Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения говорению младших школьников на уроках английского языка 6
1.1. Проблема формирования навыков говорения у учащихся начальной школы 6
1.2. Психолого-физиологические основы освоения английской устной речи младшими школьниками 12
1.3. Методические особенности формирования навыков говорения младших школьников на уроках иностранного языка посредством коммуникативного метода обучения 16
1.4. Роль дидактической игры в формировании навыков говорения у учащихся начальной школы 25
1.5. Специфика организации контроля и коррекции сформированности навыков говорения на уроках английского языка в начальной школе 31
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальное использование коммуникативного метода по принципу речевой направленности в обучении говорению младших школьников 35
2.1. Анализ уровня владения английским языком на начальном этапе в младших классах 35
2.2. Работа с коммуникативным методом по принципу речевой направленности в 3Б классе 38
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 1 51
Приложение 2 69
Актуальность данного исследования обусловлена также и тем, что содержание обучения иностранному языку способствует реализации практических целей, направленных на развитие у учащихся культуры общения, аспекты которого формируются в данном процессе. Это предполагает формирование языковых навыков (фонетических, грамматических, лексических), их использование в речевой деятельности. Содержание (структура) обучения иностранным языкам определяется практическими целями обучения и преемственностью между этапами обучения.
Исходя из этого, важно выработать наиболее эффективный подход к обучению иностранным языкам (методологическую основу, определяющую тактику и стратегию обучения, подбор методов), иначе говоря, способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции, поскольку подход к обучению иностранному языку - теоретическая база, лежащая в основе методики преподавания иностранного языка. Лингвисты рассматривают общение как реализацию коммуникативной функции языка в речевой ситуации; психологи - как взаимодействие между людьми с целью обмена информацией и установления контактов. Психолингвистический подход объединяет два выше указанных. Однако необходимо учитывать не только лингвистические и психологические аспекты вербального общения, но также социальные и культурологические, что дает возможность моделировать реальную ситуацию общения.
Целью данного исследования является анализ эффективности формирования навыков говорения у младших школьников, при использовании коммуникативного метода обучения.
Целью обусловлены следующие задачи исследования:
- выявить проблему формирования речевой компетентности учащихся начальной школы;
- рассмотреть психолого-физиологические основы усвоения английской устной речи младшими школьниками;
- рассмотреть методы развития устной речи английского языка в начальной школе;
- рассмотреть парную работу как средство вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка;
- выявить роль дидактической игры в формировании устной речи учащихся начальной школы.
Объектом исследования является процесс формирования навыков говорения на английском языке в младших классах.
Предметом исследования является коммуникативный метод обучения при формировании навыков говорения на английском языке у младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых лингвистов как: Н. Д. Никандрова, Л. А. Петровского, Ю. М. Жукова, Лернер И.Я., Кореньковой Н. П., Гальсковой Н.Д, А.А. Леонтьева, И.Л. Бим, Бабанского К.С., Елухиной Н.В, Зимней И.А. и других.
Методами исследования на теоретическом уровне являлись абстрагирование, анализ, синтез и сравнение. На эмпирическом - тестирование, статистический анализ результатов работы, обобщение опыта преподавания.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 147 г Екатеринбурга.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в обобщении теоретических представлений о коммуникативном методе обучения...
Главная цель обучения иностранному языку в школе - формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Ситуация на уроке является речевой ситуацией общения, на которую помимо участников общения (учителя и ученика) влияют всевозможные интралингвистические и экстралингвистические факторы. Именно эти факторы создают контекст для ситуации общения. Обучение говорению как продуктивному виду речевой деятельности, являющейся коммуникацией на иностранном языке, отводится решающая роль в современных исследованиях, сегодня школьная программа по иностранному языку ориентирована на формирование у учащихся навыков устного общения, культуры иноязычного общения.
В ходе данного исследования проанализирована эффективность формирования навыков говорения у младших школьников, посредством использовании коммуникативного метода обучения.
Решены задачи:
- выявлена проблема формирования речевой компетентности учащихся начальной школы
- рассмотрены психолого-физиологические основы освоения английской устной речи младшими школьникам
- рассмотрены методы развития устной речи английского языка в начальной школе
- рассмотрена парная работа как средство вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка
- выявлена роль дидактической игры в формировании устной речи учащихся начальной школы
Нельзя не отметить эффективность коммуникативного метода в обучении говорению младших школьников. По результатам нашего исследования, знания учащихся повысились на 20%.
Таким образом, теоретические данные по проблеме исследования получили свое отражение на практике, где мы применяли коммуникативный метод в обучении говорению на английском языке по принципу речевой направленности в младших классах.
1. Азимов Э. Г. Материалы Интернета на уроках англ. языка // «Иностранные языки в школе», 2011. - №1.
2. Баранов А.Г. Когнитивный компонент высказывания и текста // Актуализация лингвистических единиц разных уровней. - Краснодар: Изд- во Кубанского ун-та, 2012. С. 21-28.
3. Бабинская П. М. Реализация коммуникативно ориентированного обучения иностранному языку./ П.М. Бабинская// Столичное образование -2010.- №9- С.18-20.
4. Баева O.A. Ораторское искусство и деловое общение. //Минск: Новое знание, 2001.-328 с.
5. Барановская Т.А. Теоретические основы обучения иностранным языкам // Современные теории и методики обучения иностранным языкам. Под ред. J1.M. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: «Экзамен», 2004. - С. 197-205
6. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция)./Иностранные Языки в Школе.-2009.-№1.-С.4
7. Вартанов A.B. От обучения иностранным языкам к преподаванию ино-странных языков и культур. // Иностр .языки в школе. - 2003. - № 2. - С. 21-25
8. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения иностранным языкам. //Иностранные языки в школе, 2005г. №1 с. 16 - 18
9. Габеева К.А. Некоторые вопросы обучения монологической речи на завершающем этапе основной школы (8-9 классы). - Иностранные языки в школе. - 2013. - №7.
10. Гейхман Л.К. Интерактивный подход к формированию коммуникативной компетенции // Обучение иностранным языкам как средству межкультурной коммуникации и профессиональной деятельности. Межвуз. сб. науч. трудов. - Пермь, 2003.- С. 17-22
11. Горева Т.А. Формирование умения коммуникативно-речевого взаимо-действия при обучении иноязычному деловому общению. Дис. ... канд. пед. наук. — Пермь, 2002.
12. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя [текст] / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с. - ISBN: 5-89415-290-9. - С. 141.
13. Денисюк E.B. Манипулятивное речевое воздействие j коммуникативно-прагматический аспект. Дис. ... канд. фил.наук. - Екатеринбург, 2003. - 200 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2001.-384 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. -512с...(44)