Введение 3
Глава 1. Исторический контекст современных военных конфликтов в арабских странах 6
1. Введение в исторический контекст 6
2. Арабо-израильские конфликты (с 1948) 7
3. Гражданская война в Ливане (1975-1990) 9
4. Ирано-Иракская война (1980-1988) 11
Глава 2. Война в арабской прозе 13
1. Рассказы о войне 16
2. Романы о войне 30
Глава 3. Стилистика и роль в сохранении идентичности 39
1. Литературные приемы и стиль 39
2. Роль литературы в сохранении исторической идентичности 41
Заключение 44
Список литературы 47
Актуальность. “В войне не бывает выигравших. Только проигравшие.” Известная, а главное емкая фраза, принадлежащая британскому политику Ар-туру Невиллу Чемберлену. В сущности, со смыслом сложно спорить, ведь война – действительно нескончаемый ужас, горе, разрушения, смерть, страх за себя и близких для всех участников того или иного конфликта. С другой стороны, война это доблесть, смелость, отвага, самопожертвование и триумф. Война –не только столкновение армий и государств, но и глубоко личное переживание, оставляющее неизгладимый след в сердцах и умах тех, кто оказался в её эпи-центре. Она разрушает города и инфраструктуру, человеческие судьбы, пре-вращая мир в хаос и боль. В таких условиях литература становится убежищем для ее участников, способом осмысления и преодоления ужасающего опыта войны. Именно способ осмысления войны и характер ее изображения в “иска-леченных боевыми действиями” сознаниях лежит в основе данной работы.
Современная арабская военная проза представляет собой значимый и актуальный пласт литературы, который позволяет понять и осмыслить сложные социальные, политические и психологические аспекты жизни в условиях вооруженных конфликтов.[26] В последние десятилетия арабский мир пережил множество значительных военных событий и кризисов, включая гражданские войны, международные конфликты и террористические угрозы.[30] Эти события оказали глубокое воздействие на общество, культуру и индивидуальную психологию, что находит отражение в литературных произведениях.[25]
Обоснование выбора темы. Изучение современной военной арабской прозы позволяет глубже понять не только литературные тенденции, но и исторические, культурные и социальные контексты, в которых эти произведения создавались. В условиях продолжающихся конфликтов литература становится важным средством выражения переживаний людей, живущих в состоянии угрозы и нестабильности. Литературные тексты предлагают уникальную возможность окунуться в человеческие переживания, страдания, надежды и стремления, вызванные войной. Они служат зеркалом, отражающим внутренние и внешние конфликты, с которыми сталкиваются люди в военное время.
Кроме того, анализ современной военной прозы поможет выявить общие темы и мотивы, такие как героизм, трагедия, выживание и нравственный выбор, а также понять, как авторы используют различные стилистические и жанровые приемы для передачи своих посланий.[34] Это исследование способствует лучшему пониманию культурных различий и сходств, диалогу между различными литературными традициями. В условиях глобализации общества и взаимного влияния культур это исследование имеет не только литературное, но культурное и политическое значение.
Современная военная проза арабских авторов также является важным источником для изучения коллективной и индивидуальной памяти, связанной с военными событиями. Она играет ключевую роль в формировании идентичности нации и в отражении исторических событий, влияя на память народа и общественное сознание.[23] Литература дает возможность не только документировать исторические события, но и анализировать их последствия для после-дующих поколений.
Таким образом, выбранная тема исследования актуальна и значима, поскольку позволяет комплексно рассмотреть воздействие войн и конфликтов на литературу и общество. Это исследование способствует расширению знаний о современной арабской культуре и литературе, помогает понять, как военные события влияют на творчество и сознание людей, а также открывает новые перспективы для межкультурного диалога и понимания.
Целью данного исследования является изучение характера изображения войны в современной арабской прозе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Выделение важнейших военных конфликтов на территории арабских стран.
2. Определение общих тем и мотивов, свойственных современной арабской прозе.
3. Характеристика образа войны, боевых действий и их последствий в со-временной военной арабской прозе.
В качестве объекта исследованиявыступают17арабских новелл второй половины XXвека и 4 современных романа арабских авторов, связанных с вой-ной.
Предметом исследования является характер изображения войны и ее последствий в современной арабской прозе.
Методология исследования, помимо таких общих логических методов, как анализ, синтез, дедукция и индукция, включает сравнительно-исторический и социополитический методы, необходимые для анализа вооруженных конфликтов на территории арабских стран и их влияния на арабское общество, а также структурно-поэтический и интертекстуальный подходы, используемые для разбора художественной литературы. В качестве материала для анализа были выбраны произведения таких авторов, как Наджах Аттар, Гассан Канафани, Ханна Мина, Али Окля Орсан, Сухейль Идрис и других.
Структура работы представлена введением, тремя главами и заключением. Первая глава – Исторический контекст современных военных конфликтов в арабских странах, включающий в себя введение и непосредственное описание конфликтов, включая их исторические предпосылки, итоги и влияние на регион и культуру. Вторая глава – теоретические основания анализа арабских рассказов второй половины XXвека и современных арабских романов о войне. Также в главе содержится фактическое решение поставленных нами задач, так как именно в ней содержится анализ вышеперечисленных произведений. Третья глава содержит в себе обобщенную информацию, касательно стилистики и роли в сохранении исторической идентичности. Заключение – выведенный итог, список ключевых тем рассмотренных рассказов и романов, поиск общностей и разностей.
Рассмотренные арабские новеллы и романы – комплекс попыток глубоко-го и всестороннего осознания войны, ее последствий и предпосылок. Основная часть произведений посвящена анализу человеческой психологии, вопросам гуманизма, правам человека и глубоким переживаниям проблем военного времени (миграция, беженство, нищета, массовые нарушения прав человека, утрата родственников). Арабская военная проза представляет своего рода призыв и импульс к началу действий, демонстрирует ужасы войны, нередко отмечая важность активных действий. Важно отметить, что лишь немногие произведения акцентируют свое внимание на враге. Подавляющее большинство же направляет внимание читателя на внутренние чувства и переживания персонажей. Не на желание мстить, но на самоотверженность и самопожертвование. Не на желание убивать, а на желание защищать. Авторы нередко ударяются в романтические рассуждения и философию, показывая партизан или бойцов регулярных вооруженных сил совершенно обычными людьми, мечтающими о любви, благополучии, спокойной жизни.
В заключении хотелось бы также выделить основные темы, свойственные рассказам. Одной из важных тем является тоска беженцев по утраченной родине – описание старых добрых времен до сионистского захвата власти. Повседневная жизнь в Палестине прошлого часто представляется легкой, гармоничной и счастливой. Для многих беженцев это удивительный мир детства, как на-пример для главного героя в рассказе Махмуда Сейф ад-Дина ал-Ирани “До последнего патрона”. Главный герой вспоминает Палестину и часто восхваляет беззаботное детство и юность в арабской части Иерусалима, вспоминает святы-ни и совместную жизнь иудеев, арабов и христиан.
Еще одной важной темой является влияние войны на человека. Война способна удивительным образом преобразовать характер личности. Этой теме уделяется большое внимание в рассмотренных рассказах и романах. Человек, что всю жизнь боялся драться – берет в руки оружие и становится героем, ведь преследует высшую цель, будь это защита друзей и близких, или свобода целого народа. В качестве примера можно привести рассказы “Герой” Нагиба ал-Киляни, или “Подвиг” Исмаила Али Исмаила. Оба рассказа повествуют о молодых людях, что не смогли по своим убеждениям остаться в стороне от конфликта и взяли в руки оружие, хоть и боялись боевых действий. Рассказы демонстрируют становление характера и самоотверженность персонажей, изменившихся ради дружбы, или свободы.
Еще одна важная тема – решение взять в руки оружие. Неоднократно, в рассмотренных рассказах и романах, мы встречаемся с сюжетами, описывающими предпосылки для присоединения к вооруженной борьбе. Для кого-то, как в рассказе “Шейх из Караме” Сухейля Идриса, или рассказе “Середина января” Гассана Канафани причиной становится потеря родственников и желание сопротивляться ужасающим условиям, окружающим беженцев или жителей. Для других причина таится в патриотических побуждениях, как в рассказе “Подвиг” Исмаила Али Исмаила, или в романе Али Окля Орсана “Голанские высоты”. Иногда за оружие берется жертва, как в рассказе “Решение” Зияда Абд ал-Фаттаха. С точностью можно сказать, что тема решения вступить в борьбу встречается очень часто.
Как арабы представляют израильтянина. Представление, естественно, полно предрассудков и клише. В большинстве случаев он не способен понимать арабов. Он презирает их и сознательно, или бессознательно задевает их чувства. Большинство израильских персонажей представлены в виде солдат. Описания дисциплины, нравственности и социальных отношений в израильской армии во многих случаях кажутся далекими от истины. Израильских женщин-солдат, например, изображают злобными, ненавидящими арабских женщин, как это происходит в рассказе Гассана Канафани “Дядюшка Абу Осман”. Они склонны подстрекать своих товарищей-мужчин к совершению актов вандализма против ни в чем не повинных арабов, осквернению их домов. Или в рассказе “Снег”, где умирающий палестинский партизан ведет внутренний диалог с израильским военнослужащим и чувствует, как израильтянин искренне смеется над ним, а в романе “Голанские высоты” автор описывает израильтян как захватчиков и убийц, которые в последствии до смерти замучивают главного героя в застенках тюрьмы.
Еще одна частотная тема – тема подвига. Романтический образ самоотверженного и храброго человека, что готов пожертвовать собой, ради общего блага. Он готов броситься на амбразуру, рискнуть собственной жизнью, или вовсе отдать ее за общее правое дело. Естественно, что в подобных рассказах преобладает романтическая эстетика, ведь нам рисуют персонажа в качестве настоящего героя, что чист сердцем и готов на настоящий подвиг. В качестве примеров можно взять рассказ Ханны Мины “Поединок с бомбой”, или рассказ Абу ал-Муаты Абу ан-Нага “Тот, кто отвечает”. Оба рассказа концентрируются на главном герое, как на человеке романтическом. Весь внутренний мир персонажей – беспокойство за друзей, или народ и служение высшей цели. Они без страха готовы пойти на подвиг.
Современная арабская военная проза является неотъемлемой частью мировой литературной традиции, обогащая её новыми темами, мотивами и стиля-ми. Она представляет собой уникальный пласт литературы, который помогает понять сложные и многогранные процессы, происходящие в арабском мире. Её дальнейшее изучение позволяет не только углубить знания о культуре и истории арабских народов, но и лучше понять общечеловеческие ценности и идеалы, которые находят своё отражение в литературных произведениях. Литературные произведения – это духовный опыт поколений, передаваемый на страницах печатных литературных произведений. Именно используя такой инструмент как литература можно менять культурную политику и отношение к отдельным событиям, поэтому влияние прозы на течение конфликтов – крайне значимая тема для дальнейших исследований.
1. Абуль-Муаты, Н. Избранные произведения писателей Ближнего Востока. Романы и рассказы. // М.: “Прогресс”. – 1978. – С. 409-418
2. Аля, А. ДОМ ЯКОБЯНА // Азия и Африка сегодня. – 2010. – Вы-пуск 3 (632) C. 71-79.
3. Ал-Килани, Н. Шесть гиней. Новеллы египетских писателей. // М.: Изд-во “Наука”. – 1964. – С. 102-106
4. Аминов, Ю. Х. Суэцкий кризис как один из этапов арабо-израильского конфликта //Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки. – 2020. – С. 80-82.
5. Ас-Савра, Ф. Цветок лимона. Рассказы писателей арабских стран. // М.: Детская литература. – 1973. – С. 100-107, С. 37-41
6. Голосов, А. В., Ведерникова А. Н. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОН-ФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС //Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – №. 15. – С. 100-103.
7. Зарытовская В.Н., Аль-Рахби, А.М. История арабской националь-ной литературы: внешние влияния и обратный процесс арабизации // Культура и цивилизация. – 2022. – № 4А. – С. 113-121.
8. Зарытовская В.Н., Лауреаты “Арабского Букера”: “Франкенштейн в Багдаде” Ахмеда Саадави //Азия и Африка сегодня. – 2016. – №. 6. – С. 70-72.
9. Ибрагим Аль-Али. М. Утренняя Звезда. / Перевод с арабского Н. В. Мельника // М.: Военное издательство. – 1985. – С. 14-175
10. Идрис, С. Избранные произведения писателей Ближнего Востока. Романы и рассказы. // М.: “Прогресс”. – 1978. – С. 395-398
11. Итани, М. Избранные произведения писателей Ближнего Востока. Романы и рассказы. // М.: “Прогресс”. – 1978. – С. 403-405
12. Канафани, Г. Избранные произведения писателей Ближнего Востока. Романы и рассказы. // М.: “Прогресс”. – 1978. – С. 406-408
13. Канафани, Г. Люди под солнцем. Сборник. // М.: Радуга. – 1984. – С. 298-302
14. Кузьминич, М. А. Арабо-израильский конфликт в XXI веке: дис. – Сибирский федеральный университет, 2021.
15. Левин, З. И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. – 1971.
...
38 источников