ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты налоговой системы России 5
1.1 История становления налоговой системы в России 5
1.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой
системы РФ 8
1.3 Классификация налогов как основных элементов налоговой системы 19
2 Анализ текущего состояния налоговой системы России 26
2.1 Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ в 2018-2020 гг 26
2.2Характеристика основных направлений налоговой политики на 2022
2024 гг 34
3 Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 39
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ 39
3.2 Направления совершенствования налоговой системы РФ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Налоговая система является составляющей экономических отношении в обществе с момента происхождения страны. Преображение налоговой системы напрямую зависит от развития и изменения форм муниципального устройства. В нашем современном цивилизованном сообществе налоги главная форма доходов страны.
Налоговая система — является важнейшим элементом рыночных отношений и во многом от нее зависит успех экономических преобразований в стране.
Без сомнения, идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, создающей научный и производственный потенциал.
Налоговая система должна напрямую влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения и в то же время способствовать развитию предпринимательства.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретает усвоение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а также их научная систематизация.
Целью бакалаврской работы является выявление проблем функционирования налоговой системы Российской Федерации и нахождение путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо:
1) изучить понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы;
2) проанализировать современное состояние налоговой системы РФ и оценить ее эффективность;
3) предложить шаги по совершенствованию налоговой системы и налоговой политики в целом.
Объектом исследования является налоговая система РФ. Предметом изучения в работе являются отношения в сфере функционирования налоговой системы РФ.
Состояние научного знания по исследуемой теме на текущий период является очень актуальным. Данная тема на сегодняшний день подробно изучается молодым ученым Полуниным С.К., доктором экономических наук, Боташевой Ф.А., Мороз В.В. и т.д.
Основой нормативно-правовой базы исследования являются научные статьи, нормативные и методические документы Министерства по налогам и сборам РФ, статистические данные Госкомстата РФ, законы, относящиеся к данной теме, а также методологической и информационной базой исследования являются фактические материалы, полученные в ходе изучения практики налогообложения в Российской Федерации.
В работе используется основной общеэкономический системный метод исследования, а также специальные инструменты, такие как: статистический и сравнительный анализ.
Работа состоит из введения, трёх основных глав, заключения и списка источников информации.
В настоящее время, существующая в России налоговая система нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которой состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из
государственного бюджета субъектов РФ, которые нуждаются в финансирование социальных расходов и дотациях. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.
Рассмотрев и проанализировав современное состояние налоговой системы Российской Федерации, можно сделать выводы:
• обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны;
• налоговая система Российской Федерации должна идти своим путем, т.е. опираться на зарубежный опыт и в то же время следовать своим особенностям и традициям;
• при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию «белых пятен» в налоговом законодательстве РФ.
В целом в налоговой политике приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, а акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
Плохая экономическая ситуация и резкий рост дефицита региональных бюджетов и стали причинами поиска новых источников на поддержание социальных расходов.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)- основная ставка НДФЛ с 13 до 15%.
Налог на добавленную стоимость (НДС) с 2022 года: основная ставка НДС 20%.
Повышение НДС до 20% и НДФЛ до 15%, даст в федеральный и региональный бюджеты соответственно 0,6 трлн. и 0,5 трлн. рублей.
Налог на прибыль на 2022г. составляет 20%.
Налог на имущество и недвижимость повысился, а также включен налог на землю, он рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов. Во многих случаях, кадастровая стоимость зданий и помещений в разы превышает балансовую. Поэтому эксперты и деловые организации ожидают кратного роста налоговой нагрузки на владельцев таких объектов.
С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества.
Региональный налог продаж со ставкой 3% -5%. Налог с продаж должен стать главным инструментом решения проблемы дефицита региональных бюджетов.
В отличие от НДС налог с продаж независимо взимается со всей добавленной стоимости сразу при реализации товара или услуги конечному потребителю.
В страховые взносы в фонд обязательного медстрахования (ФОМС) Минфин предлагает отчислять 5,1% с любых зарплат, а не только с не превышающих 625 тыс. рублей в год (52 тыс. рублей в месяц). Это увеличит поступления в ФОМС примерно на 200 млрд. рублей.
Минфин в «Основных направлениях налоговой политики на 2022» предлагает региональным и местным властям установление новых льгот.
Минэкономразвития предлагает расширить перечень видов деятельности, при которых возможно применение УСН. Для остальных видов деятельности за счёт такой меры возможно возвращение права не платить налог на имущество.
ЦБ борется с инфляцией, а Минфин повысит цены введением налогов с продаж.
Налоговые новации вытолкнут в тень даже законопослушных граждан. Потому что за очередную фискальную новацию в таком виде заплатят представители среднего класса и бедные.
Помимо этого, предлагаемые меры сохраняют и даже усиливают социально несправедливую систему налогообложения. Хотя есть способ избежать такой обиды, если каждый гражданин будет вносить посильный и справедливый вклад в пополнение казны. В развитых странах действует прогрессивная шкала налогообложения, в основе которой принцип: богатые платят больше, а бедные меньше (или не платят вовсе).
Налоговая система выступает главным важным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система Российской Федерации была адаптирована к новым общественным отношениям.
1. Брызгалин Л. В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие// Налоговый вестник. - 2016. - №1. - С. 29.
2. Галяутдинов Р. Р. Налоговая система России: понятие, структура и уровни
налогов // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL:
http://galyautdinov.ru/post/nalogovaya-sistema-rossii
3. Глущенко Я. С., Егорова М. С. Цели и задачи реформирования налоговой системы РФ // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/archive/91/20135.
4. Гурвич Е., Суслина А. Российская налоговая система - общие и особенные черты // Налоги. - 2015.
5. Информация Минфина России от 30 сентября 2021 г. "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно -тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
6. Кучеров И. И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2015. N 4. - С.23-25.
7. Малис Н. И. «Снижение бремени как приоритет налоговой политики»// журнал "Финансы" № 6, 2017 г. - N 10. - С.55-61.
8. НалоговыйкодексРоссийскойФедерации.Ч.1и2.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года с изменениями, внесенными Федеральными законами от 24.07.2007 № 198-ФЗ.
10. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И.В. Горского. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 287 с.
11. Налоговая система РФ: учебник для бакалавров/под ред. С. К. Полухин.- М. : Издательство Юрайт, 2016.
12. Налоги и налогообложение: учеб. Для вузов/под ред. И. А. Майбурова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 655 с.
13. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: www.minfin.ru
14. Пансков В. Г. Проблемы и перспективы развития современной налоговой системы // Финансы. - 2017. - N 9. - С.34-37.
15. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров: углубленный курс - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. с. 24....24