Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образовательный квест как средство адаптации первокурсников к социокультурной среде ВУЗа

Работа №150158

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение: 3
Глава 1. Теоретические предпосылки проблемы адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза 7
1.1 Особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза 7
1.2. Педагогическая технология «квест» как средство адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза 19
Глава 2. Образовательныйквест «Социокультурная среда Сибирского федерального университета» 28
2.2 Разработка квеста, направленного на адаптацию первокурсников к
социокультурной жизни ВУЗа 28
2.2 Экспертная оценка квеста 39
Список литературы: 39
Приложение 1 52
Приложение 2 55

Социально-экономические' преобразования, накопление новых' знаний в различных' отраслях науки, стремительная' информатизация общества- все' это породило новые требования к человеку: не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней.
Одной из важнейших психологических задач является активная работа со студентами' первого курса, направленная' на успешную адаптацию' к новой системе обучения, социально-культурным отношениям, социальной роли студента' в целом.
Адаптация' студента первокурсника- элемент' процесса социализации н его главный механизм.'
В этот период' заканчивается формирование фундамента' личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие этажи. Осознание своего Я происходит как «отвоевание» своего места в конкретном пространстве, что нередко сопровождается переживанием кризиса и поиска смысла жизни.
Проблема адаптации обучающихся рассматривалась такими исследователями, как Е.В. Осипчукова, Л.В. Лидак, Г.П. Шолохова, И.В. Чикова. Адаптация обучающихся подразумевает не только приспособление к программе и условиям обучения, но и социокультурной среде образовательного учреждения.' Особенности социокультурной среды' раскрыты в работах Ю.В. Жигульской, Е.А. Бурдуковской, Д.А. Клековкина.
Однако обзор теоретических источников не даёт однозначного ответа о наиболее оптимальных средствах адаптации студентов первого года обучения К' социокультурной среде вуза.' Поэтому проблемой исследования' является поиск средств адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.'
Цель исследования: обосновать,' разработать и апробировать' квест для адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.
Объект исследования: процесс адаптации первокурсников к социокультурной' среде вуза.
Предмет исследования: средства сопровождения' адаптации
первокурсников к социокультурной среде вуза.'
Задачи исследования:
• Исследовать теоретические' предпосылки адаптации первокурсников' к социокультурной среде' вуза.
• Выявить особенности адаптации первокурсников к социокультурной' среде вуза .
• Разработать квест для адаптации первокурсников' к социокультурной среде вуза.
• Произвести пробы разработанного' квеста для адаптации' первокурсников к социокультурной среде вуза.
• Оценить результативность квеста как средства адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза'
Методы:
Для решения поставленных задач необходимо использовать такие методы,' как:
• Теоретические
1. Сравнительный анализ - для того, чтобы понимать различия и общее между ведением деятельности, направленной на включение в культурно-предметную среду вуза первокурсников В' различных учебных заведениях.'
2. Изучение и анализ литературы - для того, чтобы изучить существующие методы' по включению первокурсников' в социально­культурную среду вуза
3. Синтез - для того, чтобы создать целостный квест, охватывающий различные' аспекты данной деятельности.'
4. Классификация - для того, чтобы обеспечить вариативность в созданномквесте.
• Эмпирические :
1. Наблюдение - для того,' чтобы все элементы' действующей системы по включению первокурсников в социокультурную среду вуза были замечены.
2. Беседа - для сбора информации, как со студентами, так и с теми, кто занимается деятельностью по включению первокурсников в социально­культурную ' среду вуза.
3. Опрос - для' сбора различных мнений' и выявления субъективных,' и объективных данных.'
4. Моделирование - в данном случаем мысленное, служит для представления полной картины возможной программы.
Гипотеза: процесс сопровождения адаптации' первокурсников к социокультурной среде вуза будет проходить более результативно, если образовательный квест будет:
- обеспечивать игровое взаимодействие первокурсников при решении исследовательских задач, направленных на сбор и анализ информации о социокультурной среде университета
- опираться на мобильные технологии (QR-кодирование, сервисы интерактивных онлайн-карт);

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования был проведен анализ научно - педагогической литературы, который показал, что на сегодняшний день, одна из проблем в педагогике - это проблема адаптации первокурсников к социокультурной жизни ВУЗа, так как после процесса адаптации может осуществляться усвоение содержания обучения.'
Анализ научно - педагогической литературы позволил определить такие понятия как «социально-культурная среда», «адаптация, а также «квест».
Основными результатами курсовой' работы являются:
1. Выявленный особенности социокультурной среды, в которой способна случиться' адаптация первокурсников.
2.Определенные особенности' образовательного квеста для' адаптации первокурсников к социокультурной жизни ВУЗа?
3. Разработан квест, как способ адаптации первокурсников' к социокультурной среде ВУЗа.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы: для того, чтобы процесс сопровождения адаптации первокурсников к социокультурной' среде вуза проходил' результативно, необходимо соблюсти следующие условия:
• включить задания, направленные на сбор и анализ информации про систему' внеурочной деятельности университета;'
• дать возможность наблюдать и проверять информацию о режиме работы' мест общего пользования;'
-Организовать игровое взаимодействие первокурсников при решении познавательных' задач;


1. Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. - Москва : Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
2. Адаптация [Электронный ресурс] - Википедия.' Свободная
энциклопедия - Режим' доступа: https://ru.wikipedia.org.
3. Актуальные' проблемы возрастной психологии' [Электронный ресурс] :
Возрастная психология' - 2009. - Режим доступа:
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/166-vozrastnaya- psixologiya/1513?start=6'
4. Александровский, Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: пограничные нервно-психические расстройства : учебное пособие /Ю.А. Александровский.'- Москва : Наука, 1976. - 269 с.'
5. Арендачук, И.В. Образовательная' среда вуза как фактор психолого­педагогических рисков / И.В. Арендачук [Электронный ресурс]. - Режим доступа? www.sgu.ru/files/nodes/77385/Arendachuk.pdf
6. Баевский, Р. М. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемы оценки адаптационно-приспособительной деятельности' организма/ Р. М. Баевский // Кибернетические аспекты адаптации системы «человек среда».'М., 1975.- С. 28.
7. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека : учебное пособие / Ф. Б. Березин. - Л., 1988. - 270 с.
8. Бестужев -Лада, И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И. В. Бестужев-Лада. - Москва : Политиздат,' 2004. - 207 с.
9. Булычева, Т.В? Формирование адаптивной образовательной' среды высшей школы: условия развития адаптивных ресурсов личности студента: монография. / Т.В. Булычева, Х.Р. Кадырова, Т.А. Челнокова. Казань: Изд-во Казан.гос. техн. ун-та, 2011. -175с.
Ю.Бурдуковская, Е.А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.А. Бурдуковская. Благовещенск, 2004. - 200с.
И.Вайсбург, А.В. Оптимизация вузовского этапа профессиональной социализации современных российских социологов / А.В. Вайсбург // Вестник Нижегородского' университета им. Н.И/ Лобачевского. Серия: Социальные' науки. - 2011. - № 1. - С.17-22.
12. Власова,' Т.А. Социально-психологическая адаптация' студентов младших курсов к условиям обучения в вузе / Т.А. Власова // Вестник ЧГПУ- 2009. - №1(1). -С.13-22.
13. Демкина, Е.В. Социокультурная' воспитывающая среда вуза' как условие профессионального' становления личности будущего' специалиста / Е.В. Демкина' // Вестник Адыгейского государственного' университета. Серия 3: Педагогика' и психология. - 2008. - № 7. - С.45­51.'
14. Дикая, Л. Г. Проблемность в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа : учебное пособие / Л. Г. Дикая. - Москва,' 1999. - 358 с.
15. Дубровин, Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения.' Диссертация на соискание' ученой степени кандидата' психологических наук / Д.Н/ Дубровин - Москва, 2005. -135с.....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ