Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОТЕНЦИАЛА
ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 10
1.1. Здоровье детей первого года жизни 10
1.2. Физическая культура в семье 16
1.3. Раннее физическое развитие 21
1.4. Грудничковое плавание 25
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 31
2.1. Обоснование комплекса мероприятий по развитию
потенциала личностной физической культуры родителей в формировании здоровья детей первого года жизни 31
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию потенциала личностной физической культуры родителей в формировании здоровья детей первого года жизни 40
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию потенциала личностной физической культуры родителей в формировании здоровья детей первого года жизни 45
Выводы по второй главе 62
Заключение
Список использованных источников 65
57
Актуальность исследования: неблагоприятная демографическая ситуация в стране обостряет проблемы ухудшения здоровья детей, первого года жизни, организм которых особенно чувствителен к воздействию факторов среды. На фоне эколого-гигиенического неблагополучия среды жизни в большинстве регионов России имеет устойчивую тенденцию ухудшение состояния здоровья детей, а также, несмотря на век доступной информации, родители не всегда имеют возможность обучаться и уметь применять знания для грамотного формирования здоровья детей. Поэтому актуальными становятся вопросы по введению новых мероприятий для обучения родителей детей первого года жизни. Процесс формирования здоровья ребенка в особой степени зависит от образа жизни и определенных знаний семьи в здоровье формирующей деятельности. Состояние здоровья детей отражает уровень биологического потенциала нации. Динамика изменения состояния здоровья новорожденных с каждым годом только ухудшается, в связи с этим в России принимается комплекс мероприятий по улучшению демографической ситуации, и охране здоровья детей.
Решающее влияние на приобщение детей к физическим упражнениям оказывают личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные занятия с детьми, физкультурно-спортивные умения и физкультурная грамотность, в том числе правильная оценка культурно¬воспитательной ценности занятий физкультурой и спортом. Еще П.Ф. Лесгафт отмечал, что «вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности».
Жизнедеятельность ребенка, не представляя собой пока еще самостоятельный образ жизни человека, органически включается в образ жизни семьи, в образ жизни взрослых членов и, прежде всего, родителей. Здесь, несомненно, существует тесная взаимосвязь: нельзя изучать жизнь и поведение ребенка, в том числе его физическое воспитание и развитие, вне исследования образа жизни семьи, в которой он воспитывается, но точно также сколько-нибудь полная характеристика образа жизни родителей требует учета реального поведения детей, структуры их жизнедеятельности, направления и целей их воспитания в семье, практического вклада отца и матери в это воспитание.
Однако родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.
Большинство родителей готовы активно участвовать в интеллектуальном, психо-эмоциональном и физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них умений проведения подобной работы. Именно поэтому коллектив, озабоченный состоянием здоровья своих воспитанников и заинтересованный в квалифицированной помощи родителям по формированию здоровья детей в семье, может организовать физкультурные занятия для детей раннего возраста с родителями и тем самым способствовать повышению физкультурной грамотности родителей. В то же время организация подобных занятий требует разработки соответствующей методики.
Объект исследования: процесс развития потенциала личностной физической культуры родителей.
Предмет исследования: комплекс мероприятий для развития потенциала личностной физической культуры родителей, необходимых для формирования здоровья у детей первого года жизни
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе результативность комплекса мероприятий для развития потенциала личностной физической культуры родителей, необходимых для формирования здоровья у детей первого года жизни.
Гипотеза исследования: развитие потенциала личностной физической культуры родителей в формировании здоровья детей первого года жизни будет результативным, если:
• выявлены особенности личностной физической культуры родителей;
• изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу развития потенциала личностной физической культуры родителей в формировании здоровья детей первого года жизни;
• реализован комплекс мероприятий для развития потенциала личностной физической культуры родителей, необходимого в формировании здоровья детей первого года жизни.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по вопросам «Здоровье детей первого года жизни», «Физическая культура в семье», «Раннее физическое развитие» и «Грудничковое плавание» и раскрыть сущность потенциала личностной физической культуры родителей.
2. Раскрыть особенности процесса формирования здоровья детей первого года жизни.
3. Выявить и обосновать комплекс мероприятий для развития
потенциала личностной физической культуры родителей в формировании здоровья детей первого года жизни.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность разработанного комплекса мероприятий для развития потенциала личностной физической культуры родителей в формировании здоровья детей первого года жизни.
Теоретико-методологической базой исследования являются научные положения: о «кинезофилии» детского возраста и роли двигательной деятельности в биологическом и социальном развитии ребенка (И.А. Аршавский); развитии личности ребенка через «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а также на результатах исследований развития движений ребенка раннего возраста (Е.А. Аркин, Е.Г. Леви-Гориневская, М.М. Кольцова, М.И. Фонарев, Э.В. Вильчковский, А.И. Кравчук, В.И. Усаков), организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста в различных учреждениях (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, М.Ю. Кистяковская, Е.Н. Вавилова, Л.И. Пензулаева, В.А. Шишкина).
Методы исследования для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, учебно-программной и нормативной документации по общеобразовательной школе; методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов; методы математической статистики по обработке экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: соседское сообщество «Образцовые соседи», спортивно-реабилитационный центр «Авангард» и детский плавательный клуб «Сибирь», город Красноярск.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена исходными методологическими положениями и научно-теоретической базой; применением разнообразных методов исследования, адекватных задачам, логике, предмету, цели исследования при сочетании их количественного и качественного анализа; проверкой теоретических выводов на практике; положительными результатами экспериментальной работы и их корректной статистической обработкой.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
Доказана целесообразность организации дополнительных занятий физическими упражнениями детей раннего первого года жизни совместно с их родителями.
Показано, что активное привлечение родителей к процессу физического воспитания детей раннего возраста не только повышает его качество, но и способствует формированию физкультурной грамотности родителей.
Разработан комплекс мероприятий, способствующий наиболее полной реализации индивидуальных двигательных возможностей детей первого года жизни на основе их взаимодействия с родителями.
Проанализирована сравнительная динамика формирования жизненно важных двигательных навыков у детей раннего возраста в зависимости от условий их двигательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что получены результаты, уточняющие:
- зависимость развития движений детей первого года жизни от организации их двигательной деятельности в дошкольном учреждении и семье и роль специалиста по физической культуре в этом процессе;
- приоритеты в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста на этапе их адаптации к дошкольному учреждению;
- формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей с
целью эффективного физического воспитания ребенка и формирования его здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста на основе взаимодействия учреждения для детей первого года жизни и семьи.
Предложенный комплекс мероприятий физкультурных занятий детей раннего возраста совместно с их родителями может быть использован дошкольными учреждениями любого вида.
Положения, выносимые на защиту
1. Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей первого года жизни требуют разработки специальной методики организации их двигательной деятельности, способствующей эффективному физическому воспитанию и формированию здоровья на основе индивидуального подхода.
2. Непосредственное взаимодействие родителей и детей раннего возраста на дополнительных занятиях физическими упражнениями вызвано необходимостью индивидуального сопровождения двигательной деятельности детей.
3. Комплекс мероприятий и занятий физическими упражнениями детей раннего возраста совместно с родителями повышает скорость и качество овладения детьми жизненно важными двигательными навыками, способствует формированию у родителей умений осуществлять физическое воспитание в семье.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базах соседское сообщество «Образцовые соседи», спортивно-реабилитационный центр «Авангард» и детский плавательный клуб «Сибирь», город Красноярск.
Основные идеи и результаты отражены в публикациях VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы современного образования в исследованиях молодых учёных» (г. Красноярск, 21 мая 2021 г.) и Международной научно-практической конференции «Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт» (г. Красноярск, 23-26 ноября 2021 г.).
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (79 источника), 74 страницы.
С целью увеличения знаний в формирование здоровья детей первого года жизни, умение практически применять эти знания, а также создать положительное впечатление о грудничковом (раннем) плавание, нами был проведен эксперимент, который проходил в общественном клубе «Образцовые соседи» в течение 12 недель. В эксперименте приняли участие сорок родителей у которых есть дети первого года жизни. Участники эксперимента были разделены на 2 группы по 20 человек.
Образовательный процесс в экспериментальной группе был разнообразен большим количеством средств и методов по формированию и укреплению здоровья детей первого года жизни. Не мало важно, что мы провели не только обучающие мероприятия, но и закрепили их практической частью
В экспериментальной группе 30% всех занятий уделялось на физическое развитие респондентов, за шесть недель было проведено двенадцать тренировок по фитнесу, четыре занятия по дыхательной гимнастике и двенадцать занятий по тег-регби. Мы провели комплекс мероприятий для формирования здорового образа жизни внутри семьи и оказание первой помощи. В экспериментальной группе мы провели три открытых занятий по грудничковому плаванию.
Мы предположили, что внедрение нашего образовательно комплекса, будет способствовать формированию здоровью детей первого года жизни. Проведения тренировок для родителей будет способствовать их физическому развитию, а также внедрения комплекса мероприятий связанных с грудничковым (раннем) плаванием будет способствовать положительным отношением к нему.
Хотелось бы отметить, что мы получили огромную обратную связь от экспериментальной группы, во-первых, они показали свою сплочённость. Помимо нахождения на занятиях они часто собирались всей группой на совместные вечерние прогулки вместе со своими детьми, создали отдельную от занятий общую группу в социальной сети, и делились интересной информацией друг с другом. А также приняли участия в благоустройстве районного парка. Во- вторых практические весь состав экспериментальной группы привел своих детей на занятия по грудничковому плаванию и по окончанию эксперимента отношение к грудничковому (раннему) плаванию значительно выросло и составило 85%. А также многие испытуемые стали посещать занятия по плаванию «мама и малыш»
Результаты контрольных тестов показали, что наша методика эффективна. Сравнили обе группы до и после эксперимента. В экспериментальной группе знания о формирование здоровья детей первого года жизни значительно выросли, а именно на 54%, в контрольной группе также произошли изменения количества знаний, но всего на 12%. Физическое состояние в экспериментальной группе изменилось в положительную сторону, в контрольной группе также произошли улучшение, но незначительные. Отношение к грудничковому (раннему) плаванию в экспериментальной группе значительно изменилось на положительное, до эксперимента положительное отношение было у 20%, по окончанию эксперимента у 85% испытуемых.
1. Адольф, В.А. Горизонты и границы современного образования / В.А.
Адольф, К.В Адольф // Crede Experto: транспорт, общество,
образование, язык. - 2018. - № 3. - С. 186-196.
2. Адольф, В.А. Педагогическое образование в контексте развития
физической культуры, спорта и здоровья / В.А. Адольф, Г.С.
Саволайнен // Педагогика. - 2020. - № 3. - С. 83-90.
3. Акулова Н.В., Ярмольчук В.Г. Уровень жизни личности на
основе здорового образа жизни. // Бизнес в законе. №4. 2008. С. 275¬278.
4. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьева; под ред. A.A. Бодалева. - М.: Изд-во Ин-та практ. психол., 1996. -384 с.
5. Ананьева, H.A. Здоровье и развитие современных школьников / H.A. Ананьева, Ю.А. Ямпольская // Школа здоровья. - 1994. - № 1. - С. 1318.
6. Анисимова, Н.В. Нравственность и здоровье / Н.В. Анисимов // Классный руководитель. - 1999. - № 6. - С. 30-37.
7. Антропова, М. В. Основы гигиены/ М. В. Антропова. - М., 1971. - 270 с.
8. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. -М.: Мысль, 1999. - 158 с.
9. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. -М.: Мысль, 2006. - 158 с.
10. Асеев, В.Г. Проблемы мотивации и личности / В.Г Асеев. //
Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2000.
11. Асеев, В.Г. Проблемы мотивации и личности / В.Г Асеев //
Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2008.
12. Аухадеев, Э.И. Проблемы содержания и организации двигательной активности - интегрального фактора профилактики болезней, лечения и реабилитации больных / Э.И. Аухадеев // Медицина, физкультура и спорт: материалы науч.-практ. конф. - Ижевск, 2000. - С. 5.
13. Афанасьева, Т.М. Семья / Т.М. Афанасьева. - М.: Просвещение, 1985.-224 с
14. Багаева А. И. Береги здоровье смолоду! / А. И. Багаева // Сестринское дело. - 2018. - № 3. - С. 24.
15. Баевский Р.М. Донозологическая диагностика в оценке состояний здоровья /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. //Валеология, диагностика, средства и профилактика обеспечения здоровья. - СПб: Наука, 1993. - С. 33-47.
16. Бальсевич, В.К. Ваши дети: кн. для родителей / В.К. Бальсевич. - М.:ФиС, 1985.-159 с.
17. Баранин И. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт,2010. 150с.
18. Баранов А.А. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации /А.А. Баранов, А.Г. Ильин. //Российский педиатрический журнал - 2011. - № 4. - С. 7-12.
19. Башкиров, П.Н. К вопросу о понятии «физическое развитие человека» // Вопросы антропологии. - 1964. - Вып. 18. - С. 20- 35.
20. Безруких, Н.А. О сущности здорового образа жизни /Н.А.Безруких //Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции.- Балашов: Изд-во «Арья», 2011.- С. 59.
21. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.
22. Бирюков, А.А. Массаж и самомассаж / А.А. Бирюков. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 576 с.
23. Брусиловский, А.И. Жизнь до рождения / А.И. Брусиловский. -М., 1984. - 192 с.
24. Брэгг, П. Позвоночник - ключ к здоровью / П.С. Брэгг, Р. Нордемар. - СПб.: Лейла, 1998. - 336 с.
25. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Булгакова Нина Жановна. - М.: ФиС, 2000. - 77 с.: ил.
26. Бутырская Е.В., Зайцева Л.М. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста // Учитель и время. №8. 2013.
27. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1973. 246 с.
28. Васильева, Л.Ф. Мануальная диагностика и терапия / Л.Ф. Васильева. - СПб., 1999.-399 с.
29. Васильева, Л.Ф. Мануальная диагностика и терапия. Клиническая биомеханика и патобиомеханика / Л.Ф. Васильева. - СПб.: Фолиант, 1999. -400 с.
30. Васильева, Л.Ф. Способ диагностики динамических нарушений у больных с хроническими болевыми мышечными синдромами / Л.Ф. Васильева, О.Г. Коган. - АС 96109160. - 1996. - 28 с.
31. Вержбицкая, Е.Г. Педагогическое просвещение родителей как
компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Вержбицкая. - Майкоп, 2006. - 26 с.
32. Вержбицкая, Е.Г. Педагогическое просвещение родителей как
компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Вержбицкая. - Майкоп, 2008. - 26 с.
33. Гальперин, П.Я. К вопросу об инстинктах у человека / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1976. - № 1.
34. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания. - Минск, 2005. 350 с.
35. Гарипова, И.О. Семейные традиции здорового образа жизни как условие социальной адаптации дошкольника / И.О. Гарипова // Современная семья: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч. заоч. конф. - Тверь, 2001. - С. 8-9.
36. Гарипова, И.О. Семья как специальная среда и фактор позитивного физического развития ребенка / И.О. Гарипова // Материалы VIII конференции аспирантов и молодых исследователей. - Магадан, 2001. - С. 12-14.
37. Герасимова, Ю. С. Построение занятий плаванием с детьми
дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевых игр с использованием сказочных сюжетов / Ю. С. Герасимова, Е. В. Ивченко // Научные исследования и разработки в спорте : вестник аспирантуры и докторантуры / НГУ им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. С. 45-48.
38. Голубева, Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л.П. Голубева. - М., 1996.
39. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. -М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
40. Гринев В.Т., Погребной А.И., Костюк Ю.И., Звягинцева Т.М. Биомеханические основы обучения плаванию. - Краснодар: ГИФК, 2010. 81 с., ил.
41. Дерюгина, М.П. Ребенок. Воспитание и уход за ним / М.П. Дерюгина. - Минск: Хелтон, 2000. - 358 с.
42. Дорошенко И.В. Учись плавать. - М.: ФиС, 2009. 64 с., ил
43. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
44. Евсеева, О.Э. Повышение квалификации специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения / О.Э. Евсеева, М.В. Томилова, Ю.Ю. Вишнякова, // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 64-68.
45. Ерёмушкин, М.А. Спортивный массаж. Справочник тренера- массажиста спортивной команды/ Ерёмушкин, М.А. Поляев, Б.А . - СПб., Наука и Техника: 2012. - 288с
46.Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Спортивная тренировка (теория начала XXI века): монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 312 с.
47. Кирияк Р. Мини-регби. - М.: ФиС, 1976. - 110 с.
48. Киселева, Г.П., Ковалев, В.А. Здоровье./ Киселева Г.П., Ковалев В.А. //Начальная школа. - 2012. - №2.
49. Кистяковская, М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни / М.Ю. Кистяковская. - М., 1970.
50. Коган, О.Г. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии / О.Г. Коган, В.Л. Найдин. - М.: Медицина, 1988. - 304 с.
51. Козлов, Д.В. Козлова, Д.В. спорт для семьи с дошкольником: вариант «тэг-регби»// Право, история, педагогика и современность, II Международная научно-практическая конференция, Сборник статей, 2021. С. 78-81
52. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. - М., 1993.
53. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 2011. - 219 с.
54. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 2002.
55. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева /Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. -С. 10-15.
56. Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), М. 2012 - 99 с
57. Маслов В.И. Плавать должны все. - М.: Физкультура и спорт, 2006. 95с.
58. Материалы XVIII традиционного Международного симпозиума, проводимого в рамках международного научно-образовательного фору-ма «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», Красноярский гос. пед.й ун-т имени В. П. Астафьева», г. Красноярск,Россия, с. 511.
59. Медянников В.В., Радыгин Ю.И. К вопросу интенсификации
начального обучения плаванию // Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - С.59-67
60. Михаилов. С. С, Оздоровительная физическая культура. М.; 2009 (24-69)
61. Науменко, Ю. В. Проектирование массовых спортивно-оздоровительных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Ю. В. Науменко. - Текст : непосредственный // Физическая культура в школе. - 2016. - № 2. - С..
62. Никифорова Е.К. Выявление и раннее лечение дефектов осанки и сколиозов у детей / Е.К. Никифорова, М.В. Волкова, А.Ф. Капелин // Хирургия. - 1963. - №4. - С. 109-114
63.Оноприенко Б. И. Биомеханика плавания. -- Киев: Здоровья,2009. 192 с
64.Осокина Т.И. Как научить детей плавать. - М.: Просвещение, 2002. - 80 с.
65.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Обучение плаванию. - М.:
Просвещение, 2002. - 126 с. 27.
66. Петрова Н.Л. Плавание : техника обучения детей с ран. возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. - М.: Гранд-Фаир, 2008. - 119 с.: ил.
67. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - СПб.: Речь, 2001. - 164 с.
68. Пышенко, М. «Папа, мама, я - спортивная семья»: праздник для детей старшего дошкольного возраста /М. Пышенко //Дошкольное воспитание. - 2019. - № 1. - С. 51-54.
69. Скиндер Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учебно-методическое пособие / Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. - Брест, 2012. - 210 с.
70. Строгова, Н.Е. А.С. Макаренко о воспитании и родительском
авторитете / З.К. Бакшеева, Н.Е. Строгова // Педагогика А.С.
Макаренко: школа жизни, труда, воспитания: материалы VII
Всероссийских Макаренковских чтений. - Красноярск-Канск, 2018. - С. 35-40.
71. Строгова, Н.Е. Возможности современной семьи в оздоровлении детей / Н.Е. Строгова, О.А. Хитина // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции (г. Кемерово, 18 ноября 2020 г.). - Кемерово, 2020. - С. 53-55.
72. Тимошенко А.А, 40 уроков регби. М.; Спортакадемпресс 1986.
73. Тихомирова, Л. Ф. Здоровый учитель - здоровые дети/ Л. Ф. Тихомирова // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 71-75.
74. Торшина, И. Е. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, среди детей и подростков как основа охраны репродуктивного здоровья населения / И. Е. Торшина, П. И. Воробьева // Репродуктив. здоровье детей и подростков. - 2017. - № 6. - С. 30-39.
75. Федотова И.В., Таможникова И.С. Современные подходы в процессе адаптивного воспитания детей с хроническими заболеваниями опорнодвигательного аппарата / материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Современные проблемы физического воспитания подрастающего поколения: перспективы и пути решения» ВГАФК».2017. С.236-241.
76. Хохлов И.Н. Плавание и занятия в воде как средства оздоровительной физической культуры / И.Н. Хохлов, Д.Н. Гаврилов // Плавание, исследования, тренировка, гидрореабилитация: сб .тр. - СПб., 2009. - С.140-142.
77. Хрущев С.В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / Хрущев С.В., Шлейфер А.А. // Вестн. спорт. медицины России. - 2012. - №1 С.65.
78. Cools, W. Fundamental movement skill performance of preschool children in relation to family context / W. Cools, , К. De Martelaer, С. Samaey, С. Andries // Journal of Sports Sciences. - 2011. - № 29 (7). - Рр. 649-660.
79. Laukkanen, A. Correlates of physical activity parenting: The Skilled Kids study / А. Laukkanen, D. Niemisto, T. Finni, M. Cantell, E. Korhonen & A. Saakslahti // Journal of Medicine & Science in Sports. - 2018. - № 28 (12). - Рр. 2691-2701.