Реферат 4
Введение 6
1 Литературный анализ 7
2 Системы впрыска топлива 13
2.1 Впрыск топлива 14
2.2 История развития систем питания двигателей 17
3 Электронная система управления бензиновым двигателем 39
3.1 Датчики 41
3.2 Электронный блок управления 48
4 Лямбда-регулирование 56
4.1 Каталитический нейтрализатор отработавших газов 56
4.2 Лямбда-регулирование 60
4.3 Датчик кислорода 60
4.3.1 Циркониевый кислородный датчик 61
4.3.2 Титановый кислородный датчик 63
4.3.3 Широкополосный датчик 64
5 Проблема процесса лямбда-регулирования 66
5.1 Предлагаемое решение проблемы 67
6 Токсичность отработавших газов бензинового двигателя 71
6.1 Характеристика вредных выбросов 71
6.2 Расчет вредных выбросов 73
Заключение 77
Список сокращений 78
Список использованных источников 79
Приложение А 80
Приложение Б 81
По данным отчета Министерства экологии Красноярского края за 2020 год [1] уровень загрязнения воздуха в крупных городах региона оценивается как высокий, и только в одном НП (Назарово) уровень загрязнения оценивается как низкий.
Большую роль в загрязнении воздуха играет автомобильный транспорт: в Красноярске за 2020 год вредные выбросы от передвижных источников составили 78 тыс. т - 42% от общей массы выбросов [1]. Поэтому проблема загазованности атмосферы актуальна в настоящее время.
Наиболее эффективным устройством для решения этой проблемы в бензиновых двигателях является каталитический нейтрализатор. Однако, эффективность его работы достигает 98% только при точном управлении составом топливно-воздушной смеси [2], которое может быть достигнуто лишь в процессе лямбда-регулирования. Процесс лямбда регулирования, осуществляемый в настоящее время, имеет недостаток: топливная коррекция не учитывает техническое состояние форсунок.
Это приводит к повышенному расходу топлива увеличению концентрации токсичных веществ в отработавших газах и, следовательно, к ухудшению экологичности автомобиля.
Автомобильный транспорт отрицательно влияет на экологию Земли. Об этом говорят данные отчетов различных экологических организаций. Подтверждает данный тезис и расчет, приведенный в этой работе.
Повышению экологичности автомобиля способствовало развитие систем питания двигателей: применение впрыска топлива; а также электронных систем управления, совмещающих функции управления смесеобразованием и зажиганием.
Экологические стандарты с каждым годом ограничивали токсичность отработавших газов все больше и больше. Концентрация вредных веществ должна быть в допустимых требованиями пределах. Для выполнения этой задачи стали применять каталитические нейтрализаторы ОГ и систему с обратной связью с целью контроля состава выхлопных газов. По результатам этого контроля ЭБУ изменяет длительность впрыска - процесс лямбда- регулирования.
Включение проверки форсунок в ныне существующий алгоритм лямбда- регулирования не только устранит недостаток этого процесса, но и позволит достичь следующих результатов:
• на основании проверки для каждой форсунки вводится свой коэффициент корректировки подачи топлива, что позволит проводить топливную коррекцию по датчику кислорода проходит с учетом технического состояния каждой форсунки;
• при высоком значении этого коэффициента выводится новый код неисправности, который будет сигнализировать о неисправности какой-либо форсунки;
• введение коэффициента для каждой форсунки приведет к уменьшению расхода топлива и снижению выбросов.
Проверка будет выполняться периодически: во время технического обслуживания (при стационарном положении автомобиля) или при движении - при больших значениях коэффициента долгосрочной корректировки
Таким образом, внедрение усовершенствованного алгоритма лямбда- регулирования позволит повысить топливную экономичность автомобиля, облегчит процесс диагностики технического состояния ТС, а главное - улучшение экологичности автомобиля.
1. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году» — Красноярск, 2021.;
2. Электрическое и электронное оборудование автомобилей. М Рэндалл. - СПб.: Альфамер Паблишинг, 2012. - 288 с.;
3. Росс Твег. Системы впрыска бензина. Устройство, обслуживание, ремонт: Практ. пособ. - М.: Издательство “За рулем”, 1999. - 144 с., ил.;
4. Иванов А. М., Солнцев А. Н,, Гаевский В. В. Основы конструкции современного автомобиля. - М. ООО “Издательство “За рулем”, 2012. - 336 с. : ил.;
5. Васильева Л. С. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб. для вузов. - М.: Наука-Пресс, 2003. - 421 с.;
6. Гроэ Х., Русс Г. Бензиновые и дизельные двигатели. Перевод с нем. РИА “GMM-пресс”. - М.: ООО “Издательство “За рулем”, 2013. - 272 с. : ил.;
7. История автомобилизации [Электронный ресурс] : учебное пособие : самост. учеб. электрон. изд. / Д. В. Логинова ; Сыкт. лесн. ин-т. - Электрон. дан. - Сыктывкар : СЛИ, 2013. - Режим доступа: http://lib.sfi.komi.com.;
8. Общие принципы работы системы управления инжекторного двигателя: метод. указания к выполнению практ. и лаб. работ / А.П. Панычев А.П. Пупышев А.И. Шкаленко. - Екатеринбург, 2013. - 32 с.;
9. Электронные системы впрыска автомобильных двигателей : практикум / П.П. Беспалько. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 96 с.;
10. Хернер А., Риль Х-Ю. Автомобильная электрика и электроника. Перевод с нем. РИА “GMM-пресс”. - М.: ООО “Издательство “За рулем”, 2013. - 624 с. : ил.;
11. ГОСТ 19.701-90. Схемы алгоритмов, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения. М., 2010. - 22 с.;
12. Экологические основы автомобильного транспорта: мет . ук. по
выполнению практ. и самостоятельных работ. / Сост.: Лагерев Р.Ю., Зедгенизов А.В. Иркутск: ИрГТУ, 2011. 32 с;
13. Аналитическое агентство АВТОСТАТ [Электронный ресурс] : пресс-релиз -
Средний пробег легковых автомобилей в России. - Режим доступа:
https://www.autostat.ru/news/39841/
14. Федеральная служба государственной статистики/ Население России и Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.fedstat.ru/indicator/31557;
15. Федеральная служба государственной статистики «РОССТАТ»/ Официальная статистика / Транспорт [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport;
16. СТАНДАРТ УНИВЕРСИТЕТА: Система менеджмента качества / Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности СТО 7.5-07-2021