Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


LEGO-конструирование как средство развития мышления детей среднего дошкольного возраста

Работа №150511

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ
1.1. Развитие мышления в дошкольном возрасте 8
1.2. Влияние LEGO-конструирования на развитие мышления детей
среднего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Использование LEGO-конструирования в дошкольном возрасте 22
2.2. Организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
по использованию LEGO-конструирования как средства развития мышления у детей среднего дошкольного возраста 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

На современном этапе среди приоритетных целей в работе ДОО обращает на себя особое внимание развитие мышления и формирование познавательных процессов. Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, социальным заказом в сфере образования, который отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особое значение приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования. Во- вторых, от качества знаний и умений, от уровня познавательных процессов и познавательной активности ребёнка, сформированных в дошкольные годы, зависит развитие школьной зрелости старшего дошкольника, а, следовательно, и успешность последующего обучения в школе. Ведь дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи, именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности.
В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование. LEGO-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Любой конструктор «LEGO» обладает очень важными для развития ребёнка- дошкольника возможностями [7, с. 238].
LEGO, появившись в 50-х гг. XX века в Дании, произвёл революцию, положил начало бурному развитию конструкторов. В отличие от предыдущих строительных наборов, данный конструктор предложил детали, которые скреплялись между собой. В результате полученные постройки были прочными и устойчивыми.
Исследователь Н.Ю. Лавкина [18] выделяет следующие преимущества LEGO-конструкторов:
- широкие технические характеристики;
- многофункциональность;
- эстетический внешний вид;
- возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность».
Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности LEGO-конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность. Исследователь Е. В. Фешина пишет: «Это даёт детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является оживлённой, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами» [30].
Для развития мышления детей среднего дошкольного возраста большую роль играет практическая значимость LEGO-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на LEGO-конструирование можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [29]. Используя конструкторы серии «LEGO», педагог может ставить перед дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский [5], В.В. Давыдов, А.В. Запорожец [11] и др.), доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Однако главное, на что направлено LEGO-конструирование - это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность [7, с. 238].
Несмотря на распространенность этого вида конструктора, на широкое использование его в образовательно-воспитательной деятельности ДОО, теоретические аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, хотя отдельные проблемы применения ЛЕГО в обучении конструкторской деятельности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: в чём состоит специфическая роль LEGO-конструирования как средства развития мышления детей среднего дошкольного возраста и как посредством педагогического сопровождения сделать данный процесс более эффективным?
Решение данной проблемы нашло отражение в теме исследования: «LEGO-конструирование как средство развития мышления детей среднего дошкольного возраста».
В качестве объекта исследования мы избрали процесс развития мышления детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - LEGO-конструирование как средство развития мышления детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования LEGO-конструирования как средства развития мышления детей среднего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема выпускной квалификационной работы актуальна. Всестороннее развитие личности ребёнка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание при этом выступает не только как овладение знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности ребёнка. Одним из важнейших направлений такого формирования является развитие у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приёмы мышления, формируемые, в том числе, и при помощи LEGO-конструирования.
LEGO-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Любой конструктор «LEGO» обладает очень важными для развития ребёнка- дошкольника возможностями [7, с. 238].
Для развития мышления детей среднего дошкольного возраста большую роль играет практическая значимость LEGO-конструкторов, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на LEGO-конструирование можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные ФГОС ДО.
В первой главе ВКР рассмотрены теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста в процессе использования LEGO- конструирования. В первом параграфе освещён широкий круг вопросов, связанных с развитием мышления в дошкольном возрасте. Под мышлением понимается процесс познавательной деятельности, характеризующейся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы.
Во втором параграфе раскрываются особенности и возможности применения LEGO-конструирования в развитии мышления детей дошкольного возраста. Делается вывод, что LEGO развивает пространственное и логическое мышление. Создавая модели самостоятельно и по схеме, а также с участием взрослых, ребёнок постепенно знакомится с понятиями цвета, размера, формы, симметрии и баланса и постоянно имеет возможность использовать эти знания: конструктор будет стоять только при условии, что у него будут ножки одинаковой длины, два маленьких блока можно заменить одним большим, маленькая площадь основания делает конструкцию неустойчивой и др.
Во второй главе ВКР рассмотрена организация работы по использованию LEGO-конструирования как средства развития мышления детей среднего дошкольного возраста. Первый параграф посвящён проблеме развития дошкольников с использованием LEGO-конструирования. Описаны виды заданий по использованию LEGO-конструктора для развития ребёнка дошкольного возраста. Конструкторы LEGO являются самыми популярными развивающими играми для дошкольников.
LEGO-конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок и педагог могут с ней справиться.
Второй параграф включает анализ опытно-экспериментальной работы по использованию LEGO-конструирования как средства развития мышления детей среднего дошкольного возраста. В эксперименте участвовали дети средней группы МБДОУ детский сад №6 г. Кузнецка Пензенской области.
Экспериментальную работу мы начали с констатирующего эксперимента. В ходе констатирующего этапа эксперимента нами решались следующие задачи:
■ выявление уровня развития логического мышления у детей среднего дошкольного возраста;
■ изучение уровня сформированности конструктивных умений у детей среднего дошкольного возраста;
■ анкетирование родителей воспитанников по вопросам развития мышления дошкольников в процессе использования LEGO-конструирования;
■ анализ и обобщение результатов исследования...


1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст). // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 1. - С. 38-41.
2. Белова Д.Н. Использование LEGO-конструирования в дошкольном возрасте. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т 2. - С. 271-273. - URL: http://e-koncept.ru/2017/570056.htm
3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с.
4. Ветошкина Ю.А. LEGO-конструирование - что это, модная игра или серьезное занятие? - М., 2014. - 192 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
6. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. - СПб.: Детство-пресс, 2010. - 56 с.
7. Гучанова А.С. Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников. // Молодой учёный. - 2019. - №11. - С. 238-240. - URL: https://moluch.ru/archive/249/57211/
8. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1993. - 80 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
10. Дятлова Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста. // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 536-537. - URL: https://moluch.ru/archive/118/32529/
11. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. - М.-Л., 1988. - 91 с.
12. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 339 с.
13. Житнякова Н.Ю. LEGO в детском саду, или Так много способов учиться. - URL: https://www.sfera-podpiska.ru/vospitateldou/posts/lego-v-detskom- sadu-ili-tak-mnogo-sposobov-uchitsya
14. Климова С.А., Чичиланова Ю.А. Конструктор LEGO как средство
интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников. - URL: http://dovosp.ru/j _dv/wak/konstruktor-lego-kak-sredstvo-
integracii-obrazovatelnyx-oblastej-v-processe-obucheniya-starshix-doshkolnikov
15. Козлова С.А Развитие мышления детей 4-6 лет на основе дидактической игры в условиях проблемно-диалогической технологии. // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №7. - С. 7-11. - URL: http://school2100.com/upload/iblock/032/03294ebfb8216b8ef054dc033c1a39bf.pdf...31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ