Введение 3
1. Игра как один из способов актуализации обучения английскому языку
в начальной школе 5
1.1 Игровая деятельность при обучении в начальной школе 5
1.2 Классификация игр, применяемых на уроках английского языка 15
Выводы по главе 1 18
2. Анализ УМК по английскому языку с точки зрения представленности в
них игровых заданий 19
2.1 Анализ УМК «Welcome: 1» под редакцией Грей Элизабет, Эванс
Вирджиния 19
2.2 Анализ УМК «Enjoy English. 4 класс» под редакцией М.З.
Биболетовой, О.А. Денисенко и др 23
2.3 Анализ УМК «Enterprise 1» под редакцией Эванс Вирджиния, Дули
Дженни 28
Выводы по главе 2 33
3. Практическое применение игровых технологий при обучении
английскому языку 34
3.1 Использование игр на уроках английского языка 34
3.2 Интеллектуальная игра «Star hour» для учащихся третьих классов 42
Выводы по главе 3 47
Заключение 48
Список использованных источников 49
Роль иностранного языка в развитии современного общества имеет важное значение, поскольку владение им способствует пониманию мировой культуры и приобщению к ней.
Перед преподавателем иностранного языка в школе стоит ряд серьезных задач, одной из которых является развитие ответственного и инициативного ребенка, его подготовка к качественному взаимодействию с окружающим миром:
- ребенка нужно адаптировать к стремительно меняющимся условиям;
- научить умению осуществлять множественный выбор;
- способствовать его самообразованию и саморазвитию.
К решению этих задач необходимо приступать уже на начальном этапе обучения иностранному языку. Выбор учителем эффективной методики облегчает решение поставленных перед ним задач. Идеальным считается занятие, которое, во-первых, обеспечивает активное участие в уроке каждого ребенка, во-вторых, повышает авторитет знаний, в-третьих, обеспечивает личную ответственность ребенка за результаты учебной деятельности. В этой связи особенно эффективной, а, следовательно, чрезвычайно популярной среди педагогов является технология игровых форм обучения, обеспечивающая успешное решение названных задач. Игры, применяемые педагогами на уроках, развивают и сохраняют интерес учащихся к предмету, придают урокам атмосферу поиска и творчества, ослабляют напряжение и благотворно сказываются на эмоциональном состоянии учащихся. Методисты и учителя-практики отмечают высокую эффективность применения игровых технологий в организации учебной деятельности. Игра может быть использована на любой ступени обучения, необходимо лишь адаптировать ее для каждого определенного возраста. Использование игр в процессе обучения иностранному языку объясняется не только стремлением педагогов разнообразить учебный процесс, заинтересовать школьников, но и тем, что игровые технологии сегодня признаются одними из инновационных, а значит, отвечающими современным процессам информатизации общества.
Между тем необходимо отметить, что многие методисты описывают технологию игры слишком обобщенно и упрощенно. Очень мало методических публикаций посвящено выявлению специфических особенностей деятельности преподавателя и обучаемых в той или иной фазе игры, а также описанию рекомендаций по ее подготовке. В этой связи проблема внедрения в обучение иностранным языкам игровых технологий является недостаточно разработанной и требует специального рассмотрения.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение применения игр на уроке английского языка как способа повышения познавательной активности обучающихся начальной школы.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Описать психолого-возрастные особенности учащихся начальных классов;
2. Охарактеризовать игровую деятельность младших школьников;
3. Обосновать необходимость применения игры в процессе обучения с психолого-педагогической точки зрения;
4. Классифицировать игры, применяемые на уроках английского языка в начальной школе;
5. Проанализировать различные УМК на наличие игровых заданий и упражнений;
6. Описать собственный опыт использования игр на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в начальной школе.
Предметом исследования является использование игр в процессе обучения английскому языку.
Актуальность исследования обусловлена привлечением различных современных методик, таких как игры, в обучение иностранному языку.
Новизна исследования заключается в разработке собственных уроков для оптимизации процесса обучения с знанием разнообразных игр.
Практическая часть данной работы была посвящена практическому применению игр на уроках английского языка и во внеурочной деятельности для формирования иноязычных речевых навыков и умений на младшем этапе.
Одной из самых непростых задач в обучении младших школьников является задача пробуждения у них интереса к изучению языка. Только педагогическое мастерство учителя и его творческий подход к процессу обучения смогут сделать процесс познания для детей интересным, увлекательным и результативным.
Различные обучающие игры способствуют:
- установлению положительных взаимоотношений между иностранным языком и младшими школьниками;
- служат сильным мотивационным фактором для развития устной и письменной речи;
- позволяют более успешно привлекать внимание детей и дольше его удерживать;
- стимулируют творческие возможности, развивают воображение;
- устанавливают связи между миром фантазии и реальным миром ребенка.
Важно отметить, что урок не может состоять из одних игр. Несмотря на то, что игра чрезвычайно привлекательна как форма обучения, необходимо учитывать место и время ее проведения, а также ее продолжительность, поскольку такие ограничения зависят от множества факторов: от уровня обучаемости учащихся, от степени сложности изучаемого или контролируемого языкового материала, от конкретных целей, задач и условий определенного учебного занятия.
1. Shamyradov A. B. Lexis games motivation in teaching English // Science Time № 9 (21) / 2015. - P. 360-365. - Текст: непосредственный.
2. Shokhakhov I.S., Imangalieva D.B., Yemkulova 2.А., Berdauletova Sh.Zh. The role of games on language lessons // Современные проблемы науки и образования, 2014. - №6. - Текст: непосредственный.
3. Адидова, Л. Ролевая игра в раннем возрасте / Л. Адилова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 54-57. - Текст: непосредственный.
4. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. - 2008 - № 5. - С. 101— 114. - Текст: непосредственный.
5. Апетян М. К. Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 258-260. - Текст: непосредственный.
6. Артеменко, О.Н. Педагогика : учебное пособие / О.Н. Артеменко, Л.И. Макадей ; Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015. - 251 с. - Текст: непосредственный.
7. Бабина, Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания : в 2-х ч. / Н.Ф. Бабина. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 300 с. - Текст: непосредственный.
8. Баранников А.В. Об обучении иностранным языкам в III классе общеобразовательных учреждений России / А.В. Баранников - Текст: непосредственный // Иностр. яз. в шк.- 2003.- № 4.- С.3-6. - Текст: непосредственный.
9. Биболетова М.З. «Enjoy English. 4 класс». - М.: Титул, 2009. - 142 с. - Текст: непосредственный.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д.Гальскова.- М.: АРКТИ - ГЛОССА, 2000.¬165с. - Текст: непосредственный.
11. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез.- 4-е изд., стер.- М.: Издат. центр «Академия», 2007.- 336с. - Текст: непосредственный.
12. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник? : о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с. - Текст: непосредственный.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с. - Текст: непосредственный.
14. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В.Конышева.- Мн.: Тетра Системс, 2007. - 352 с. - Текст: непосредственный.
15. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика : развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. - Ростов н/Дону, 2002. - 256 с. - Текст: непосредственный.
16. Куприянов Б.В. Ролевая игра в загородном лагере: Методика проведения игровой тематической смены/ Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, Л. С. Ручко. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 263с. - Текст: непосредственный.
17. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста : учебное пособие : [16+] / авт.-сост. С.В. Мильситова ; Кемеровский государственный университет. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016. - 132 с. - Текст: непосредственный.
18. Мильруд, Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2007. - 256 с. - Текст: непосредственный.
19. Михеева, С.А. Школьное экономическое образование: методика об¬учения и воспитания : учебник для студентов педагогических высших учебных заведений : [16+] / С.А. Михеева. - Москва : Вита-Пресс, 2012. - 328 с. - Текст: непосредственный.
20. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 книгах / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2007. - Книга 2. Психология образования. - 609 с. - Текст: непосредственный.
21. Никитенко З.Н. Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку / З.Н. Никитенко - Текст: непосредственный // Иностр. яз. в шк.- 2008.- № 4.- С.16-21. - Текст: непосредственный.
22. Омарова С. К., Звижинский В. П., Суртубаев Д. Б. English language mobile learning // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 328-330. - Текст: непосредственный.
23. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 568 с. - Текст: непосредственный.
24. Педагогика : учебник / ред. П.И. Пидкасистый. - 5-е изд., допол. и перераб. - Москва : Педагогическое общество России, 2008. - 580 с. - Текст: непосредственный.
25. Романовская Е.А. Обучение младших школьников иноязычному связному высказыванию / Е.А.Романовская - Текст: непосредственный // Иностр. яз. в шк.- 2007.- № 3.- С.82-86. - Текст: непосредственный.
26. Скоробогатова, А.И. Методика развития речи : учебное пособие / А.И. Скоробогатова ; Институт экономики, управления и права (г. Казань), ф. Психологический, Кафедра педагогической психологии и педагогики. - Казань : Познание, 2014. - Текст: непосредственный.
27. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ, 2010. - 969 c. - Текст: непосредственный.
28. Стронин, М.Ф. Обучающие игр игры на уроках английского языка:
методическое пособие для учителя/ М.Ф. Стронин. - М.:
Просвещение, 2005. - Текст: непосредственный.
29. Урунтаева, Г. А. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте / Г. А. Урунтаева // Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. - М., 2009. - С. 64-85. - Текст: непосредственный.
30. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики: учеб. пособие / Л.В.Щерба; Филолог. фак. С.- Петерб. гос. ун-та.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Academia, 2003.- 150с. - Текст: непосредственный.
31. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества : Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника : метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 128 с. - Текст: непосредственный.