Реферат
ВВЕДЕНИЕ 7
1. Специфика дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение
дистанционных курсов» 10
1.1 Специфика дисциплины «Проектирование, организация и
сопровождение дистанционных курсов» 10
1.2 Педагогические технологии для дисциплины «Проектирование,
организация и сопровождение дистанционных курсов» 12
2. Обоснование и разработка методического обеспечения дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» .. 22
2.1 Обоснование и разработкаметодического обеспечения дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»22
2.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий по
дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» 23
2.3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса по
дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» 46
3 Экспертиза электронного обучающего курса «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» 66
3.1 Разработка программы экспертизы электронного курса «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»66
3.2 Анализ результатов экспертизы электронного курса «Проектирование,
организация и сопровождение дистанционных курсов» 68
Заключение 76
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 97
Экспертный лист оценок 115
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс
сопровождается определенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Информационные технологии призваны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов, наряду с развитием традиционных технологий разработки цифровых образовательных ресурсов.
При создании методического обеспечения в профессиональном творческом поиске находится каждый преподаватель, совершает свои педагогические открытия, стремится отобрать наиболее эффективные методы и приемы продуктивной деятельности, которые способствуют личностному развитию.
Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне.
Разработка и использование методического обеспечения в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся.
Практика показывает, что создание оптимального комплекса мультимедийного обеспечения образовательного процесса - весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеются различные подходы к разработке методического обеспечения учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания методического обеспечения. В настоящее время в педагогической науке проблеме разработки методического обеспечения посвящены многие исследования (Березовин Н. А., Алеева Ю.В., Новиков А. М. и другие). [1; 2; 3 ].
В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание педагогических программных средств, соответствующих стандартам нового поколения, развитие дистанционного обучения, разработка специального методического обеспечения, развитие информационных технологий управления образованием и т.д.
Данные задачи решаемы с помощью создания педагогических программных средств соответствующего уровня и профиля, так как для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия, на что направлено использование педагогических программных средств в любом направлении обучения и по любой дисциплине.
Для разработки методического обеспечения учебной деятельности студентов мы опирались на работы В.И. Загвезинского, Т.В.Габай, М.В. Гамезо [4; 5; 6]. Определение понятия образовательных электронных изданий и ресурсов предлагались в работах С.Б.Ступиной, Т.С.Панина и других исследователей. [7;8].
Несмотря на большое количество работ, посвященных использованию педагогических программных средств в учебном процессе, разработка вопросов организации данной работы в процессе обучения, на наш взгляд, представлена недостаточно. Разработка методического, информационнотехнологического и другого обеспечения, его внедрение в учебный процесс, особенно актуально для ВУЗов, в связи с тем, что именно на этом этапе происходит становление будущего специалиста.
В связи с этим, возникают противоречия между:
• необходимостью создания педагогических программных средств и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на подготовку преподавателей и учащихся к подобной деятельности;
• необходимостью совершенствовать процесс обучения на основе использования педагогических программных средств и отсутствием разработанного подобного обеспечения данного процесса.
Возникает проблема необходимости разработки и внедрения соответствующего программного средства, использующего инновационные технологии обучения в учебный процесс.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов», методических подходов к созданию электронных учебно-методических комплексов и их эффективном применении в учебном процессе.
Цель: обосновать, разработать и апробировать в учебном процессе методическое обеспечение дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» для СПО.
Объект: процесс обучения по дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» в СПО.
Предмет: методическое обеспечение дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» для СПО.
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1. Раскрыть специфику дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов».
2. Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3. Выявить теоретические основы разработки методического обеспечения дисциплины.
4. Разработать методическое обеспечение и электронный обучающий курс дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов».
5. Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» в учебном процессе среднего профессионального образования.
Основная задача СПО заключается в формировании конкурентоспособной личности специалиста, готовой к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Для решения данной задачи невозможно использование только традиционной тактики обучения, необходимы методы активного обучения.
Таким образом, современный процесс обучения, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации, требует существенного расширения средств обучения.
В результате выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи.
При решении первой задачи, была раскрыта специфика дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов». Специфика заключается в содержании дисциплины, в её цели и задачах, в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, в формируемых компетенциях.
Целью дисциплины является ознакомление с методикой проведения дистанционного обучения, получение навыка самостоятельно разрабатывать курс по дистанционному обучению.
Целью преподавания является развитие профессиональной компетенции студентов в области проектирования, организации и сопровождения дистанционных курсов.
Следующей задачей заключалась в определении педагогических технологий для преподавания дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»
Под педагогической технологией вслед за Г.К. Селевко понимаем воспроизводимый комплекс мер, направленный на достижение определенного гарантированного результата, в данном случае-получение педагогического продукта с заданными свойствами, с соблюдением требований количества и качества в определенных пространственновременных условиях.
Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» и классификацию педагогических технологий по Селевко Г.К., пришли к выводу, что в процессе преподавания дисциплины целесообразным будет применение таких технологий как: проблемная технология, проектная и информационная технология обучения.
Отвечая на третью задачу, мы установили, что методическое обеспечение - сложный процесс, включающий прогнозирование потребностей, разработку методической продукции и ее применение. Исходя из образовательных потребностей и запросов обучающихся, методическое обеспечение включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
На основании ФГОС и учебного плана была разработана рабочая программа по дисциплине «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов» представленная в приложении А.
При решении следующей задачи мы разработали методическое обеспечение лекционных и практических заданий, а также электронный курс «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов»
Методика проведения лекционных занятий основана на использовании следующих типов лекций: вводная лекция, лекция-беседа, традиционная и информационная лекция.
Методика проведения практических занятий основана на использовании: проблемной технологии, информационной и проектной технологии обучения.
При создании электронного курса были учтены следующие принципы разработки педагогических программных средств: учет психофизиологических особенностей обучаемых, психологическая и педагогическая эргономичность, учет технических возможностей, функциональная полнота, приоритетность стратегии обучения, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения, принцип модульности построения.
В ходе решения пятой задачи, нами была проведена экспертная оценка ЭОК «Проектирование, организация и сопровождение дистанционных курсов».
Результаты экспертизы доказывают, что электронный курс разработан в соответствии с принципами разработки педагогических программных средств, что может свидетельствовать о педагогической обоснованности его применения в процессе преподавания.
Таким образом, задачи исследования были решены, поставленная цель цель была достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 профессиональное обучение (по отраслям)
2. Березовин, Н. А. Педагогика высшей школы: теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.-метод, пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч / Н. А. Березовин, О. Л. Жук, Н. А. Цырельчук. -Минск: МГВРК, 2015. - 285с.
3. Алеева, Ю. В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов. Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. - 2014. - 314 с.
4. Новиков, А. М. О предмете педагогики / Педагогика: А. М. Новиков. - М.: 2014. - 8-15 с.
5. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: Профессионализм педагога/ В. И. Загвязинский. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2014. - 85с.
6. Габай, Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Т.В. Габай. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. - 240 с.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - 2-е изд. Педагогическое общество России.- М:, 2014. - 212 с.
8. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С.П. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 52 с.
9. Панина, Т. С. Современные способы обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной - М.: Академия, 2011. - 126с.
10. Энциклопедия профессионального образования [Текст]. - Т 2. - М.: Российская академия образования Ассоциация «Профессиональное образование», 20014. С. 383
11. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко / под ред. Галимова Р.А. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Сфера, 2013. - 296 с.
12. Борцовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие/ Н.В. Борцовская, А.А.Реан. - СПб.:Питер, 2013. - с.141 - 150.
13. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/А.С. Роботова, Т.В.Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Изд. Центр «Академия», 2015. - Гл. 1.
14. Селевко Г.К. Воспитание технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2013. 320 с.
15. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. -Рига Эксперимент, 2013 г. - С.-478....45