ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 6
1.1 Роль и место тригонометрических уравнений и неравенств в школьном
курсе математики 6
1.2 Особенности изучения раздела тригонометрии 7
1.3 Содержание и анализ материала о тригонометрических уравнениях и
неравенствах в различных школьных программах и учебниках 9
1.4 Тригонометрические уравнения и методы их решения 30
1.5 Тригонометрические неравенства и методы их решения 39
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА НА ОСНОВЕ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА 47
2.1 Теоретические основы организации дифференцированного подхода к обучению. Формы и виды дифференцированного обучения 47
2.2 Методические рекомендации по организации дифференцированного подхода на занятиях по обучению решению тригонометрических
уравнений и неравенств 56
2.3 Факультативный курс по теме «Тригонометрические уравнения и
неравенства» 62
2.4 Апробация факультативного курса 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одним из ведущих критериев оценки знаний обучающегося в школе является успешность усвоения программного материала. Когда ученик ввиду различных обстоятельств попадает в ситуацию "неуспешности", он начинает терять интерес к обучению.
Одной из сложных дисциплин старшей школы является тригонометрия. Тригонометрические уравнения и неравенства занимают одно из центральных мест в курсе математики средней школы как по содержанию учебного материала, так и по способам учебно-познавательной деятельности, которые могут и должны быть сформированы при их изучении и применены к решению большого числа задач теоретического и прикладного характера, а так же при решении заданий единого государственного экзамена. Однако, ввиду постоянных модернизаций образовательного процесса, дополнительных обязательных уроков, занятий драгоценное время на изучение тригонометрических уравнений и неравенств сокращается, что создает ощутимые трудности в усвоении материала у слабоуспевающих учеников. Обучающийся, не усвоивший курс тригонометрии рискует не только потерять интерес к математике в целом, но и испытать трудности на ЕГЭ, потерять важные связующие элементы в смежных с математических дисциплинах.
Актуальность темы - недостаток времени для изучения тригонометрических уравнений и неравенств в классах с базовым профилем подготовки способствует слабому усвоению этих тем обучающимися, что побуждает на поиски дополнительного времени, форм и методов преподавания.
Объект исследования - процесс обучения математике.
Предмет исследования - методика формирования умений решать тригонометрические уравнения и неравенства.
Цель исследования - разработка и апробация факультативного курса "Тригонометрические уравнения и неравенства"...
Раздел тригонометрии является одним из главных в курсе школьной математики. Несмотря на то, что ему несправедливо уделяют мало времени, знания, которые несет в себе этот раздел являются основополагающими при изучении смежных дисциплин, таких как физика, геометрия.
Исходя из поставленных цели и задач работы, были изучены теоретические аспекты изучения тригонометрических уравнений и неравенств, определены роль и место тригонометрических уравнений и неравенств в школьном курсе математики. В процессе работы были выявлены особенности изучения раздела тригонометрии, проанализированы содержание и анализ материала о тригонометрических уравнениях и неравенствах в различных школьных учебниках и программах. Большое внимание было уделено тригонометрическим уравнениям и неравенствам, методам их решения. Умение решать тригонометрические уравнения и неравенства различными методами и способами создает больше условий для решений таких заданий на ЕГЭ. Они являются "базовыми" для дальнейшего изучения математики.
Ввиду того, что на изучение данного раздела алгебры и начал математического анализа выделено не так много времени (особенно при рассмотрении базового профиля обучения), а в структуре ЕГЭ присутствуют задания связанные с тригонометрическими уравнениями и неравенствами, учителям и обучающимся стоит обратить внимание на дополнительные способы получения знаний: справочная литература, пособия, разработки - всё, что способствует повышению эффективности изучения курса.
По результатам работы был разработан и апробирован факультативный курс «Тригонометрические уравнения и неравенства», рассчитанный на обобщение и систематизацию знаний по данным темам, повышение уровня образованности и эффективности овладения знаниями, умениями и навыками у слабоуспевающих учеников.
Апробация факультативного курса дала положительные результаты и способствовала эффективному усвоению программного материала, повышению успеваемости, что в последствии может привести к успешной сдачи ЕГЭ.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы решены, а цель - разработать и апробировать факультативный курс «Тригонометрические уравнения и неравенства» достигнута.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы на факультативах, внеурочных заданиях по математике, уроках алгебры и начал анализа, в проверочных работах 10 и 11 класса.
1. Абарина С. В. Дифференциация обучения URL:
https://infourok.ru/statya-differenciaciya-obucheniya-5038484.html. Дифференциация обучения (дата обращения: 01.05.2024).
2. Алгебра и начала анализа учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Колмогоров [и др.]. М. : Просвещение, 2001. 384 c.
3. Алгебра и начала математического анализа 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : базовый и профильный уровни / С. М. Никольский [и др.]. М. : Просвещение, 2009. 430 c.
4. Алгебра и начала математического анализа 10 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : базовый и углубленный уровни / А. Г. Мордкович [и др.]. М. : Мнемозина, 2014. 463 c..
5. Алгебра и начала математического анализа. Углубленный уровень. 10 класс /Г. К. Муравин [и др.]. М. : Дрофа, 2013. 318 c.
6. Алгебра и начала математического анализа: учебник для 10 кл. средней школы (базовый и профильный уровни) / Ю. М. Колягин [и др.]. М. : Просвещение, 2011. 368 c.
7. Алимов Ш. А. Математика : алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубл. уровни. М. : Просвещение, 2016. 463 c.
8. Горский Е. А. Использование электронных средств обучения при
изучении тригонометрических функций // Вестник Псковского государственного университета. Серия : Естественные и физико
математические науки. 2015. С. 68.
9. Дифференцированное обучение на уроках математики URL: https://infourok.ru/obobshenie-opyta-differencirovannoe-obuchenie-na-urokah- matematiki-5213114.html. Дифференцированное обучение на уроках математики (дата обращения: 21.05.2024).
10. ЕГЭ Тригонометрические уравнения и неравенства URL: https: //mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=75. Тригонометрические уравнения и неравенства (дата обращения: 03.05.2024).
11. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по тригонометрии. Н. : Новосибирский государственный педагогический университет, 2011. 235 c.
12. Зайцева М. А. Виды дифференцированных заданий и некоторые
вопросы методики их предъявления URL:
https://nsportal.rU/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/01/11/vidy- differentsirovannykh-zadaniy-i-nekotorye-0. Виды дифференцированных заданий (дата обращения: 02.05.2024).
13. Зандер В. К. О блочном изучении математики (на примере изучения темы «Решение тригонометрических уравнений и неравенств») // Математика в школе. 1991. № 4. С. 38-42.
14. Звавич В. И. Тригонометрические уравнения (решение уравнений + варианты самостоятельных работ) // Математика в школе. 2000. № 3. С. 18-27.
15. Зеленина О. А. Дифференцированное обучение в начальной школе
URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/37873. Дифференцированное
обучение в начальной школе (дата обращения: 20.04.2024)...28