Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты глэмпинга 7
1.1 Сущность понятия экологический туризм, его особенности и виды 7
1.2 Глэмпинг - перспективное средство размещения для экологического
туризма 11
1.3 Обзор мирового и российского опыта развития глэмпинга 19
2 Анализ деятельности туристической базы «Балахтенька» 25
2.1 Краткая характеристика туристической фирмы «Полония» 25
2.2 Анализ деятельности туристической базы «Балахтенька» 27
2.3 Организация и методы исследования 35
3 Разработка рекомендаций по развитию глэмпинга для туристической фирмы
«Полония» 39
3.1 Анализ состояния глэмпинга в Красноярском крае 39
3.2 Анализ заинтересованности потребителей в посещении глэмпингов в
Красноярском крае 44
3.3 Практические рекомендации по развитию глэмпинга для туристической
фирмы «Полония» 60
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения А-В 77-84
В условиях современных реалий, вызванных последствиями мировой пандемии коронавирусной инфекции, а также политической нестабильности, происходят изменения в разных отраслях экономики, в том числе и в туризме. В связи с этим важными становятся вопросы поиска ресурсов и возможностей для развития внутреннего туризма. Одним из наиболее динамично развивающихся направлений является экологический туризм, который способствует восстановлению физических и духовных сил, а также укреплению здоровья в условиях уединения с природой. Сегодня отдых в диких природных местах пользуется большим спросом, однако большинство людей не готово отказываться от благ и цивилизации. Следовательно, становится популярным глэмпинг как перспективное средство размещения для экологического туризма, который подразумевает отдых на природе со всеми удобствами: наличие комфортных условий проживания и отельного обслуживания.
Красноярский край - один из крупнейших субъектов Российской Федерации, обладающий большим количеством природных ресурсов. На территории региона множество туристических фирм, занимающихся развитием внутреннего туризма, не исключение фирма «Полония». На протяжении 26 лет данная туристическая фирма разрабатывает уникальные туры по Красноярскому краю, также имеет собственную инфраструктуру, в том числе базу отдыха на Красноярском водохранилище, которую планируется обновить и создать на ее территории глэмпинг. Именно поэтому, мы предполагаем, что разработанные нами рекомендации в вопросе развития глэмпинга, помогут фирме в осуществлении данного вида отдыха, привлечении клиентов и ее продвижении на туристском рынке, как нового представителя этого направления.
Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что глэмпинг является популярным средством размещения для экологического туризма, а также в возможности его развития на территории Красноярского края, в том числе на базе отдыха «Балахтенька» туристической фирмы «Полония».
Объектом исследования в работе является глэмпинг как перспективное средство размещения для экологического туризма.
Предметом исследования - состояние глэмпинга на базе отдыха «Балахтенька» туристической фирмы «Полония».
Цель исследования - изучение и разработка практических рекомендаций по развитию глэмпинга для туристической фирмы «Полония».
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты понятия глэмпинг.
2. Выявить заинтересованность потребителей в посещении глэмпингов в Красноярском крае.
3. Дать характеристику состояния глэмпинга в Красноярском крае.
4. Проанализировать деятельность базы отдыха «Балахтенька» туристической фирмы «Полония».
5. Разработать практические рекомендации по развитию глэмпинга для туристической фирмы «Полония».
Методы исследования, применяемые в работе: анализ литературных, документальных и интернет источников; описание; интервьюирование (очная форма); анализ статистических данных; SWOT-анализ; метод сравнительного анализа; социологический опрос (анкетирование); обобщение и интерпретация полученных результатов.
Практическая значимость заключается в возможности внедрения практических рекомендаций туристической фирмой «Полония» на территории базы «Балахтенька» при ее обновлении и создании глэмпинга.
Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первом разделе работы были рассмотрены теоретические аспекты глэмпинга: раскрыта сущность понятий «экологический туризм» и «глэмпинг», рассмотрены основные принципы и виды, изучен опыт развития глэмпинга в мире и в России.
Во втором разделе отражена характеристика туристической фирмы «Полония», проведены интервьюирование, анализ статистических данных, SWOT-анализ деятельности базы отдыха «Балахтенька», а также приведены организация и методы исследования, использованные в ходе работы.
В третьем разделе на основе социологического исследования, характеристики состояния глэмпинга в Красноярском крае, а также анализа базы отдыха «Балахтенька» были разработаны практические рекомендации по развитию глэмпинга для туристической фирмы «Полония».
На основании проделанной работы мы можем сделать несколько выводов:
1) Во-первых, глэмпинг - это новое, перспективное средство размещения для экологического туризма, которое имеет широкое распространение в мире, а именно в Северной Америке, Европе и Африке. На территории нашей страны данный вид отдыха находится только на стадии формирования, однако, несмотря на это, его объекты размещения набирают популярность, и с каждым годом их количество увеличивается. Данная тенденция объясняется потребностью туристов в комфортном отдыхе на природе, а также необходимостью наших соотечественников организовывать свой отдых на территории регионов России в силу ряда ограничений на въезд в другие страны впоследствии мировой пандемии COVID-19.
Также в ходе нашей работы мы выяснили, что термин «экологический туризм», имеет большое количество определений, данных как российскими и зарубежными авторами, так и международными организациями, однако все они сводятся к тому, что это вид туризма, преимущественно в природные места с целью знакомства с территорией, без нанесения ей вреда. Кроме этого, нами изучено понятие «глэмпинг», которое обозначает отдых в диких природных местах в комфортабельных условиях с минимальным воздействием на окружающую среду.
Рассмотрены принципы глэмпинга: предоставление туристам широкого спектра услуг высококвалифицированным персоналом, уникальность и уединенность природной территории. Также изучены классификации, формы и отличительные черты данного отдыха, которые доказывают его соответствие экотуризму. К ним относятся: использование натуральных материалов при конструировании средств размещения и их мобильность, использование бесшумных генераторов или солнечных батарей при проведении электроэнергии, размещение минимального количества туристов на своей территории.
2) Во-вторых, для выявления осведомленности потребителей о глэмпинге, выявления к нему интереса, а также определения потребности в посещении глэмпингов в Красноярском крае, нами был проведен социологический опрос среди жителей Сибирского Федерального округа. В анкетировании приняло участие 384 человека в возрасте от 18 лет. В результате опроса было выявлено, что глэмпинг как направление туризма является известным, а также то, что у респондентов есть желание отправиться в путешествие с его использованием, в том числе организовать свой отдых на территории туристической базы «Балахтенька».
3) В-третьих, в ходе работы была дана характеристика состояния глэмпинга в Красноярском крае. На сегодняшний день в регионе действует всего один глэмпинг и существует четыре проекта по внедрению этого направления. Проведя исследование, мы выявили, что функционирующий глэмпинг частично соответствует принципам данного отдыха, а проекты практически не имеют полной и исчерпывающей информации о своей работе, что приводит к непониманию их целей и планов. Все это говорит о том, что глэмпинг как перспективное средство размещения для экологического туризма в Красноярском крае только зарождается, а это соответственно, говорит об отсутствии на туристском рынке конкуренции.
4) В-четвертых, нами была проанализирована деятельность базы отдыха «Балахтенька» туристической фирмы «Полония». Дана характеристика фирмы как туроператора в целом, а также рассмотрена территория базы отдыха и услуги, которые она предлагает туристам, проведено интервьюирование, изучена статистика туристского потока и проведен анализ ее внутренней среды - сильных и слабых сторон и внешней - возможностей и угроз. В результате чего было выяснено, что данная туристическая база имеет благоприятный имидж и предпосылки создания на ее территории глэмпинга, в том числе она уже начинает осуществлять свою деятельность в этом направлении.
5) В-пятых, на основе полученных ответов жителей Сибирского Федерального округа, характеристики рынка глэмпинга в Красноярском крае и анализа базы отдыха «Балахтенька», были разработаны практические рекомендации по развитию глэмпинга для туристической фирмы «Полония», представленные в виде таблице, и, по нашему мнению, способные решить ряд проблем при ее обновлении и создании на ее территории глэмпинга.
1. ГОСТ Р 56642-2015 Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования : национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2015 г. № 1562-ст: введен впервые : дата введения 2016-07-01 / разработан Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») при участии Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Российской Федерации. - Москва : Стандартинформ,
2020. - VIII, 9 с.
2. Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения Красноярского края по состоянию на 1 января 2021 года [Электронный ресурс] : приказ Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края от от 19 января 2021 года № 77-61-од // Красноярский край. Официальный интернет портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.zakon.krskstate.ru/ (дата обращения: 16.04.2022)
3. Безрукова, Н. Л. Глэмпинг: понятие, виды и перспективы развития в России / Н. Л. Безрукова // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2020. - № 2. - С. 28-37.
4. Богатырева, Д. С. Экологический туризм: компаративный анализ определений / Д. С. Богатырева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 78-83.
5. Вершинин, В. П. Особенности и перспективы развития глэмпинга в России / В. П. Вершинин // Наука и бизнес: пути развития. - 2021. - № 3. - С. 9295.
6. Дедок, В. М. Современное состояние и перспективы развития глэмпинга в мировой индустрии гостеприимства / В. М. Дедок // Современные тенденции развития туризма в мире. - 2018. - № 4. - С. 32-38.
7. Драчева, Е. Л. Глэмпинг как новая концепция отдыха и перспективы его развития в России / Е. Л. Драчева // Российские регионы: взгляд на будущее. -
2021. - № 2. - С. 69-83.
8. Иващенко, А. А. Особенности развития глэмпинг индустрии / А. А. Иващенко // Вестник индустрии гостеприимства. - 2021. - № 2. - С. 114-118.
9. Киреева, Ю. А. Глэмпинг как тренд современного туризма в России и за рубежом / Ю.А Киреева, Е.В. Коновалова, Л.Н. Амозова, И.В. Охотников // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2021. - № 11. - С. 44-49
10. Кравченко, Н. В. Комфортный отдых на природе / Н. В. Кравченко // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса. - 2021. - № 5. - С. 301-307.
11. Лебедева, Т. Е. Глэмпинг: мировой опыт, перспективы развития в России / Т. Е. Лебедева // Московский экономический журнал. - 2020. - № 4. - С. 680-686.
12. Лукичев, А. Б. Сущность устойчивого и экологического туризма / А. Б. Лукичев // Российский журнал экотуризма. - 2011. - № 1. - С. 3-6.
13. Мирошничеко, П. Н. Глэмпинг как сегмент туристского рынка / П. Н. Мирошничеко // Сетевой научный журнал. - 2020. - № 2. - С. 24-30.
14. Нгуен, Х. И. Современное состояние и перспективы развития глэмпинга в России / Х. И. Нгуен // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса.
• 2020. - № 2. - С. 100-106.
15. Пименова, Е. Л. Экологический туризм : учеб-метод. пособие / Е. Л. Пименова. - Ижевск : Удмуртский университет», 2012. - 78 с...55