ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «РОЛЕВАЯ ИГРА» 6
1.1. Игровая деятельность, понятие «ролевая игра» 6
1.2. Компоненты ролевой игры 9
1.3. Принципы распределения игровых ролей 11
1.4. Виды ролевой игры 15
1.5. Ролевые игры в обучении иностранному языку 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 21
2.1. Понятие термина «диалог» 21
2.2. Выработка диалогических умений 25
2.3. Учет психических особенностей развития детей при обучении диалогической речи 30
2.4. Этапы обучения диалогической речи 32
2.5. Подходы к обучению диалогической речи 38
2.6. Условия развития диалогической речи 40
Выводы по второй главе 40
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 41
3.1. Констатирующий эксперимент 41
3.2. Формирующий эксперимент 44
3.3. Контрольный эксперимент 45
Выводы по третьей главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
На сегодняшний день одной из самых важных задач, стоящих перед современной школой является обучение общению на иностранном языке. Так как в рамках коммуникации язык предстает в своей естественной функции, не что иное, как коммуникативно-ориентированное обучение служит гарантией усвоения языка.
Ведущей целью в предметном разделе "Иностранный язык" является совершенствование коммуникативных навыков, выработанных на базе языковых знаний, способности осуществлять диалог в стандартизированных обстоятельствах в пределах таких сфер как учебно-трудовая, бытовая и социокультурная. Прививание заинтересованности у школьников к познаваемой культуре и процессу усваивания данной культуры подразумевает развитие понимания ценности овладения иностранного языка и необходимости использовать его как средством взаимодействия.
В течение уроков английского языка ученики знакомятся с творческим, поисковым видом работы, постижение сходств и различий, формируют решимость включаться в иноязычную беседу.
Самой распространенной из форм общения является диалог. При его создании проводится полномерная работа над выбором формы общения, выбором лексического и структурного материала соответственно способам выражения мыслей и построение его так, чтобы речевые единицы как можно лучше согласовывались между собой, их использование было оправдано, ситуационно определено и коммуникативно необходимо. Диалог воссоздает естественную языковую среду, имеет познавательное значение, сигнализирует о лингвострановедческих реалиях. Вышеперечисленные факторы пробуждают неподдельный интерес у учащихся и способствует их мотивации при обучении иностранному языку и в существенно облегчают работу на занятиях.
Особое место в обучении диалогу отводится ролевой игре. Поиск решения поставленной проблемы обусловливает естественность общения, так как любая коммуникация, вызывается потребностью в ней. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у обучающихся. Это и обусловило актуальность данного исследования.
Гипотеза исследования: использование ролевых игр при обучении диалогической речи является эффективным; при использовании данного УМК в курсе обучения (Учебник Английский язык 8 класс К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман (2008 год)) недостаточное количество материала для развития диалогической речи.
Объект исследования: процесс развития диалогической речи учащихся средней школы на уроках английского языка.
Предмет исследования: ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся средней школы на уроках английского языка.
Цель работы: теоретически обосновать эффективность приёма ролевой игры как средства развития диалогической речи учащихся средней школы на уроках английского языка и выявить условия использования данного средства обучения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
■ Изучение психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме и раскрытие сущности основных понятий «диалогическая речь» и «роль».
■ Выявление условий эффективности данного приёма при обучении диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка.
■ Проектирование фрагментов уроков по развитию диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка с использованием ролевых игр.
Методической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов как Богатикова Л.И., Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В., Маслыко Е.А.,Пассов Е.И., Слободченко В.И.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы; анализ; синтез; систематизация и обобщение; наблюдение; экспериментальное обучение....
В процессе работы мы доказали, что на сегодняшний день эта проблема актуальна, т.к. ролевая игра, основанная на решении проблемы, активизирует коммуникативную деятельность учащихся. Поиск решения поставленной проблемы обусловливает естественность общения, так как любая коммуникация, вызывается потребностью в ней. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у обучающихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания си¬туации, поиска единственно правильного с точки зрения участника игры выхода развивает логическое мышление, умения аргументировано высказываться, убеждать собеседников, учитывая при этом их аргументы повышает интерес учащихся к изучению английского языка. Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме и проведя опытно-экспериментальную работу по исследованию динамики успешности использования ролевой игры при обучении диалогической речи на преддипломной практике, мы пришли к выводу, что если использовать ролевую игру при обучении диалогической речи на уроках английского языка, то процесс обучения диалогической речи будет протекать наиболее эффективно, тем самым мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы выполнили поставленные нами задачи, а именно, изучили психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и раскрыли сущность основных понятий «диалогическая речь» и «роль», выявили условия эффективности данного приёма при обучении диалогической речи учащихся на уроках английского языка, спроектировали фрагменты уроков по развитию диалогической речи учащихся на уроках английского языка с использованием ролевых игр.
Выполнив все задачи, мы подтвердили гипотезу и решили проблему, тем самым мы достигли цели. Мы доказали, что использование ролевых игр при обучении диалогической речи является эффективным.
1. Барменкова О.И. О некоторых эффективных приёмах и формах работы // Иностранные языки в школе. 1991 № 4
2. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе М., 1988
3. Богатикова Л.И. Об управлении диалогическим общением.// Иностранные языки в школе.-1988 - № 6-с. 18.
4. Борзова Е.В. Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку в 5-6 классах. // Иностранные языки в школе. 1985 - № 2 - с.34.
5. Бородачев А.В. Игровые приёмы при обучении диалогической речи на французском языке в 5 классе. // Иностранные языки в школе. - 1988 - № 5 - с.68.
6. Бурдина, М. И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / М. И. Бурдина / / ИЯШ. - 1996. - №3.
7. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия», 2005.
8. Гаврилова, О. В. Ролевая игра в обучении иностранных языков / О. В. Гаврилова // English, 2008. - № 1.
9. Гамезо М.В., Домащенко И.А. Атлас по психологии, М, 1986.
10. Горская Л.Н. Начальный этап обучения диалогической речи. // Иностранные языки в школе. - 1984 - № 1 с.51.
11. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам//1984
12. Дианова Е.М., Костина JLT. Ролевая игра в обучении иностранному языку. /Обзор зарубежной методической литературы/, 1988.
13. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006. - № 7. - С. 40.
14. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
15. Зимняя И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке. - М: Просвещение. 1978...(46)