ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1. Общая характеристика лексических навыков 8
1.2. Цели обучения лексике 13
1.3. Особенности и цели обучения иностранному языку на старшем этапе 15
Выводы по Главе 1 17
ГЛАВА 2. АУТЕНТИЧНЫЙ ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 18
2.1 Роль песни при обучении английскому языку 18
2.2. Критерии отбора песен и стихотворений 22
2.3 Этапы применения песни на уроке иностранного языка 26
2.4 Методические разработки с использованием аутентичного песенного материала для совершенствования лексических навыков на старшем этапе обучения иностранному языку 28
2.5. Эксперимент по совершенствованию лексических навыков на старшем этапе обучения с использованием песенного материала 46
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ГЛОССАРИЙ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
Изменения, произошедшие в теории и практике преподавания, связаны, в частности, с активизацией поиска новых подходов к обучению и изучению иностранных языков. Это проявилось как в отборе языкового материала, так и в разработке новых приемов, направленных на интенсификацию процесса обучения иностранного языка вообще и обучения лексике, в частности. Анализ научной литературы и учебных пособий показывает, что для освоения новых лексических единиц на уроках иностранного языка основной школы нередко используется материал песен и стихотворений, поскольку работа с таким видом текста имеет свои преимущества.
В связи с этим, актуальность выпускной квалификационной работы определяется рядом факторов:
Во-первых, работа со стихотворным и песенным материалом, без сомнения, положительно эмоционально окрашена. Данный вид работы способен заинтересовать всех учащихся и включить их в активную работу, что в значительной степени содействует усвоению материала. Использование на уроках стихов и песен помогает сохранить заинтересованность учащихся в предмете и повышает их мотивацию, как в совместном, так и в самостоятельном изучении иностранного языка.
Во-вторых, аутентичные стихотворения и песни являются прекрасным материалом для формирования и совершенствования произносительных и лексических навыков, поскольку интонация иноязычной речи, слова, словосочетания, а иногда и целые предложения усваиваются в контексте культуры.
В-третьих, работа со стихотворениями и песнями развивает социокультурную компетенцию учащихся, а также помогает формировать и развивать творческие навыки.
Однако, как показывает анализ учебных пособий и собственные наблюдения во время прохождения педагогической практики, работа с таким типом текстов на уроке часто сводится к многократному прослушиванию, механическому переводу, заучиванию и последующему воспроизведению наизусть, что исключает прочное усвоение лексического материала и его актуализацию в речи учащихся. К тому же, несмотря на то, что современные учебные пособия, как правило, содержат большое количество как аутентичных, так и специально составленных стихотворений и песен, не всегда можно говорить об эффективности использования и отбора песенного материала для обучения лексике на данном этапе.
В связи с этим возникает проблема - как использовать аутентичный песенный материал для совершенствования лексических навыков учащихся старшей школы.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Использование песенного материала для развития лексических навыков на старшем этапе обучения иностранному языку».
Объектом исследования является процесс совершенствования лексических навыков у учащихся старшего этапа.
Предметом дипломной работы выступает аутентичный песенный материал на уроках английского языка, направленный на совершенствование лексических навыков.
Гипотеза: если организовать работу с использованием аутентичного песенного материала, то это будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию лексических навыков у учеников старшего этапа.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке комплекса упражнений для совершенствования лексических навыков у учащихся старшего этапа на основе песенного материала на английском языке....
Востребованность иностранного языка в обществе повышает его статус как учебного предмета в системе общеобразовательной подготовки и стимулирует поиск новых способов и приёмов обучения иностранному языку в школе. Целью обучения является овладение иностранным языком, как средством иноязычного общения, для успешной реализации которого у учащихся должны быть прочно сформированы фонетические, грамматические и лексические навыки. Однако в научной литературе более значимой ролью обладает формирование лексических навыков в достижении целей обучения, поскольку благодаря лексике учащиеся могут высказывать свои мысли.
Данная дипломная работа посвящена изучению вопросов формирования лексических навыков у учащихся основной школы на основе материала песен на английском языке. Целью данной работы являлось выявление возможностей песенного материала при обучении лексике на старших этапах обучения иностранному языку. В работе были использованы различные источники: как опубликованные, так и электронные. В ходе работы нами был изучен доступный материал по данной теме, разработан блок лексических упражнений к песне, направленных на повышение уровня активного словарного запаса учеников.
Анализ научной литературы позволил сделать выводы о том, что подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни человека, и для того, чтобы подросток чувствовал себя комфортно в школьной среде и был заинтересован в своём дальнейшем развитии, учителю необходимо учитывать возрастные особенности подростков при разработке учебных заданий. Поскольку школьников на старшем этапе обучения очень сложно заинтересовать в учёбе, поэтому необходимо разрабатывать уроки таким образом, чтоб ученики легко и в непринуждённой обстановке получали новые знания и не отлынивали от выполнения заданий, данных учителем. Именно поэтому песни являются прекрасным средством мотивации современных подростков к заучиванию нового лексического материала. Тем не менее, не стоит забывать, что музыка включается в ход урока не в качестве развлечения, а, в первую очередь, для повышения эффективности работы учеников на уроке и усвоения ими заданного материала.
Также можно отметить, что креативный подход к изучению лексики избавляет не только от скучного, бесполезного зазубривания, но и развивает память, мышление и творческие способности учащихся.
Проведенный анализ научно-методической литературы позволил выделить цели и особенности обучения лексике на старшем этапе. Кроме того, были изучены этапы работы с текстом песен и стихотворений. В данной дипломной работе также был рассмотрен вопрос отбора песен и стихотворений, вследствие чего были выделены основные критерии и требования к отбору текстов такого типа.
Подготовленные в ходе написания данной работы материалы (тексты песен, аудиозаписи, а также задания к прослушанным композициям) можно использовать на уроках для совершенствования лексического навыка на старшем этапе обучения иностранному языку.
1. Абрамова Г.С., Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Печатное издание М.: Издательство ИКАР, 2009 - 121с.
3. Артемов В.А., Психология обучения иностранным языкам, Москва: Просвещение, 1969 - 279 с.
4. Баранова Е.Н., Дупленко Е.П. О подготовке к межкультурному языковому общению// Педагогика. - 1998
5. Белкина М.Ю., Задания для совершенствования фонетических навыков: (из опта школы)/ М.Ю. Белкина// Иностранные языки в школе. - 2006. - №5. - С.53-54.
6. Береговская Э.М., Поэзия вокруг нас, Москва: Просвещение, 1993 - 123 с.
7. Бим И.Л., Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника, Москва: Русский язык, 1977 - 228 с.
8. Бим И.Л., Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы, Москва: Просвещение, 1988 - 254 с.
9. Бреслав Г.М., Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/ Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. - 237 с.
10. Бухбиндер В.А., Берман И.М., Плахотник В.А., Основы методики преподавания иностранных языков: [Учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз.]; Под ред. В. А. Бухбиндера, В. Штраусса. - Совмест. изд. - Киев : Вища шк ; Leipzig : Изд-во при Киев. ун-те, 1986. - 336 с.
11. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б., Социальная психология. Ключевые идеи, 4-е изд. - СПб.: Питер, 2003 - 512 с.
12. Веренинова Ж.Б., Песня как методический прием при фонетической отработке английских средних сонатов/ Ж.Б. Веренинова// Иностранный язык в школе. 2000. - №5. - С.26-31.
13. Веренинова Ж.Б., Роль песни при обучении английскому произношению/Ж.Б. Веренинова// Иностранный язык в школе. 1998 - №6. - С.65-70.
14. Виноградов В.А., Проблемы литературных языков и закон их образования и развития, 1990 - 279 с.
15. Вишнякова С.М., Профессиональное образование. Словарь/С.М. Вишнякова. М.: Новь, 1999 - 530 с....(70)