Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения текстовых и речевых ошибок младших школьников
1.1. Речевые и текстовые ошибки и причины их возникновения 6
1.2. О классификации речевых и текстовых ошибок 9
Глава 2. Текстовые и речевые ошибки младших школьников и пути их исправления
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку с точки 22 зрения направленности материала на предупреждение текстовых и речевых ошибок
2.2. Типичные текстовые и речевые ошибки третьеклассников в 32 письменных творческих работах (констатирующий эксперимент)
2.3. Редактирование как важнейший прием предупреждения 36 текстовых и речевых ошибок
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 1 51
Приложение 2 59
Приложение 3 71
В условиях нашего многонационального государства, где русский язык служит средством межнационального общения народов, повышение культуры русской речи приобретает особую значимость.
Культура речи - это владение языковыми нормами в произношении, ударении, словоупотреблении, это умение строить текст, а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью, содержанием речи.
Качество речи - правильность, с точки зрения соблюдения норм литературного языка, точность словоупотребления, логичность выражения мысли, понятность и доступность, образность и выразительность, благозвучие и грамотность.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
Совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. «Речь - это канал развития интеллекта.. .чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» [5, с. 101-108].
Развитие речи учащихся - проблема, которая была и будет актуальной всегда. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов.
Недостаточная сформированность тех или иных коммуникативно- речевых умений приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида.
По наблюдениям, лишь немногие дети усваивают грамотное письмо легко. Пока не удаётся в обучении обойтись без анализа допускаемых детьми ошибок, без выяснения их причин, т. е. диагностики, без прогнозирования возможных ошибок, разработки методики их исправления и предупреждения.
Анализ методической и лингвистической литературы показал, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку как раз и является работа по развитию связной речи учащихся. Учителя затрудняются при распознавании и классификации ошибок, допущенных учащимися в содержании, построении и речевом оформлении высказываний, вследствие чего значительное число ошибок в ответах детей и в письменных работах (изложениях и сочинениях) оказывается учителем неучтенным. Как показывает анализ методической литературы, существуют различные классификации ошибок в речи учащихся, однако единой классификации нет.
Все ошибки учащихся в созданных ими речевых высказываниях делятся на три группы: ошибки в содержании, в построении текста, собственно речевые ошибки и недочеты. Знание учителем речевых и текстовых ошибок своих учеников позволяет провести целостный анализ этих ошибок в классе и таким образом увидеть, какие коммуникативно-речевые умения сформированы у учащихся в недостаточной степени, определить дальнейшие направления работы по развитию их связной речи, организовать дифференцированную работу по развитию речи на дальнейших уроках.
Мы концентрируем свое внимание на типичных речевых и текстовых ошибках, допускаемых учениками начальной школы.
Таким образом, цель данного исследования - определить комплекс упражнений, способствующих предупреждению и устранению текстовых и речевых ошибок учащихся начальных классов...
Можно с уверенностью заключить, что работа по предупреждению речевых и текстовых ошибок младших школьников является актуальной проблемой для учителей начальных классов. Важность этой проблемы, без сомнений, ясна, так как в большинстве своем дети, к сожалению, имеют очень бедный словарный запас, плохо развитую речь. А с этим необходимо бороться различными способами.
Речь — это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще.
Хорошо развитая речь учащихся обеспечивает и в большей мере определяет их успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса.
Таким образом, развитие речи является основной целью обучения русскому языку в начальных классах.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили правильно, грамотно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжением и вниманием слушатели...
Таким образом, развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому развитие речи осуществляется на уроках обучения грамоте, чтения, грамматики. Оно неотделимо от любой языковой работы.
В этой работе была проанализирована методическая и лингвистическая литература, труды выдающихся языковедов, детские работы.
Анализ методической и лингвистической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления речевых ошибок актуальна в начальной школе. Именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые и текстовые ошибки учащихся в письменных творческих работах, на основе которых был составлен комплекс упражнений, способствующих устранению речевых ошибок младших школьников.
В заключение можно сделать вывод о том, что необходимо осуществлять постоянный контроль над развитием речи и мышления школьника путем систематической диагностики, т.е. изучая его творческие работы, исправлять ошибки по стилистике и орфографии. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.
1. Арефьева С.А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// «Русский язык в школе». - 1998. - №3. - С.8 - 12.
2. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л.П. Федоренко// Начальная школа. - 1997. - №6. - С. 6 - 10.
3. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. - Л.: «Просвещение», 1971. - 264с.
4. Гужва Ф.К. Основы развития речи: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк., 1989. - 156с.
5. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в IV-VIII классах: Материалы конференции преподавателей методики русского языка пед. ин-тов и научных сотрудников НИИ педагогики 15-16 апреля 1969 года: Тезисы докладов. - Вып. 1. - М.: Изд-во АПН СССР, 1969.
6. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III - VII классов. - Известия АПН РСФСР - М.: 1956, вып. 78. - С. 34 - 42.
7. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2015
8. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Ч. 2 - М.: Просвещение, 2015
9. Капинос В.И. Об оценке речевых навыков учащихся// «Русский язык в школе». - 1973. - №6. - С. 17 - 19.
10. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением// «Начальная школа». - 1997. - №1. - С. 29 - 31.
11. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс: учебник
для общеобразовательных организаций с приложением на электронном
носителе: в 2 ч. Ч.1 - М.: Просвещение, 2014
12. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс: учебник
для общеобразовательных организаций с приложением на электронном
носителе: в 2 ч. Ч.1 - М.: Просвещение, 2014
13. Климова С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка // Начальная школа, 1995, №7. С. 7 - 11.
14. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1993. - 740с.
15. Крючкова Л.Ю. Речь - канал развития интеллекта// «Начальная школа». - 1997. - №7. - С. 68 -70...42