ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. 1 Теоретические основы по теме исследования 4
1.1 Роль комплекса ГТО в физкультурно - оздоровительном
движении России 4
1.2 Исторические аспекты развития ГТО в России 7
1.3 Характеристика норм комплекса ГТО 25
1.4 Психофизиологические характеристики младшего школьного
возраста 28
1.5 Анатомо-физиологические особенности детей младшего
школьного возраста 30
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1. Организация исследования 40
2.2. Методы исследования 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
3.1. Характеристика экспериментальной методики, направленной на развитие физических качеств у обучающихся 6-7 лет для сдачи норм ГТО 44
3.2. Анализ эффективности разработанной методики 48
ВЫВОДЫ 50
Библиографические источники 51
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития обучающихся школьного возраста.
За последние десятилетия состояние здоровья обучающихся резко ухудшилось, так как снизилась спортивная активность. Образ жизни детей и их семей стал малоподвижный. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, отсутствие полезных привычек).
Для того чтобы повысить уровень физической подготовленности, снизить число часто болеющих детей, увеличить количество детей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом необходимо значительно повысить эффективность системы физического воспитания обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является важной задачей правительства РФ. 24 марта 2014 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в нашей стране вводится Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для решения проблемы продвижения ценностей здорового образа жизни и укрепления здоровья детей. [16]
Актуальность развития физических качеств у обучающихся 6-7 лет для сдачи норм ГТО обуславливается тем, что в школьном возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего опорно - двигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка. Как известно, комплекс ГТО оказывает мотивацию на формирование и развитие физической силы и способностей.
Комплекс ГТО направлен на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, является основой системы физического воспитания и призван способствовать развитию массового физкультурного движения в стране.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс с обучающимися 6-7 лет для сдачи норм ГТО.
Предмет исследования: методика развития физических качеств у обучающихся 6-7 лет.
Цель исследования: разработать комплекс мероприятий для подготовки обучающихся 6-7 лет к сдаче норм ГТО
Гипотеза: предполагалось, что разработанная методика с использованием специальных комплексов упражнений и игровых заданий, улучшит развитие физических качеств у обучающихся 6-7 лет и позволит успешно сдать нормы ГТО.
В соответствии с целью и рабочей гипотезой в нашей работе решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме ГТО и развития физических качеств.
2. Разработать комплекс развития физических качеств и внедрить его в образовательный процесс.
3.Оценить эффективность применения комплекса упражнений развития физических качеств для сдачи норм ГТО.
1. Изучение специальной литературы и результаты наших исследований подтверждают мнение ученых о том, что на начальных этапах обучения в школе необходимо заложить фундамент физического развития человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.
2. В ходе исследования полученных результатов до эксперимента, были выявлены исходные показатели физического развития обучающихся, на основании этого была разработана и применена методика развития физических качеств.
3. В результате проведенного эксперимента произошли улучшения у мальчиков в контрольном упражнении «прыжок в длину с места» с 112,2 до 122,2 см., у девочек 110,5 до 117,5 см. В беге на 30 метров дети стали пробегать дистанцию на много лучше, чем до эксперимента. Средний результат у девочек стал -6,3 сек, у мальчиков -6,0 сек. В тесте «челночный бег» По тесту «наклон из положения стоя» средних показателей у девочек экспериментальной группы с 4,7 до 5,3 см. У мальчиков гибкость улучшилась с 4,0 до 4,8 см. Обработка результатов с помощью методов математической статистики показала, что достоверное улучшение выявлено в экспериментальной группе (Р <0,05).
4. Таким образом, исследование показателей развития физических качеств у младших школьников после эксперимента, выявило достоверные изменения, как у мальчиков, так и у девочек в показателях физического развития.
1. Давыдова С.А., Галеев А.Р., Синявский Н.И., Фурсов А.В. Д 13 Комплекс ГТО как основа физкультурно-оздоровительной и спортивномассовой работы в школе : учебно-методическое пособие / С.А. Давыдова, А.Р. Галеев, Н.И.Синявский, А.В. Фурсов. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2021. 68 с.
2. Комплекс ГТО как основа физического воспитания [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
https://akvobr.ru/kompleks gto kak osnova fozocheskogo vospitaniya.html
3. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно - спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): постановление от 11 июня 2014 г., № 540 / Правительство Российской Федерации// Администратор образования. - 2014. - № 14. - С. 22-26.
4. ВФСК ГТО [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https: //www.gto.ru
5. История ГТО [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://user. gto.ru/history
6. Гулидов, П.В. Комплекс ГТО: от советского периода до наших дней / П.В. Гулидов. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2014. - 137 с.
7. Возрождение ГТО [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/gto-proghramma-fizkul-turnoi-podghotovki-v-obshchi.html
8. Нормативыв ГТО [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://gto.ru/norms
9. Усов А.В. Совершенствование процесса обучения и развития двигательных качеств у учащихся I-IV классов на уроках физической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М. -2009.С. 29-33.
10. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст]/М. Н. Жуков. -М.-2010.- 300с.
11. Кожухова Н. Н. Теория и методика физического воспитания [Текст]/Л.А. Рыжкова, М. М. Борисова.-Москва: Владос. -2013. -271 с
12. Уваров В. А. Структура, содержание и нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Текст] / В. А. Уваров // Справочник заместителя директора школы. -2014. -С. 5-18.
13. Психофизиологические особенности детей 6-7 лет. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https: //www.ds220.ru/images/Gruppy/9 gr-raduga/osobennosti_detey _6_7_let.pdf
14. И.А. Галкина (канд. психол. наук) ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ Москва 2024.
15. Бардамов, Г. Б. Базовая подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО / Г. Б. Бардамов, А. Г. Шаргаев, С. В. Бадлуева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 144 с. — ISBN 978-5-507¬47127-0. — Текст.
16. ГТО в системе физического воспитания учащейся молодежи : учебное пособие / Е. А. Стеблецов, С. Н. Монастырев, В. П. Аксенов, И. И. Болдырев. — Воронеж : ВГПУ, 2022. — 136 с. — ISBN 978-5-00044-864-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/266858(дата обращения: 04.06.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
17. Лях, Владимир Иосифович. Физическая культура. 1-4 классы [Текст] : учебник / В. И. Лях. - 13-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 190 с. : ил.
18. Югова, Елена Анатольевна. Возрастная физиология и психофизиология: учебник / Е. А. Югова, Т. Ф. Турова. - М.: Академия, 2011. - 336 с. - (Бакалавриат)
19. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков; В.М. Богушас; О.В. Матыцин.- М.: Кронус, 2011.¬247 с.
20. Броненко В.А. Здоровье и физическая культура/ В.А. Броненко-М.: Альфа-М, 2013
21. Башта, Л. Ю. Теоретико-методические основы спортивно-оздоровительных занятий с детьми : учебное пособие / Л. Ю. Башта. — Омск : СибГУФК, 2019. — 108 с. — ISBN 978-5-91930-127-1
22. Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от
физиологических основ до практического применения : монография / О. Бар-Ор, Т. Роуланд;пер. с англ. И. Андреев. - Киев : Олимп. лит., 2009. - 528 с.
23. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное
пособие / Н. Ф. Лысова [и др.]. - Новосибирск: Сибирское
университетское издво, 2010. - 398 с. : ил. - (Университетская серия)