования «Отношение
молодежи г. Красноярска к государственной семейной политике» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Приложение А 76
Приложение Б 85
Приложение В 86
На сегодняшний день современное российское общество характеризуется такими проблемами как, депопуляция населения, низкая устойчивость брачно-семейных отношений, рост уровня разводов и свободных союзов, высокий рост бездетности и внебрачной рождаемости, широкое распространение социального сиротства.
Сегодня институт семьи переживает перемены, которые затрагивают все стороны процесса его формирования и жизнедеятельности, изменяются образцы брачно-семейных отношений, роль и статус мужчин и женщин в обществе и в семье, изменяется система ценностей семьи.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций и благополучное функционирование современной семьи невозможно без реализации государственной семейной политики.
Государственная семейная политика - это система комплексной деятельности государства, которая направлена на защиту институциональных прав и интересов, обеспечение суверенитета и благополучия семьи на основе правового регулирования ее отношений с государством. [1].
Важным аспектом государственной семейной политики является помощь молодым семьям.
Молодая семья - согласно определению, данному в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», это семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет [2].
Состояние и развитие различных сфер общества во многом зависят от начальных возможностей молодых семей, от предоставленных альтернатив решения тех или иных проблем. К основным факторам, влияющим на семейное неблагополучие и современное состояние молодой семьи в России можно отнести: низкий уровень доходов семьи; отсутствие жилья; увеличение риска бедности с рождением детей; неподготовленность молодых людей к семейной жизни и т.д. Однако не всегда можно решить возникающие проблемы в молодой семье собственными усилиями.
Государственные программы дают большие возможности для оптимального существования молодой семьи: это и декретные отпуска по уходу за ребенком, и материнский капитал, социальные выплаты, ипотечные программы кредитования. К сожалению, далеко не многие получают от государства такую поддержку, и в большинстве случаев это происходит из- за незнания молодежи о существовании тех или иных программ помощи, в какие службы и организации можно обратиться за помощью.
Поэтому, молодежь является особой социальной группой, изучение которой в плане ее отношения к государственной семейной политике, позволит выявить насколько информирована молодежь о тех программах, которые формирует государство в рамках молодежной семейной политики, как молодежь к ним относится, одобряет или не одобряет эти государственные тренды, которые в принципе направлены на защиту молодежи.
Таким образом, изучение отношения молодежи к государственной семейной политике является значимым для разработки практических мероприятий по повышению знаний молодежи в вопросах государственной поддержки семьи, защиты прав и интересов семьи, улучшение условий и качества жизни семьи.
Цель исследования: изучить отношение молодежи г. Красноярска к государственной семейной политике.
Объект исследования: молодежь г. Красноярска.
Предмет исследования: отношение молодежи г. Красноярска к государственной семейной политике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие государственной семейной политики и его характеристики.
2. Проанализировать результаты социологических исследований, об отношении молодежи к государственной семейной политике.
3. Разработать методическое обоснование социологического исследования.
4. Описать результаты исследования.
Гипотеза: отношение молодежи г. Красноярска к государственной семейной политике положительное.
Методы исследования: анализ научно-исследовательской литературы, статистических данных, описание, обобщение, классификация, сравнение, опрос, методом анкетирования.
Методологическое обоснование:
Теоретическую основу исследования составляют работы по изучению государственной семейной политики: А.И.Антонов, Е.С.Баразгова, Е.А.Душкина, О.В.Козловская, В.М.Метков, А.С.Костырев и др.
В области исследования семейной политики опирались на работы таких отечественных ученых, как В. Архангельский, В. Борисов, С. Захаров, В. Елизаров, И. Калабихина и др.
Изучением проблем семьи и семейных отношений среди российских исследователей, предметно занимавшихся изучением данных аспектов, следует отметить Т.А. Гурко, А.В. Верещагину, А.И. Антонова, С.И. Голода, С.А. Сорокина, С.Н. Гаврова, В.В. Солодкова, и др.
Изучению проблем государственной помощи семьи и детям посвящены работы Е.Ф.Ачильдиевой, Ю.А.Гаспоряна, Б.А.Исаева, Г.И.Климановой, И.В.Кудинов, О.А.Рузаковой, А.М.Табаченко. И.А.Толмачева, Т.Н. Филлипова и др
Методологические основы семейно-брачных отношений представлены в классических теориях зарубежных и отечественных ученых М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Ковалевский, Т. Парсонс, П. Сорокин, Ф. Энгельс и др.
Молодёжь как социально-демографическую группу в своих работах рассматривали А. И. Кравченко, Ж . Т. Тощенко, Ю. Р. Вишневского, В. Т. Лисовского, и др.
Отношение и информированность молодежи о государственной семейной политике изучалось А. Л. Сазоновой, М. О. Еремеевым в рамках исследования по тёме: «Представления московского студенчества о семье». Одним из аспектов изучения стал анализ представлений о наиболее насущных проблемах молодой семьи вообще и студенческой семьи, в частности, о необходимости и видах ее социальной поддержки со стороны государства.
Структура работы:
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, содержащих по 2 параграфа, заключение, списка использованной литературы, включающего в себя наименование и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, задачи, гипотеза, теоретическая и методологическая основы работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты социологического изучения отношения молодежи к государственной семейной политике. Во второй главе проанализированы результаты проведенного исследования.
В заключении подведены общие итоги дипломной работы и проведенного мною исследования, изложены выводы
Необходимость изучать отношение молодежи к государственной семейной политике возникает, потому что в последнее время большую актуальность приобретают проблемы молодых семей. На пути к счастливой семейной жизни, они сталкиваются с большим объемом трудностей: низкий уровень доходов, отсутствие жилья, увеличение риска бедности с рождением детей, неподготовленность молодых людей к семейной жизни, нежелание иметь детей и т.д. Одной из причин данного явления может быть неэффективность мер государственной семейной политики страны.
В результате анализа результатов осуществленных социологических исследований, для изучения отношения молодежи г. Красноярска к государственной семейной политике были выделены такие эмпирически индикаторы, как:
- индикатор семейно-брачных установок молодежи,
- индикатор информированности молодежи о проблемах молодых семей,
- индикатор информированности молодежи о содержании государственной семейной политике (ГСП),
- индикатор отношения молодежи к ГСП, как к деятельности государства, направленной на повышение рождаемости и на профилактику семейного неблагополучия,
- индикатор отношения молодежи к мерам государственной поддержки семьи в РФ,
- индикатор оценки молодежью недостатков ГСП,
- индикатор предложений молодежи по совершенствованию ГСП.
Первый индикатор включал в себя блок вопросов направленных на выявление семейно-брачных установок молодежи г. Красноярска.
Результаты по первому блоку вопросов следующие: у молодежи г. Красноярска преобладает установка на малодетность, в основном планируют 66
одного или двух детей. Как отмечает молодежь, для рождения второго и более детей необходима экономическая стабильность семьи, т.е. возможность обеспечить детей всем необходимым, для удовлетворения их потребностей. Интересен тот факт, что обеспечение детей бесплатными местами в детских дошкольный учреждениях, является не особо важным условием для будущих молодых родителей, хотя это важный аспект в первоначальной социализация детей, на который обращены программы ГСП.
Идеальный возраст для рождения ребенка молодежь считает 25-30 лет.
Таким образом, результаты данного индикатора показывают, что молодежь планирует семью, указывает условия для ее создания, а значит, является целевой аудиторией ГСП, так как одной из целей ГСП является создание необходимых условий для благополучного существования семьи.
Тем самым, можно предположить, что ГСП значима и необходима для молодежи, а это косвенно верифицирует гипотезу о положительном отношении молодежи г. Красноярска к ГСП.
Следующий блок вопросов был направлен на выявление информированности молодежи г. Красноярска о проблемах молодых семей в России.
Результаты по данному блоку вопросов следующие: молодежь г. Красноярска знает о проблемах молодых семей и считает, что государство не достаточно оказывает им поддержку, и нужны дополнительные меры.
Молодежь отмечает, что молодая российская семья в большинстве своем сталкивается с социально-экономическими проблемами (отсутствие стабильного жилья и дохода). Кроме того, препятствием, для реализации молодой семьей репродуктивной функции, является эгоизм молодежи или социальная незрелость, которая проявляется в желание пожить для себя без детей.
Таким образом, результаты данного индикатора показывают востребованность молодежи в мерах ГСП, что косвенно верифицирует гипотезу о положительном отношении молодежи г. Красноярска к ГСП.
Третий индикатор, включал себя блок вопросов направленных на выявление информированности молодежи г. Красноярска о содержании государственной семейной политики РФ.
Результаты по третьему блоку вопросов следующие: большая часть молодежи г. Красноярска в возрасте от 24 до 30 лет плохо информирована о содержании ГСП - это очень значимый и печальный результат. В возрасте 14-17 лет молодежь в меньшей степени интересует семейная политика, и меры, государства, направленные на поддержку семьи.
Молодежь считает, что для поддержания семьи в приоритете у государства должен стоять материальный аспект (помощь в приобретении жилья, выплата денежных пособий, социальных выплат семьям с детьми, а также введение различных налоговых льгот). О важности повышения воспитательного потенциала семьи молодежь не задумывается. Также не задумываются о важности мер, направленных на повышение эффективности работы по делам несовершеннолетних.
Таким образом, результаты данного индикатора показывают неинформированность молодежи о мерах ГСП, но в тоже время молодежь оценивает важность задач прописанных в Концепции семейной плотики РФ. Это косвенно верифицирует гипотезу о положительном отношении молодежи г. Красноярска к ГСП.
Четвертый блок вопросов был направлен на выявление отношения молодежи г. Красноярска к ГСП, как к деятельности государства, направленной на повышение рождаемости и на профилактику семейного неблагополучия.
Результаты по данному блоку вопросов следующие: больше половины молодежи г. Красноярска считают, что для России актуальна демографическая проблема, и все меры, по повышению рождаемости в России, которые в настоящее время реализуются, являются мотивом для рождения не только первого ребенка, но и последующих детей. Но, как оказалось, эти меры не являются для молодежи мотивом в усыновлении детей.
Больше половины молодежи считает, что государство не достаточно принимает мер для профилактики семейного неблагополучия и нужны дополнительные меры, направленные на снижение численности неблагополучных семей и семей группы риска.
Таким образом, результаты данного индикатора показывают значимость для молодежи мер ГСП по повышению рождаемости, а также востребованность молодежи в мерах ГСП для профилактики семейного неблагополучия. Это косвенно верифицирует гипотезу о положительном отношении молодежи г. Красноярска к ГСП.
Пятый блок вопросов был направлен на оценивание молодежью г. Красноярска мер государственной поддержки семьи в РФ.
Результаты по пятому блоку вопросов следующие: в целом большинство молодежи г. Красноярска относится к ГСП положительно. Хотя, большая часть молодежи, находящаяся в браке, не полностью информирована о национальных проектах / целевых программах, оказывающих поддержку различным категориям семей. То есть целевая аудитория, на которую и направлены эти проекты/ программы, практически не знает о них.
Таким образом, результаты данного индикатора полностью верифицирует гипотезу основания данной работы. Молодежь г. Красноярска положительно относится к государственной семейной политике.
Шестой блок вопросов был направлен на выявление оценки молодежи г. Красноярска о недостатках государственной семейной политики РФ.
Результаты по данному блоку следующие: молодежь г. Красноярска считает, что государство недостаточно оказывает помощь материальную и в улучшении жилищных условий.
В какой области, на Ваш взгляд, государство не в полной мере оказывает помощь семье»
Таким образом, результаты данного индикатора показывают, что молодежь видит недостатки государственной помощи семье и хотела бы, чтобы они были устранены, что проявляется в их предложениях, по совершенствованию ГСП, приведенные ниже. Тем самым, проявляется заинтересованность молодежи в соответствии мер ГСП их ожиданиям. Это, в свою очередь, верифицирует гипотезу о положительном отношении молодежи г. Красноярска к ГСП.
Последний блок был направлен на выявление предложений молодежи г. Красноярска по совершенствованию государственной семейной политики.
Результаты по последнему блоку вопросов следующие: молодежь г. Красноярска предлагает, для совершенствования ГСП, меры связанные с улучшением жилищных условий и материальной помощью. Хотя, на сегодняшний день, государство уже поддерживает молодые семьи в данных областях. Также, больше половины молодежи, считают, что поправки о семье в Конституции необходимы.
Таким образом, результаты данного индикатора показывают востребованность молодежи в мерах ГСП. Это косвенно верифицирует гипотезу о положительном отношении молодежи г. Красноярска к ГСП.
Можно подвести итог, гипотеза о том, что отношение молодежи г. Красноярска к государственной семейной политике положительное, в целом верифицирована.
Потому, что молодежь г. Красноярска нуждается в государственной семейной политике, признает, что меры ГСП соответствуют основным проблемам молодой семьи (материальное обеспечение, жилье, большие затраты на воспитание ребенка), также, что меры ГСП способствуют стимулированию рождаемости. Оценка молодежью мер ГСП в большинстве удовлетворительная, и заинтересованность в совершенствовании мер ГСП высокая. Провалом является низкая информированность молодежи о ГСП, но это может быть результатом, как плохой информационной политики государства, так и неактуальности ее для части респондентов, в связи с тем, что они не являются целевой аудиторией ГСП. Поправки в Конституцию по семье большинство молодежи считают значимыми.
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующий вывод, что для нормального функционирования молодой семьи в России необходимо разработать мероприятия:
1. По повышению информированности молодежи о ГСП и о программах, реализуемых ГСП
2. По повышению ценности семьи и ее воспитательного потенциала.
3. По повышению мотивации у молодежи для усыновления детей
4. По повышению значимости продления рода и ориентированности молодежи на многодетность.
5. По привлечению молодежи к разработке мер ГСП в сфере поддержки молодых семей, неполных семей и семей-усыновителей.
1 Гусев, А. В. Лекция «Общественно-государственная семейная политика в современной России»: [Электронный ресурс] // МГУ - школе - Режим доступа: http://teacher.msu.ru/sites/default/files/resursy/
2 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об
утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». — Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/
3 Деревянко В. О. Представления молодежи г. Красноярска об
идеальном брачном партнере: [Электронный ресурс] // Архив
электронных ресурсов СФУ: Режим доступа: http://elib.sfu-
kras.ru/bitstream/handle/2311/68895/diplom_derevyanko.pdf?sequence
4 Официальная статистика. Население. Семья, материнство и детство. Структура семейных ячеек по числу детей моложе 18 лет. Данные на 2018 г.: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13807
5 Апостолова, Т. М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебник для вузов/ Т. М. Апостолова, Н. Р. Косевич. - Москва: Владос, 2008. - 658 с.
6 Пьянов, А. И. К вопросу о содержании предметной области государственной семейной политики / А. И. Пьянов // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - № 58 - С.121-127.
7 Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учебное пособие / А. И. Антонов. - Москва: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.
8 Вишневский, А. Г. Демографической политике необходимо научное обоснование / А. Г. Вишневский // Национальные проекты. - № 4 (11). - 2007. - С. 7 - 10.
9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» : [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации - Режим доступа: www.pravo.gov.ru
10 Трошкина, И.Н. Государственная семейная политика как основа функционирования современной семьи (региональный аспект) / И. Н. Трошкина, И. Г. Смолина // Социодинамика. - 2019. - № 11. - С. 20 - 43.
11 Воронов, А. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в Российской Федерации: постановка проблемы / А. Н. Воронов // Вестник СПбГУ. - 2010. № 4. - С. 300-309.
12 «Источники семейного права» [Электронный ресурс] // Образовака. Помощь при подготовки к д/з - Режим доступа: https: //obrazovaka. ru/obschestvoznanie/istochniki-semeynogo-prava-rf.html
13 Концепция государственной политики в отношении молодой
семьи: [Электронный ресурс] // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98438/
14 Лупандин, В. Н. Социология молодёжи: учебное пособие / В. Н. Лупандин. - Орёл: Изд-во Орловского государственного технического университета, 2011. - 238 с.
15 Гвишиани, Д. М. Краткий словарь по социологии: учебное пособие / Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапин. - Москва: Политиздат, 2001. - 480 с.
16 Волков, Ю. Г.Социология молодежи: учеб. пособие для вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко. - Ростов на Дону: Феникс, 2001. - 575 с.
17 Анафьянова, Т. В. Молодая семья как один из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики (на примере Республики Хакасия) / Т. В. Анафьянова // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 8. - С. 109-114.
18 Коробкина А. М. Отношение молодежи к семье и браку: [Электронный ресурс] // Архив ЮУрГУ. - Режим доступа: https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/17224/2017_401_korobk inaam.pdf?sequence= 1
19 Долгова А. С. Добрачное поведение молодежи: [Электронный
ресурс] // Архив ЮУрГУ. - Режим доступа:
https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/22665/2018_401_dolgov aas.pdf?sequence=1&isAllowed=y
20 Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. - Москва: Мысль, 1979. - 367 с.
21 Антонов, А.И. Социология семьи: учебное пособие / А. И. Антонов, В.М Медков. - Москва: Изд-во МГУ, 1996. - 304с.
22 Росмолодежь [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по
делам молодежи. - Режим доступа:
https: //fadm.gov.ru/agency/faq/66?page=6
23 Бойко, С. 3. Педагогические условия подготовки студентов педколледжа к работе с семьями группа риска / С. 3. Бойко // Новые технологии. — 2011. - №3. - С. 16 - 22.
24 Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. - Москва: Изд. центр «Академия», 2003. - 224 с.
25 Тетерский С. В. Теория и практика устойчивого ценностно-позитивного развития молодёжи: монография / С. В. Тетерский, Т. К. Ростовская. - Москва: ПЕРСПЕКТИВА, 2016. - 280 с
26 Гуманитарное образование в развитии российского социума и воспитании человека: тем. сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 12-13 апреля 2018 г.) / гл. ред. д-р полит. наук А. А. Горбунов, науч. ред. д-р филос. наук. А. П. Ветошкин. - Шадринск: Изд. ШГПУ, 2018. - 539 с.
27 Терещенко, А. И. Государственные программы поддержки молодой семьи: информированность, доступность и эффективность реализации в г. Екатеринбурге: [Электронный ресурс] // Архив УГПУ - Режим доступа:
http: //el ar. uspu.ru/bitstream/uspu/12340/2/2019tereshchenko ai.pdf
28 Молодежь [Электронный ресурс] // Большой словарь по социологии, проект. - Режим доступа: www.rusword.com.ua
29 Волченкова, Е. В. К вопросу о сущности семейно-брачных установок молодежи / Е. В. Волченкова, О. А. Воронина // Наука и образование сегодня. - 2016. №8 (9). С. 47-48.
30 Хачатарян, Л. А. Социология семьи: учеб. пособие / Л. А. Хачатрян, С. С. Гордеева. - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2018. - 200 с
31 Рыбаковский, Л. Л.Демография: учебник для ВУЗов / Л. Л. Рыбаковский [и др.]. - Москва: Логос - 2003. - 280 с.