Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь нравственного самоопределения родителей с уровнем развития нравственного сознания дошкольников

Работа №150697

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения связи нравственного самоопределения родителей с нравственным сознанием дошкольников 6
1.1. Понятие «нравственное самоопределение» в трудах зарубежных и
отечественных психологов 6
1.2. Понятие «нравственное сознание» в трудах зарубежных и
отечественных психологов 12
1.3. Особенности развития нравственного сознания в дошкольном возрасте 19
1.4. Роль родителей в нравственном воспитании детей 26
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Эмпирическое изучение связи нравственного самоопределения родителей с нравственным сознанием дошкольников 34
2.1. Описание процедуры и методов исследования 34
2.2. Анализ результатов диагностики 37
2.3. Изучение связи в показателях нравственного самоопределения родителей
и нравственного сознания дошкольников 52
Выводы 57
Заключение 59
Список используемых источников 61
Приложения 65


Важнейшей составляющей процесса становления детской личности является формирование взаимоотношений и нравственных качеств. Это служит ядром личной системы, от чего зависит характер общественного поведения каждого человека. Прежде всего в семье происходит нравственное воспитание ребенка. В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей». Именно положительный опыт самих родителей учит ребенка жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, о которой взрослые только говорят, но стремятся соблюдать, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка.
Семья передает ребенку социальный опыт и знания, нравственный опыт самих родителей. Ребенок усваивает нормы поведения родителей и в соответствии с этим строит свои отношения с близкими и с социумом. Подражание выступает как основа усваивания ребенком нравственных норм от родителей. У маленького ребенка нет еще жизненного опыта, поэтому он подражает взрослым. Он воспринимает степень уважения друг к другу, согласия, чуткости, замечает то, как родители разрешают возникающие конфликты и трудные жизненные ситуации. Все наблюдения и впечатления ребенка от внутрисемейной жизни ложатся в основу его собственного поведения и становятся критерием отношения к окружающему миру. Усвоение норм от родителей в дошкольном возрасте заключается в усвоении понятий добра и зла, в формировании нравственных чувств и эмоций.
Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что проблема нравственности является важной для общества. Актуальность исследования заключается в нахождении связи между нравственным самоопределением родителей и нравственным сознанием детей дошкольного возраста.
В основе формирования нравственности ребенка лежит прежде всего нравственное отношение самого взрослого к различным явлениям. Отношение родителей к ребенку, к окружающим людям, к нравственным ценностям. Ребенок будет нуждаться в нравственном поведении, если он сам прежде всего вырос в атмосфере любви, тем самым способен уважать близких, окружающих, делать людям добро. Ему хочется заботиться о ком- то. Так же важна атмосфера искренности, передаваемая от родителей. Это учит ребенка отрицательно относиться ко лжи и обману. Всё нравственное поведение, которое ребенок впитывает в себя от родителей, в дальнейшем развивает в нем иммунитет к той безнравственности, с которой он столкнется в будущем.
Цель: исследование связи нравственного самоопределения родителей с уровнем развития нравственного сознания дошкольников для использования данных в консультативной практике психолога...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья является важнейшей составляющей нравственного развития детей. У маленького ребенка отсутствует жизненный опыт, знания и поэтому он подражает взрослым. Все наблюдения и впечатления ребенка от внутрисемейной жизни ложатся в основу его собственного поведения и становятся критерием отношения к окружающему миру. Наша задача в данной работе заключалась в подтверждении гипотезы о том, что существует связь между нравственным самоопределением родителей и нравственным сознанием дошкольников.
Анализ литературы подтверждает тот факт, что семейная среда представляет ребенку общественный навык и познания, моральный навык отца и матери. Наиболее благоприятным периодом развития нравственности является дошкольный возраст. Дошкольник с преждевременного года усваивает общепризнанных мерок действия собственных отца с матерью и в согласовании с ними создает собственные взаимоотношения с родными людьми, а далее, освоенные взаимоотношения, выдерживает в общество. Отец с матерью составляют основную социальную сферу детей, они считаются примерами, в какие ребёнок ориентируется каждый день. Личности отца с матерью представляют необходимейшую значимость в существования любого человека. Только лишь присутствие решительности ребёнка в материнской любви вероятно верное развитие психологического мира человека, вероятно развитие нравственного поведения.
В своей работе мы провели эмпирическое исследование нравственного самоопределения родителей и нравственного сознания дошкольников. Было выявлено что основной процент детей со средним уровнем эмоционального отношения к нравственным нормам. Так же большинство детей со средним уровнем отношения к нравственным нормам. Они способны оценивать поведение себя и окружающих как с положительной, так и с отрицательной стороны. Они осознают нравственные нормы, но исходя из своего возраста им еще сложно мотивировать поведение и придавать особое значение нравственности. В целом нравственное сознание детей сформировано на среднем уровне, так же как нравственное самоопределение родителей. Которые принимают важность соблюдения нравственных норм в повседневной жизни и взаимность нравственных поступков.
Для оценки связи между нравственным самоопределением родителей и нравственным сознанием дошкольников мы применили коэффициент ранговой корреляции Спирмена. С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирменамы сравнили результаты исследования родителей и результаты детей по когнитивному и эмоциональному аспекту. В ходе данного сравнения результатов была выявлена связь между нравственным самоопределением родителей и нравственным сознанием дошкольников. Тем самым с помощью анализа теоретического материала и эмпирического исследования мы подтвердили гипотезу о существовании связи между нравственным самоопределением родителей и нравственным сознанием дошкольников.



1. Абульханова - Славская К.А. стратегия жизни.- М.: Мысл, 1997299 с.
2. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы нравственного
сознания личности. Новосибирск, 1999. 434 с.
3. Анцыферова А.И. к психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности. М.: МГУ, 1981. С. 3-18.
4. Бодалев А.А. Психология о личности. М.:МГУ, 1988.
5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М: Издательский центр "Академия", 1997. - 240 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвящение, 1968.- 464 с.
7. Божович Л. И., Конникова Г. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 78-93. Гасанова Н. К. Проблемы морального становления личности // Психология личности: теория и эксперимент. Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1982. С. 20-26.
8. Бугера В.Е. Сущность человека / В.Е. Бугера, - М.: Смысл, 2005. - 403 с.
9. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм / Ю.Г. Волков, - М.: Пресс-аспект, 1999. - 226 с.
10. Всемирный банк; пер. с англ.: И.П. Гурова и др. ; ред.: В.Т. Рысин, А.В. Бондаренко: Развитие и новое поколение. - М.: Весь Мир, 2007
11. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, - М.: Смысл, 2005. - 1136 с.
12. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность /Э.А. Голубева, - Дубна: Феникс, 2005. - 512 с.
13. Горелова Т.А. Доминанты морального сознания и поведения: эволюционный аспект // Человек. 2005. № 6. С. 78-86.
14. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психология нравственности. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 512 с.
15. Знаков В.В. понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. №1. С.32-43. Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, - М.: Смысл, 2002. - 167 с...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ