Развитие быстроты реакции у учащихся пятнадцати-шестнадцати лет посредством элементов тхэквондо во внеурочной деятельности (Ярославский педагогический колледж)
Проведена опытно-практическое исследование.
База исследования: Общеобразовательная школа «Михайловская средняя школа» (Ярославский район, Некрасовское сельское поселение, посёлок Михайловский).
Выборка: 11 учащихся юношей пятнадцати-шестнадцати лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития быстроты реакции у учащихся пятнадцати-шестнадцати лет посредством элементов тхэквондо на занятиях во внеурочной деятельности 6
1.1. Физиологические особенности развития быстроты реакции у учащихся пятнадцати-шестнадцати 6
1.2. Особенности развития быстроты реакции у учащихся пятнадцати-шестнадцати лет...10
1.3. Особенности использования элементов тхэквондо как средство для развития быстроты реакции учащихся пятнадцати-шестнадцати лет во внеурочной деятельности 16
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Практическое исследование развития быстроты реакции у учащихся пятнадцати-шестнадцати лет посредством элементов тхэквондо на занятиях во внеурочной деятельности22
2.1. Организация практического исследования на развитие быстроты реакции у учащихся пятнадцати-шестнадцати лет во время внеурочной деятельности 22
2.2. Разработка и реализация специальных комплексов на развитие быстроты реакции у учащихся пятнадцати-шестнадцати лет посредством элементов тхэквондо....29
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов исследования......31
Выводы по главе 2...35
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
Приложение 41
Актуальность данной работы заключается в том, что за последние десятилетия значительно возрос интерес к различным видам восточных и западных спортивных единоборств. Тхэквондо из-за своей динамичности, зрелищности и доступности является одним из наиболее популярных видов восточных боевых искусств [12, 19].
Подготовка учащихся, занимающихся в секциях во внеурочное время - понятие широкое и представляет собой направленное использование всей совокупности факторов - средств, методов, условий - с помощью которых обеспечивается готовность Учащегося - спортсмена к спортивным достижениям. Одним из путей решения проблемы повышения эффективности процесса подготовки является совершенствование организации, содержания, средств и методов учебно-тренировочного процесса начиная с раннего школьного возраста. Постоянно растущая конкуренция в тхэквондо свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методов спортивной подготовки, которые могли бы максимально отвечать требованиям, определяемым спецификой вида спорта. При этом остро встает вопрос о специальной физической подготовке, определении и развитии специальных физических качеств тхэквондистов, проявление которых, дало бы наибольший результат в соревновательной деятельности [4, 15].
Развитие быстроты реакции у учащихся, занимающихся тхэквондо является важнейшим аспектом в спортивной подготовке, а в научной литературе недостаточно данных о методике ее развития у учащихся, занимающихся тхэквондо во внеурочное время. Вышесказанное обнаруживает противоречия между наличием большого количества исследований развития быстроты реакции учащихся пятнадцати-шестнадцати лет и ограниченным количеством методических и практических рекомендаций решения задачи посредством элементов тхэквондо в процессе внеурочной деятельности в общеобразовательной школе [14, 10].
Проблема исследования - как повлияют элементы тхэквондо на уровень развития быстроты реакции у учащихся пятнадцати-шестнадцати лет на занятиях во внеурочной деятельности?
Объект исследования - процесс развития быстроты реакции учащихся пятнадцати-шестнадцати лет.
Предмет исследования - элементы тхэквондо как средство развития быстроты реакции у учащихся пятнадцати-шестнадцати лет на занятиях во внеурочной деятельности?
Цeль исследования - изучить влияние упражнений тхэквондо на развитие быстроты реакции учащихся пятнадцати-шестнадцати лет на занятиях во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме опытно-практического исследования.
2. Определить уровень развития быстроты реакции учащихся пятнадцати-шестнадцати лет.
3. Теоретически и практически обосновать использование упражнений тхэквондо для развития быстроты реакции у учащихся пятнадцати-шестнадцати лет.
Тeopeтикo-мeтoдoлoгичecкoй основой исследования:
- развитие двигательно-координационных способностей раскрыты в трудах: Л.П Матвеева, В.И Ляха, С.И Мануйлова, В.Л Крайник, М.П Георгиева, А.В Чижова, П.И Зиброва;
- онтология и логика в единоборствах раскрыта в трудах: А.В Литманович, В.И. Разумова и др.
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ и обобщение научно - методической литературы.
Практические методы - педагогическое наблюдение, метод тестирования, метод математической статистики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами рассмотрены теоретические основы развития быстроты реакции учащихся пятнадцати-шестнадцати лет, обобщен материала по применению элементов тхэквондо во внеурочной деятельности.
Практическая значимость состоит в разработке комплексов упражнений на развитие быстроты реакции учащихся пятнадцати-шестнадцати лет на занятиях во внеурочной деятельности, которые могут быть использованы учителем физической культуры в секционной работе.
Практической базой исследования - МОУ Михайловская СШ ЯМР.
В ходе выполнения дипломной работы было выявлено, что важными компонентами физического воспитания у учащихся пятнадцати-шестнадцати лет являются систематичность выполнения упражнений, способствующих развитию быстроты реакции. Во время реализации опытно – практической работы были составлены комплексы, направленные на развитие быстроты реакции учащихся пятнадцати-шестнадцати лет.
В ходе работы были решены поставленные в начале исследования задачи:
1. Проанализированы особенности анатомо-физиологического развития организма у учащихся пятнадцати - шестнадцати лет;
2. Проанализирована сущность и особенности системы подготовки на занятиях во внеурочное время;
3. Разработаны комплексы, направленные на повышение развития быстроты реакции учащихся пятнадцати-шестнадцати лет;
В ходе нашей дипломной работы было выяснено, что на занятиях физической культурой не всегда уделялось должное внимание вопросам развития быстроты реакции.
Проанализировав результаты первого этапа исследования, мы выявили, что у большинства воспитанников уровень развития быстроты реакции находится на среднем уровне.
Результаты решения второй задачи явились основой решения третьей - подбор и апробирование комплексов подвижных игр, реализуемых в рамках внеурочной деятельности. Включение в процесс специально разработанные комплексы, направленные на развитие быстроты реакции.
Проведя обработку результатов контрольного тестирования, мы получили следующие показатели:
- по тесту «по сигналу поймать палку»: «высокий уровень» показали 7 человека - (18%), «средний уровень» у 7 человек (64%) и «низкий уровень» у 2 учащихся (18%),
- по тесту «Успей ударить в цифру» «высокий уровень» у юношей 3 человек (37%), «средний уровень» у 6 человек (46%) и «низкий уровень» у 2 юношей (18%),
-по тесту «Мяч на бейсболке – файтбол» «высокий уровень» у 5 юношей (64%), «средний уровень» у 4 юношей (27%) и «низкий уровень» у 2 юношей (9%).
Исходя из результатов по отдельным тестам, мы определили общий уровень развития быстроты реакции учащихся пятнадцати – шестнадцати лет по среднему показателю. Из результатов видно, что 73% (8 человек) учащихся имеют «высокий уровень» развития быстроты реакции, 27% (3 человека) средний уровень, и «низкий уровень» не зарегистрирован.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что нами выявлена положительная динамика влияния специально разработанных комплексов на развитие быстроты реакции учащихся пятнадцати-шестнадцати лет, из этого следует, что цель опытно-практического исследования достигнута, задачи решен.
Разработанные нами комплексы могут использоваться в процессе учебных занятий учителями физической культуры.