Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Форматы оборонного сотрудничества стран Северной Европы на современном этапе

Работа №150614

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы78
Год сдачи2024
Стоимость4400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологическая основа исследования. 9
Глава 2. НАТО как ключевой формат оборонного сотрудничества Северных стран. 19
2.1 Стратегическое сотрудничество на «северном фланге» НАТО. 19
2.2 Роль Северных стран в общих воинских формированиях НАТО. 24
2.3 Воинский контингент и военные учения НАТО на «северном фланге» Альянса. 25
2.4 Участие Северных стран в миссиях и операциях НАТО. 31
Глава 3. Оборонные структуры Европейского Союза как формат регионального сотрудничества Северных стран. 36
3.1 Стратегическое сотрудничество Северных стран в рамках оборонных инициатив и структур ЕС. 36
3.2 Роль Северных стран в общих воинских формированиях ЕС. 41
3.3 Северные страны в системе размещении европейского воинского контингента и военных учениях ЕС. 43
3.4 Оперативное сотрудничество Северных стран в рамках ЕС. 44
Глава 4. «Нордефко» как формат субрегионального оборонного сотрудничества Северных стран. 47
4.1 Характер стратегического сотрудничества Северных стран в рамках «Нордефко». 47
4.2 Общие воинские формирования «Нордефко». 52
4.3 Сотрудничество по размещению и координация военных учений через механизмы «Нордефко». 53
4.4 Вспомогательная роль «Нордефко» при организации оперативного сотрудничества Северных стран. 54
Заключение. 57
Список источников. 63
Список литературы. 72







Глобальный политический кризис, ставший следствием российского-украинского конфликта, всё ещё далек от своего завершения, однако уже сейчас есть возможность утверждать о значительном влиянии данных событий на многие аспекты международных отношений. Последнее десятилетие постепенно вело международное сообщество в сторону новой реальности мироустройства, восприятие которой рознится в зависимости от политической ориентации оценивающего субъекта. Для Президента РФ В.В. Путина, неоднократно подчёркивавшего «очевидность» неизбежной «тенденции к многополярности» , перемены стали (либо же станут) основой для новой формы взаимодействия на международной арене, выраженной в эрозии однополярной системы и появлению многовекторности во внешней политике основных акторов международных отношений. Выражаясь терминологией Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, речь идёт о необходимости опираться на «баланс интересов».
С другой стороны, восприятия происходящих событий евроатлантическим сообществом далеко от нарративов о крушении однополярного миропорядка. Текущие политические пертурбации страны Запада рассматривают в качестве основы для дальнейшей солидаризации против общих вызовов и угроз. Не случайно в совместной декларация о сотрудничестве Европейского Союза и НАТО, принятой 10 января 2023 г., заявляется о необходимости «более тесного сотрудничества ЕС-НАТО», «взаимоусиливающемся стратегическом партнерстве», «достижении общих целей на благо одного миллиарда [граждан стран ЕС и НАТО - прим. автора]». Иными словами, политические элиты стран евроатлантического региона не видят предпосылок к распаду собственной архитектуры безопасности, равно как и к разрушению единой системы интересов и ценностей, являющейся основой взаимодействия стран Запада со времён Холодной войны.
Особый интерес представляет тот факт, что европейская архитектура безопасности в нынешних условиях демонстрирует не только тенденцию к сохранению, но и тенденцию к расширению: итогом начала нового витка Украинского кризиса в феврале 2022 года стало присоединение двух традиционно нейтральных государств, Швеции и Финляндии, к Североатлантическому договору. В долгосрочной перспективе эти события могут в значительной степени повлиять на расстановку сил в Арктике и на Балтийском море, поскольку система безопасности в североевропейском регионе неизбежно изменится под влиянием произошедших перемен.
Данная исследовательская работа призвана провести теоретическое осмысление событий, происходящих в Североевропейском регионе в настоящее время. Очевидно, что изменение геостратегического баланса сил в Северной Европе, которое неизбежно последует за интенсификацией деятельности НАТО по отношению к старым и новым «северным» членам Альянса, потребует проведения аналитической работы, способствующей определению основных тенденций, связанных с конструированием региональной архитектуры безопасности в новых условиях. Это обуславливает актуальность исследовательской работы, позволяя не только описать конкретные меры, направленные на военно-политическое сближение североевропейских государств, но и определить дальнейший вектор развития стратегической обстановки в регионе.
Новизна исследовательской работыопределяется инновационным для отечественной науки сравнением форматов оборонного сотрудничества Северных стран в условиях перестройки европейской архитектуры безопасности, связанной с углублением конфронтации на международной политической арене. Автор стремится выявить сходства и различия в деятельности исследуемых государств в рамках различных форматов оборонного сотрудничества, что позволяет сформулировать широкое представление о текущих и будущих тенденциях развития военно-политической обстановки в Северной Европе с учётом использования актуальных вводных данных.
По ряду причин Северную Европу можно считать особым регионом с отдельной спецификой. Во-первых, нельзя не отметить некую географическую условность данного региона. В частности, собственная методология Статистического отдела Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН относит к странам Северной Европы широкий перечень суверенных государств и отдельных территорий: помимо Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции, он также включает в себя Великобританию, Ирландию и страны Балтии. Северная Европа в данной интерпретации представляется в качестве региона, формируемого исключительно по географическому принципу, что не позволяет оперировать этой категоризацией в рамках данной научной работы.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, выбор теоретико-методологической основы оказался обоснованным для данного научного исследования. Обращение к реалистической парадигме позволило представить деятельность Северных страны с точки зрения реализации их государственных интересов, а структурный реализм обеспечил их изучение в рамках международной системы. Социально-конструктивистский подход к деятельности малых стран позволил учитывать роль репутации и идентичности в процессе формулирования их оборонной политики. Теория секьюритизации обеспечила возможность рассматривать оборонное сотрудничество как меру обеспечения безопасности в условиях новых вызовов и угроз для Северных стран.
Системный анализ выступил инструментом для более точного изучения категорий оборонного сотрудничества Северных стран как составляющих элементов каждого из трёх исследуемых форматов. Хронологический метод способствовал поэтапному изучению эволюции каждого из форматов оборонительного сотрудничества. Сравнительный анализ и метод политического прогнозирования обеспечили возможность произвести сравнение форматов в оборонительной стратегии каждого из исследуемых государств, а также позволили составить два сценария дальнейшего развития оборонного сотрудничества Северных стран, которые будут представлены ниже.
Во-вторых, изучение тенденций развития архитектуры безопасности в Североевропейском регионе за период 2014-2024продемонстрировало некоторые изменения в характере традиционных форматов оборонного сотрудничества. Формирование новой геостратегической реальности, связанной с активизацией внешнеполитической деятельности России по отношению к Украине и странам Запада, постепенно влияло на изменения механизмов оборонного сотрудничества стран Северной Европы на глобальном, региональном и субрегиональном уровнях.
На глобальном уровне евроатлантического сотрудничества в рамках НАТО отмечается возвращение внимания к «северному флангу» Альянса. Стремясь сформировать необходимый военно-политический потенциал в Арктическом регионе и регионе Балтийского моря,Организация североатлантического договора расширяет контакты с основными региональными акторами. Старые члены НАТО в лице Дании, Исландии и Норвегии, равно как и недавно присоединившиеся к Альянсу Швеция и Финляндия, активно вовлекаются в процесс конструирования новой системы безопасности в регионе. Военный потенциал североевропейских государств интегрируется в системы военного планирования НАТО, а также в создаваемые воинские формирования Альянса. Территории и инфраструктура стран Северной Европы начинают активнее использоваться для размещения военных баз и военного контингента, а также для проведения учений, повышающих общую оперативную совместимость вооружённых сил североевропейских стран и вооружённых сил союзников по НАТО. На уровне проведения глобальных миссий и операций происходит постепенное снижение активности, однако эта тенденция ведёт лишь к сохранению ресурсов для повышения оборонительного потенциала непосредственно в Европейском регионе.
На региональном уровне отмечается активизация центростремительных тенденций в рамках оборонительных структур Европейского Союза, стремящихся повысить свой собственный, отдельный от Североатлантического Альянса, оборонительный потенциал. В настоящий момент североевропейские государства ограниченно задействованы во многих оборонительных проектахЕвропейского Союза, однако со временем их вклад в развитие этого формата может возрасти. В частности, об этом может свидетельствовать пример Дании, выбравший после 2022 г. курс на активизацию участия в европейских оборонительных инициативах.
На субрегиональном уровне отмечается интенсификация сотрудничества в рамках организации «Нордефко». Тем не менее, все инициативы и проекты оборонного сотрудничества в рамках данного формата являются второстепенными по отношению к оборонительной кооперации в структурах НАТО и ЕС. Для североевропейских государств «Нордефко» стал координирующим форумом, способным организовать систему эффективной гармонизации деятельности, а также реализацию ограниченных по своему потенциалу совместных проектов. Совместное сотрудничество в рамках «Нордефко» позволяет снизить затраты на повышение оборонительного потенциала стран Северной Европы, поэтому совместная работа в этом направлении в настоящий момент соответствует интересам членов организации.
Во-третьих, для исследуемого периода характерна умеренная унификация предпочтений Северных стран в области выбора приоритетных форматов оборонного сотрудничества.
...


I. Международные соглашения.
1. Consolidated version of the treaty on European Union // Official Journal of the European Union. - 2012. - №C326. - p. 13-41.
2. Joint Declaration on EU-NATO Cooperation, 10 January 2023 // Official website of the Council of the EU and the European Council URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2023/01/10/eu-nato-joint-declaration-10-january-2023/ (дата обращения: 05.03.24).
3. Memorandum of Understanding Nordic Defence Cooperation // Nordic Defence Cooperation URL: https://www.nordefco.org/Files/nordefco-mou.pdf (датаобращения: 01.03.2024).
4. Nordic Air Commanders Intent // Ilmavoimat URL: https://ilmavoimat.fi/documents/1951206/2016335/ILMAV_(U)-Nordic-Air-Commanders-Intent_23032023.pdf (датаобращения: 25.04.2024).
5. Североатлантический договор // НАТО URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_17120.htm (дата обращения: 01.03.2024).
II. Документы международных организаций и форумов.
1. 2022 Coordinated Annual Review on Defence Report // European Defence Agency URL: https://eda.europa.eu/docs/default-source/eda-publications/2022-card-report.pdf (датаобращения: 10.04.2024).
2. Annual Nordefco Report 2014 // Nordic Defence Cooperation URL: https://www.nordefco.org/Files/NORDEFCO_arsrapport_2014_compressed.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
3. Annual Nordefco Report 2015 // Nordic Defence Cooperation URL: https://www.nordefco.org/Files/nordefco-annual-report-2015_webb_compressed.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
4. Annual Nordefco Report 2016 // Nordic Defence Cooperation URL: https://www.nordefco.org/Files/NORDEFCO-annual-report-2016_compressed.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
5. Annual Nordefco Report 2017 // Nordic Defence Cooperation URL: https://www.nordefco.org/Files/Nordefco_annual_raport_2017_MoD_FI_compressed.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
6. Annual Nordefco Report 2019 // Nordic Defence Cooperation URL: https://www.nordefco.org/Files/Nordefco%20Annual%20Report%202019%20Webb.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
7. Annual Nordefco Report 2021 // Nordic Defence Cooperation URL: https://www.nordefco.org/files/NORDEFCO_Report_2021_SCREEN.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
8. Annual Nordefco Report 2022 // Puolustusministeriö URL: https://www.defmin.fi/files/5713/nordefco-rapport-2022-screen.pdf (дата обращения: 19.04.2024).
9. Coordinated Annual Review on Defence (CARD) // European Defence Agency URL: https://eda.europa.eu/what-we-do/EU-defence-initiatives/coordinated-annual-review-on-defence-(card) (дата обращения: 10.04.2024).
10. Council Decision (CFSP) 2021/749 of 6 May 2021 on the participation of the Kingdom of Norway in the PESCO project Military Mobility // Eur-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dec/2021/749 (дата обращения: 02.04.2024).
...
157 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ