ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Международный механизм борьбы с распространением наркотиков в
XXI веке 7
1.1. Распространение наркотиков как угроза современному правопорядку7
1.2. Правовое обеспечение борьбы с незаконной наркоторговлей 17
Глава 2. Организационные меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков 24
2.1. Конвенционный механизм борьбы 24
2.2. Меры по борьбе с наркоторговлей в рамках международных организаций 31
2.3 Имплементация международных обязательств по борьбе с
распространением наркотиков в правовую систему России 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ61
В XXI веке человечество продолжает искать эффективные пути решения одной из важнейших глобальных мировых проблем - незаконного оборота наркотиков. Эта проблема стоит перед всеми государствами. Здесь нет территориальных, национальных, религиозных, классовых или иных границ. Наркоиндустрия с оборотом, соответствующим примерно 8% мировой торговли, неуклонно совершенствуется, повышая финансовый потенциал, адаптируя передовые достижения научно-технического прогресса к своим потребностям. Транснациональные наркосиндикаты используют в своей преступной деятельности передовые средства вооружения и боеприпасов, системы электронного оборудования, новейшие методы обеспечения собственной безопасности. Наркобизнес характеризует интернационализм и глобализация. Закупая первичное сырье в развивающихся странах, наркомафия организует не только его переработку в конечный продукт, но и доставку товаров потребителям, большая часть которых проживает в развитых странах. Широкое распространение наркотиков вызывает беспокойство не только у правительств отдельных государств, но и у международных организаций1. Предупреждение незаконного оборота наркотиков стоит на повестке дня в Организации Объединенных Наций, в частности, действующее в ее структуре Управление по борьбе с наркотиками и профилактике преступности. Региональные организации - ЕС, ОДКБ, ШОС, а также специализированные - Международная ассоциация уголовного права, Интерпол прилагают серьезные усилия в расследовании и предупреждении данного вида транснационального преступления.
Наркотики - болезнь современного общества, и для лечения этой болезни необходим ее точный диагноз, понимание всей сложности данного явления и трудностей борьбы с ним. Лейтмотивом выступлений многих глав государств и правительств на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной борьбе с распространением наркомании, звучит озабоченность в связи с нарастающими темпами распространения наркомании по земному шару. Эксперты отмечают глобальный характер угрозы, сопоставимый с экологической. Конвенционный механизм и консервативные решения государств, к сожалению, не всегда эффективны в борьбе с этой угрозой.
Количество потребителей наркотиков увеличивается с каждым годом и в основном за счет поражения наркотиками наиболее уязвимой части населения - молодежи. Около 140 миллионов человек курят марихуану - самый распространенный наркотик, кокаин употребляют 13 миллионов человек, а героин - 8 миллионов, 30 миллионов человек злоупотребляют стимулятором амфетамином. В некоторых странах число школьников и совершеннолетних юношей, которые, по собственному признанию, пытались употреблять марихуану, составляет 37%2.
Транснациональный размах преступной деятельности позволяет преступникам использовать каналы быстрого и относительно надежного аудио и видеосвязи.
Незаконный оборот наркотиков составляет значительную часть мировой незаконной экономики, на долю которой приходится около трети общей стоимости мирового черного рынка. Незаконная торговля наркотиками продолжает сдерживать экономическое и социальное развитие и по-прежнему представляет собой серьезную угрозу безопасности и стабильности в некоторых частях мира.
...
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Злоупотребление, незаконное культивирование и изготовление наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконный оборот этих веществ и прекурсоров достигли рекордных уровней.
Постоянные резкие изменения в мировом незаконном производстве, торговле и распространении наркотиков требуют пересмотра существующих международных договоров о контроле над наркотиками, некоторые из которых были приняты более полувека назад, и в них отсутствуют положения, посвященные сокращению спроса на наркотики.
Конвенции не предусматривают гибкость в области контроля над наркотиками. Все политические эксперименты и идеи стран не позволяют выработать новые решения в области данной проблемы, что значительно подрывает международную систему контроля над наркотиками.
Учитывая быстрое развитие технологий онлайн-коммуникации и создание бесплатных таможенных зоны, перед правительствами стоит задача опережать преступную деятельность и стремиться своевременно принимать надлежащие меры для устранения угроз со стороны транснациональной организованной преступности, вовлеченной в незаконный оборот наркотиков.
Современными правовыми нормами урегулированы все стороны, связанные с их оборотом, однако реформирование законодательства в данной сфере до сих пор не окончено. Данный факт связан с тем, что постоянно появляются аспекты, требующие дополнительного регулирования, в частности выявляются новые наркотические средства и психотропные вещества, что как следствие приводит к внесению дополнений и изменений.
На международном уровне государства сотрудничают в рамках межправительственных организаций. Организация Объединенных Наций занимается просвещением в области угрозы употребления и распространения наркотиков, способствует снижению уровня злоупотребления наркотиками, обеспечивают информацией, касающейся вопросов наркотиков.
В рамках деятельности Организации договора о коллективной безопасности существует ряд программ по координации усилий между странами-участниками в деле противодействия обороту наркотиков и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Шанхайская организация сотрудничества разрабатывает межгосударственные программы и планы по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, занимается научно-просветительской деятельностью и проводит антинаркотические мероприятия.
Система двухсторонних соглашений предполагает взаимодействие компетентных органов в конкретной сфере, определённой договором. Такие договоры могут носить либо общий характер, и включают в том числе меры противодействия незаконному обороту наркотиков и иным преступлениям, с ним связанным, либо специальный характер, то есть, заключаются по конкретному узкоспециализированному виду преступлений. Также договоры предусматривают предоставление взаимной юридической помощи в расследовании, уголовном преследование; передачу материалов уголовного разбирательства; экстрадицию.
Планирование новых мер и принятие решений и действий как на внутринациональном, так и на международном уровне должны, безусловно, сопровождаться рефлексией относительно результатов исполнения предыдущих решений. Как показывает практика последних десятилетий, основные направления и стратегии действий нуждаются в пересмотре в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, в том числе вопросы профилактики.
Когда политические лидеры предпочитают подогревать страхи относительно наркотиков с целью сохранить или усилить карательную политику, они навлекают серьезные невзгоды на наиболее уязвимых граждан своей страны. Если же политические лидеры оспаривают царящие предрассудки о наркотиках и людях, которые их принимают, они могут положительно повлиять на ситуацию. Так, принципиальные действия некоторых политических лидеров в Европе и Латинской Америке в последние два десятилетия уже привели к изменению отношения к наркополитике и к тому, что снижение вреда, декриминализация и регулирование стали государственной политикой, приведшей к улучшениям в области общественного здравоохранения в этих странах.
На международном, региональном и национальном уровнях предпринимаются усилия и эффективные меры по предотвращению преступности, связанной с наркотиками, насилия, связанного с наркотиками, а также ликвидации производства, поставок и незаконного оборота наркотиков в соответствии с международными нормами в области прав человека, а также по интеграции мер с усилиями правоохранительных органов
1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва :
Маркетинг, 2001 (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 г. о поправках к единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. (вместе с "Перечнями наркотических средств, занесенных в Списки I, II, III, IV" по состоянию на 01.07.1993) (заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) (с изм. и доп. от 25.03.1972) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 22. - Ст. 2269.
3. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Консультант Плюс : справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru.
4. Конвенция о психотропных веществах. Вена, 21.02.1971 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1981. - Вып. XXXV. - С. 416.
5. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1988. Принята Конференцией ООН на ее 6-м пленарном заседании 19.12.1988//Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, выпуск XLVII. - М., 1994. - С. 133.
6. Декларация ООН о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики 1998 года // Информационно-правовой портал:Сайт. - URL: http: //www. un. org/ru/documents/decl conv/declarations/drugred. shtml.
7. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Заключено в г. Минске 30.11.2000 года) //Консультант Плюс : справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=9012#06042 037001749725.
8. Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 8.12.2004 // Электронный фонд правовой и нормативно- технической документации. - URL: http://www.docs.cntd.ru.
9. Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности от 14.06.2009 г // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://www.docs.cntd.ru.
10. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о сотрудничестве в сфере повышения квалификации кадров в области контроля за незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 07.06.2013 г. // Министерство иностранных дел: официальный сайт. - URL: http: //www.mid.ru.
11. Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Королевства Камбоджа от 17.05.2016 г // Министерство внутренних дел: офицальный сайт. - URL: ййрз://мвд.рф.
12. Стратегия государственной антинаркотической политики до 2030 года // Консультант плюс: справочная правовая система. - URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=55800&dst= 100006#02735131149121999.
13. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) (документ утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. - ст. 591.
14. Декрет ВЦИК и СНК СССР от 22.12.1924 «О дополнении Уголовного кодекса статьей 140-д» // Библиотека нормативно-правовых актов
Союза Советских Социалистических Республик. - URL:
http: //www.libussr.ru/doc ussr/ussr 2287. htm.
15. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 (ред. от 27.04.1959) «О введении в действие Уголовного Кодекса Р. С. Ф.С.Р. редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным Кодексом Р. С. Ф.С.Р».) (документ утратил силу) // СУ РСФСР. - 1926. - № 80. - ст. 600.
... всего 57 источников