Содержание.
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Письмо и его нарушения у детей 8
1.2 Роль фонематического восприятия в процессе письма 14
1.3 Методики развития фонематического слуха и восприятия 19
Глава II. Содержание экспериментальной работы по выявлению нарушений фонематического восприятия у учащихся 2-х классов, имеющих ФФНР 24
2.1 Организация и методика обследования 24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
2.3. Методические рекомендации по коррекции нарушений фонематического восприятия у учащихся 2-х классов, имеющих ФФНР ..41
Заключение 54
Литература 56
Актуальность исследования. Письменная речь - одна из форм существования языка. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человеком. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к логическому мышлению.
И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, но в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения.
На современном этапе развития образования, острой становится проблема увеличения количества детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием и. соответственно, проблемы предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.
Проблема развития фонематического восприятия и слуха актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом любой формы письменной деятельности человека, в связи с этим встает важная задача развития фонемного слуха.
Для полноценного овладения актом письма необходима формирование ряда специальных операций. В частности необходим достаточный уровень сформированных операций различения и выбора фонем. Значительное количество специфических дисграфических ошибок у учащихся с ФФНР связаны с нарушением слуховой дифференциации звуков речи, лежащей в основе акустической дисграфии.
Отсутствие полноценного восприятия на слух фонем родного языка делает невозможным правильное их написание, отсюда возникают замены и смешения букв. Также нарушение фонематического слуха и восприятия не дает возможности детям овладеть словарным запасом и грамматическим строем, то есть тормозит развитие связной речи в целом. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка, нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным полноценное усвоение грамоты. Поэтому успешное обучение письму предполагает как обязательное условие развитие фонематического слуха и восприятия. Исходя из этого, очевидной является возможность своевременного начала коррекционной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Таким образом, формирование у учащихся с ФФНР фонематического слуха и восприятия является одной из важнейших задач логопедической работы.
Проблемами изучения механизмов дисграфии, разработкой классификации и приемов коррекционного воздействия занимались такие ученые как Р.Е. Левина, Р.А. Никашина, Ф.А. Pay, М.Е. Хватцев, А.Ф. Спирова, А.Р. Лурия, Г.В. Чиркина, Орлова И.О., Правдина О.В., Садовникова И.Н., Волкова Л.С, Токарева О.А., Лалаева Л.И., Петрова В. Г., Соботович Е.Ф. и другие.
Целью исследования -выявление особенностей проявлений нарушений фонематического восприятия у учащихся 2-х классов, имеющих ФФНР.
Объект исследования - письмо как вид речевой деятельности
Предмет исследования - проявления нарушений фонематического восприятия у учащихся 2-х классов, имеющих ФФНР.
Гипотеза - мы полагаем что, выявление особенностей проявлений нарушений фонематического восприятия у учащихся 2-х классов, имеющих ФФНР позволит составить методические рекомендации по устранению данных нарушений.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить особенности проявлений нарушений фонематического восприятия у учащихся 2-х классов, имеющих ФФНР, в письменных работах и специальных пробах.
3. Составить методические рекомендации по развитию фонематического восприятия как средства коррекции акустической дисграфии данной категории детей.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Т.А. Власова и др.); о гуманизации интегративных процессов, о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, У.В. Ульянкова, И.А. Цыпина и др.).
Методы исследования. Применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы исследования делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся педагогический эксперимент, наблюдение за детьми. К вспомогательным эмпирическим методам относятся изучения медицинской и психолого-педагогической документации ребенка.
Организация исследования: базой исследования является Казачинская специальная коррекционная школа - интернат V I I I вида Учащиеся 4-х классов в количестве 6-ти человек.
Исследование проводилось в 2 этапа.
I этап. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования в формировании и уточнении цели, гипотезы и задач, составление плана исследования, составление методики констатирующего эксперимента.
II этап. Проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций.
Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 2 глав, методических рекомендаций, заключения, списка используемой литературы. Основной текст квалификационной работы составляет 57 страниц, список литературы содержит 36 источников.
Анализ литературных источников показал, что проблема коррекции акустической дисграфии изучена недостаточно. Одним из условий успешного овладения грамотным письмом является сформированный (фонематический слух и фонематическое восприятие. Фонематическим слухом и восприятием определяется процесс узнавания и различения как отдельных фонем, так и фонематических рядов слов. При сформированном фонематическом слухе и восприятии слова дифференцируются по значению и слухопроизносительным образам звуков. Успешное формирование процесса письма возможно лишь при наличии четкого образа звука, который не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторно. В том случае, если звук смешивается по слуху, соотнесение звука с буквой становится затруднительным. Усвоение буквы происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания. Одна и та же буква соотносится не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. Трудность усвоения букв, обусловленная нечеткостью слухопроизносительных представлений о звуках, проявляется на письме в смешении букв, обозначающих фонетически близкие звуки.
Проведенное нами исследование позволило определить состояние фонематического слуха и восприятия и выявить ошибки, которые являются проявлением акустической дисграфии. Было отмечено, что чаще всего смешиваются следующие фонемы и соответствующие им буквы: звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, сонорные, аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Также отмечалось неправильное обозначение мягкости согласных на письме, вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных. Частыми ошибками являлись замены гласных, даже в ударном положении.
На основе анализа литературных данных и экспериментальной работы нами методические рекомендации п о преодолению акустических ошибок путем развития фонематического слуха и восприятия у учащихся 2-х классов с ФФНР.
На основе анализа теоретических сведений и результатов проведенного исследования, нами были составлены комплексы упражнений по устранению проявлений акустической дисграфии у учащихся 4-х классов с недоразвитием интеллекта.
Данные констатирующего подтвердили, что у части учащихся младших классов с ФФНР будут выявлена с акустическая дисграфия и что разработанный нами комплекс коррекционных занятий поможет нам устранить причины ее проявления.
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. -М., 1999.
2. Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб. научн. трудов / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1988.
3. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Кр-к, 2002.
4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., 2000.
5. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. - М., 1981.
6. Ястребова А.В. Бессонова Т.П. Учителю о детях с речевыми недостатками. - М., 1994.
7. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.
8. Беккер К.П., Совак М., Логопедия - М.: Медицина 1981
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973 Вопросы коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми. - Алма-Ата, 1981.
10. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Издательский Дом «Академия», 1999.
11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- Сан.-Петербург. Изд-во «Союз», 2003.
12. Воронкова В.В., Мачихина В.Ф. Основные направления по повышению эффективности урока во вспомогательной школе // Дефектология, 1981, №2.
13. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в I-IV классах вспомогательной школы. - М. 1988.
14. Волкова Г.А., Методика обследования нарушений речи у детей - М.:Просвещение 1993
15. Городилова В.И., Кудрявцева М.З., Чтение и письмо - С-Петербург 1997 Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения / Под ред. В.В. Воронковой.
-М., 1984.
16. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
17. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. -Киев., 1985.
18. Лалаева Р.И., Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников-С-Петербург: Союз 1998
19. Лалаева Р.И., Логопедическая работа в коррекционных классах - М.: ВЛАДОС, 2001.
20. Логопедия / под ред. Полковой Л.С. М.: Владос 1998
21. Лурия А Г. Психологическое содержание процесса письма Хрестоматия по логопедии / под ред. Полковой Л.С. М.: Владос 1997
22. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонением в развитии. - М, 1992.
23. Морозова Н.Г. Познавательные интересы умственно отсталых школьников. -М., 1965.
24. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. -М., 1969.
25. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Шиф Ж.И. - ML: Просвещение 1965
26. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе /Под. ред. В.В. Воронковой. - М., 1994.
27. Петрова В.Г., Развитие речи учащихся вспомогательной школы - М.: Педагогика 1977
28. Правдина О.В., Логопедия - М.: Просвещение 1969
29. Психология умственно отсталых школьников / Под ред. Петровой В.Г., - М.: Педагогика 1977
30. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.
31. Рубинштейн С.Я., Психология умственно отсталого школьника - М.:Просвещение 1986
32. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М., Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов/ Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Волковой А.С. Т.2 - М.: Владос 1992
33. Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. -М., 1971.
34. Токарева О.А., Расстройства чтения и письма / Под ред. Ляпидевского С.С. М.: Просвещение 1969
35. Хватцев М.Е. Логопедия. СПб., 1996.
36. Хрестоматия по логопедии /Под. ред. Л.С. Волковой, В.И. Селеверстова. -М.,1997.