Разработка методического обеспечения дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»
|
Реферат
ВВЕДЕНИЕ 7
1. Специфика дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение
дистанционных курсов» 10
1.1 Специфика дисциплины «Проектирование, организация и
сопровождение дистанционных курсов» 10
1.2 Педагогические технологии для дисциплины «Проектирование,
организация и сопровождение дистанционных курсов» 12
2. Обоснование и разработка методического обеспечения дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» .. 22
2.1 Обоснование и разработкаметодического обеспечения дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»22
2.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий по
дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» 23
2.3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса по
дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» 46
3 Экспертиза электронного обучающего курса «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» 66
3.1 Разработка программы экспертизы электронного курса «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»66
3.2 Анализ результатов экспертизы электронного курса «Проектирование,
организация и сопровождение дистанционных курсов» 68
Заключение 76
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 97
Экспертный лист оценок 115
ВВЕДЕНИЕ 7
1. Специфика дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение
дистанционных курсов» 10
1.1 Специфика дисциплины «Проектирование, организация и
сопровождение дистанционных курсов» 10
1.2 Педагогические технологии для дисциплины «Проектирование,
организация и сопровождение дистанционных курсов» 12
2. Обоснование и разработка методического обеспечения дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» .. 22
2.1 Обоснование и разработкаметодического обеспечения дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»22
2.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий по
дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» 23
2.3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса по
дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» 46
3 Экспертиза электронного обучающего курса «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» 66
3.1 Разработка программы экспертизы электронного курса «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»66
3.2 Анализ результатов экспертизы электронного курса «Проектирование,
организация и сопровождение дистанционных курсов» 68
Заключение 76
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 97
Экспертный лист оценок 115
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс
сопровождается определенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Информационные технологии призваны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов, наряду с развитием традиционных технологий разработки цифровых образовательных ресурсов.
При создании методического обеспечения в профессиональном творческом поиске находится каждый преподаватель, совершает свои педагогические открытия, стремится отобрать наиболее эффективные методы и приемы продуктивной деятельности, которые способствуют личностному развитию.
Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне.
Разработка и использование методического обеспечения в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся.
Практика показывает, что создание оптимального комплекса мультимедийного обеспечения образовательного процесса - весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеются различные подходы к разработке методического обеспечения учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания методического обеспечения. В настоящее время в педагогической науке проблеме разработки методического обеспечения посвящены многие исследования (Березовин Н. А., Алеева Ю.В., Новиков А. М. и другие). [1; 2; 3 ].
В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание педагогических программных средств, соответствующих стандартам нового поколения, развитие дистанционного обучения, разработка специального методического обеспечения, развитие информационных технологий управления образованием и т.д.
Данные задачи решаемы с помощью создания педагогических программных средств соответствующего уровня и профиля, так как для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия, на что направлено использование педагогических программных средств в любом направлении обучения и по любой дисциплине.
Для разработки методического обеспечения учебной деятельности студентов мы опирались на работы В.И. Загвезинского, Т.В.Габай, М.В. Гамезо [4; 5; 6]. Определение понятия образовательных электронных изданий и ресурсов предлагались в работах С.Б.Ступиной, Т.С.Панина и других исследователей. [7;8].
Несмотря на большое количество работ, посвященных использованию педагогических программных средств в учебном процессе, разработка вопросов организации данной работы в процессе обучения, на наш взгляд, представлена недостаточно. Разработка методического, информационнотехнологического и другого обеспечения, его внедрение в учебный процесс, особенно актуально для ВУЗов, в связи с тем, что именно на этом этапе происходит становление будущего специалиста.
В связи с этим, возникают противоречия между:
• необходимостью создания педагогических программных средств и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на подготовку преподавателей и учащихся к подобной деятельности;
• необходимостью совершенствовать процесс обучения на основе использования педагогических программных средств и отсутствием разработанного подобного обеспечения данного процесса.
Возникает проблема необходимости разработки и внедрения соответствующего программного средства, использующего инновационные технологии обучения в учебный процесс.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов», методических подходов к созданию электронных учебно-методических комплексов и их эффективном применении в учебном процессе.
Цель: обосновать, разработать и апробировать в учебном процессе методическое обеспечение дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» для СПО.
Объект: процесс обучения по дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» в СПО.
Предмет: методическое обеспечение дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» для СПО.
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1. Раскрыть специфику дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов».
2. Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3. Выявить теоретические основы разработки методического обеспечения дисциплины.
4. Разработать методическое обеспечение и электронный обучающий курс дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов».
5. Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» в учебном процессе среднего профессионального образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс
сопровождается определенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Информационные технологии призваны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов, наряду с развитием традиционных технологий разработки цифровых образовательных ресурсов.
При создании методического обеспечения в профессиональном творческом поиске находится каждый преподаватель, совершает свои педагогические открытия, стремится отобрать наиболее эффективные методы и приемы продуктивной деятельности, которые способствуют личностному развитию.
Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне.
Разработка и использование методического обеспечения в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся.
Практика показывает, что создание оптимального комплекса мультимедийного обеспечения образовательного процесса - весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеются различные подходы к разработке методического обеспечения учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания методического обеспечения. В настоящее время в педагогической науке проблеме разработки методического обеспечения посвящены многие исследования (Березовин Н. А., Алеева Ю.В., Новиков А. М. и другие). [1; 2; 3 ].
В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание педагогических программных средств, соответствующих стандартам нового поколения, развитие дистанционного обучения, разработка специального методического обеспечения, развитие информационных технологий управления образованием и т.д.
Данные задачи решаемы с помощью создания педагогических программных средств соответствующего уровня и профиля, так как для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия, на что направлено использование педагогических программных средств в любом направлении обучения и по любой дисциплине.
Для разработки методического обеспечения учебной деятельности студентов мы опирались на работы В.И. Загвезинского, Т.В.Габай, М.В. Гамезо [4; 5; 6]. Определение понятия образовательных электронных изданий и ресурсов предлагались в работах С.Б.Ступиной, Т.С.Панина и других исследователей. [7;8].
Несмотря на большое количество работ, посвященных использованию педагогических программных средств в учебном процессе, разработка вопросов организации данной работы в процессе обучения, на наш взгляд, представлена недостаточно. Разработка методического, информационнотехнологического и другого обеспечения, его внедрение в учебный процесс, особенно актуально для ВУЗов, в связи с тем, что именно на этом этапе происходит становление будущего специалиста.
В связи с этим, возникают противоречия между:
• необходимостью создания педагогических программных средств и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на подготовку преподавателей и учащихся к подобной деятельности;
• необходимостью совершенствовать процесс обучения на основе использования педагогических программных средств и отсутствием разработанного подобного обеспечения данного процесса.
Возникает проблема необходимости разработки и внедрения соответствующего программного средства, использующего инновационные технологии обучения в учебный процесс.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов», методических подходов к созданию электронных учебно-методических комплексов и их эффективном применении в учебном процессе.
Цель: обосновать, разработать и апробировать в учебном процессе методическое обеспечение дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» для СПО.
Объект: процесс обучения по дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» в СПО.
Предмет: методическое обеспечение дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» для СПО.
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1. Раскрыть специфику дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов».
2. Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3. Выявить теоретические основы разработки методического обеспечения дисциплины.
4. Разработать методическое обеспечение и электронный обучающий курс дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов».
5. Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» в учебном процессе среднего профессионального образования.
Основная задача СПО заключается в формировании конкурентоспособной личности специалиста, готовой к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Для решения данной задачи невозможно использование только традиционной тактики обучения, необходимы методы активного обучения.
Таким образом, современный процесс обучения, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации, требует существенного расширения средств обучения.
В результате выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи.
При решении первой задачи, была раскрыта специфика дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов». Специфика заключается в содержании дисциплины, в её цели и задачах, в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, в формируемых компетенциях.
Целью дисциплины является ознакомление с методикой проведения дистанционного обучения, получение навыка самостоятельно разрабатывать курс по дистанционному обучению.
Целью преподавания является развитие профессиональной компетенции студентов в области проектирования, организации и сопровождения дистанционных курсов.
Следующей задачей заключалась в определении педагогических технологий для преподавания дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»
Под педагогической технологией вслед за Г.К. Селевко понимаем воспроизводимый комплекс мер, направленный на достижение определенного гарантированного результата, в данном случае-получение педагогического продукта с заданными свойствами, с соблюдением требований количества и качества в определенных пространственновременных условиях.
Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» и классификацию педагогических технологий по Селевко Г.К., пришли к выводу, что в процессе преподавания дисциплины целесообразным будет применение таких технологий как: проблемная технология, проектная и информационная технология обучения.
Отвечая на третью задачу, мы установили, что методическое обеспечение - сложный процесс, включающий прогнозирование потребностей, разработку методической продукции и ее применение. Исходя из образовательных потребностей и запросов обучающихся, методическое обеспечение включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
На основании ФГОС и учебного плана была разработана рабочая программа по дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» представленная в приложении А.
При решении следующей задачи мы разработали методическое обеспечение лекционных и практических заданий, а также электронный курс «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»
Методика проведения лекционных занятий основана на использовании следующих типов лекций: вводная лекция, лекция-беседа, традиционная и информационная лекция.
Методика проведения практических занятий основана на использовании: проблемной технологии, информационной и проектной технологии обучения.
При создании электронного курса были учтены следующие принципы разработки педагогических программных средств: учет психофизиологических особенностей обучаемых, психологическая и педагогическая эргономичность, учет технических возможностей, функциональная полнота, приоритетность стратегии обучения, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения, принцип модульности построения.
В ходе решения пятой задачи, нами была проведена экспертная оценка ЭОК «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов».
Результаты экспертизы доказывают, что электронный курс разработан в соответствии с принципами разработки педагогических программных средств, что может свидетельствовать о педагогической обоснованности его применения в процессе преподавания.
Таким образом, задачи исследования были решены, поставленная цель цель была достигнута.
Таким образом, современный процесс обучения, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации, требует существенного расширения средств обучения.
В результате выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи.
При решении первой задачи, была раскрыта специфика дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов». Специфика заключается в содержании дисциплины, в её цели и задачах, в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, в формируемых компетенциях.
Целью дисциплины является ознакомление с методикой проведения дистанционного обучения, получение навыка самостоятельно разрабатывать курс по дистанционному обучению.
Целью преподавания является развитие профессиональной компетенции студентов в области проектирования, организации и сопровождения дистанционных курсов.
Следующей задачей заключалась в определении педагогических технологий для преподавания дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»
Под педагогической технологией вслед за Г.К. Селевко понимаем воспроизводимый комплекс мер, направленный на достижение определенного гарантированного результата, в данном случае-получение педагогического продукта с заданными свойствами, с соблюдением требований количества и качества в определенных пространственновременных условиях.
Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» и классификацию педагогических технологий по Селевко Г.К., пришли к выводу, что в процессе преподавания дисциплины целесообразным будет применение таких технологий как: проблемная технология, проектная и информационная технология обучения.
Отвечая на третью задачу, мы установили, что методическое обеспечение - сложный процесс, включающий прогнозирование потребностей, разработку методической продукции и ее применение. Исходя из образовательных потребностей и запросов обучающихся, методическое обеспечение включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
На основании ФГОС и учебного плана была разработана рабочая программа по дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» представленная в приложении А.
При решении следующей задачи мы разработали методическое обеспечение лекционных и практических заданий, а также электронный курс «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»
Методика проведения лекционных занятий основана на использовании следующих типов лекций: вводная лекция, лекция-беседа, традиционная и информационная лекция.
Методика проведения практических занятий основана на использовании: проблемной технологии, информационной и проектной технологии обучения.
При создании электронного курса были учтены следующие принципы разработки педагогических программных средств: учет психофизиологических особенностей обучаемых, психологическая и педагогическая эргономичность, учет технических возможностей, функциональная полнота, приоритетность стратегии обучения, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения, принцип модульности построения.
В ходе решения пятой задачи, нами была проведена экспертная оценка ЭОК «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов».
Результаты экспертизы доказывают, что электронный курс разработан в соответствии с принципами разработки педагогических программных средств, что может свидетельствовать о педагогической обоснованности его применения в процессе преподавания.
Таким образом, задачи исследования были решены, поставленная цель цель была достигнута.
Подобные работы
- Методическое обеспечение дисциплины «Педагогическое применение мультимедиа», реализуемой дистанционными образовательными технологиями
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ
К РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА БАЗЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
(на примере направления «Математическое обеспечение
и администрирование информационных систем»)
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5940 р. Год сдачи: 2018 - Исследование возможностей в системе дистанционного обучения Moodle
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ШКОЛЫ И ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ ВИДЕОЛЕКЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КУРСОВ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Исследование возможностей в системе дистанционного
обучения Moodle
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЬЮТЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018 - ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА»
Дипломные работы, ВКР, информационная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Методическое обеспечение занятий по разделу «Безопасность дорожного движения» для обучающихся профессиональных образовательных учреждений
Бакалаврская работа, технологические процессы ТО, ремонта и диагностики автомобилей. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





