Проведена экспериментальная работа.
База исследование: Детский центр развития «Школа Знайки».
Выборка: 10 учеников 3В класса.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Сущность понятия «читательский интерес» 7
1.2 Психологическая характеристика младших школьников 12
1.3 Современные методы и требования сформированности читательского интереса у младших школьников 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1 Выявление начального уровня формированности читательского интереса у младших школьников 32
2.2 Реализация приёмом, способствующих формированию читательского интереса у младших школьников 40
2.3 Анализ результатов опытно- экспериментальной работы по формированию читательского интереса у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность темы обусловлена тем, что в школах недостаточно разработана проблема развития читательской грамотности. Читательская грамотность у школьников, о которой можно судить по степени осознания и понимания прочитанного фрагмента произведения, брать из него всю нужную информацию, имеет крайне маленькие показатели.
Развитие читательских способностей и формирование читательского интереса требует очень важной и серьёзной работы. Специалисты из этой сферы знают, как сложно развивать технику чтения у школьника.
В нашем мире отношение у детей к книге сильно ухудшилось. Большой поток информации из гаджетов быстро обрушился на людей. Компьютером ребёнок начинает пользоваться раньше, чем научиться разговаривать. Поэтому у большинства школьников отсутствует интерес к книге.
Эксперты отмечают, что потеря интереса к чтению является одной из актуальных проблем современного общества, всевозможные аспекты которой обсуждают психологи, педагоги, социологи и сотрудники библиотек. За последнее десятилетие мир быстро изменился, и уже не секрет, что люди читают меньше. Сейчас книге сложно соперничать с видеоклипами, компьютерными играми и Интернетом. Мы уже много лет говорим о себе как о самой читающей стране мира. Чтение книги всегда считалось признаком хороших манер, ума и образованности. Число названий книг, публикуемых сегодня, увеличивается. Однако огромная часть старшего населения страны книг вообще не читает и не приобретает никаких книг, газет и журналов.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент всестороннего развития личности, поэтому мы должны максимально приложить усилия для развития у учащихся техники чтения. Чтение занимает ведущее место в курсе родного языка начальных классов. При обучении родному языку, помимо воспитательных целей, решаются и серьезные воспитательные задачи: свое место в нем занимает воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, честности, пунктуальности, морально-волевых качеств, самостоятельного чтения. Чтение должно служить формированию системы ценностей, обучать высоким человеческим ценностям. Можно выбрать такие оригиналы, по которым школьник будет учиться, узнавать национальные ценности и культурные ценности, ценить роль книг в жизни человека и народа, стараться относиться к книгам с любовью, заботой и заботой, учиться правила пользования библиотекой, бережно относиться к книгам библиотеки. Любовь к чтению формируется в школе, поэтому давайте использовать все возможности, чтобы вырастить человека, который любит, понимает и ценит литературу, постоянно читает и использует свои навыки в жизни. Правильно организованные уроки чтения прививают учащимся любовь к чтению, воспитывают дружбу, патриотизм, формируют эстетические взгляды, нравственные ценности, расширяют и углубляют знания, полученные им на самостоятельных уроках чтения.
Несмотря на то, что быстро развивается информационные технологии, книга остается источником знаний, рассказчиком и учителем, для всех. Но со временем меняется статус и круг чтения. Чтение должно служить в системе ценностей для формирования, обучающихся высоких человеческих ценностей.
После введение ФГОС НОО перед учителем ставятся совершенно другие цели, а именно: дать возможность школьниками принимать в процессе обучения сами принимать решения, нести за них ответственность и владеть обобщающими способами учебной деятельности. Данный навык не представляет возможным сформироваться при отсутствии четко оформленного читательского интереса. Многие современные педагоги, психологи, заинтересованные в формировании школьника, как достойного гражданина своей страны, понимают всю важность, необходимость и актуальность назревшей проблемы формирования у ребенка читательского интереса. Речь идет о том, что в процессе чтения активно происходит формирование личности, а также таких важных процессов высшей нервной деятельности как мышление, память, внимание, воображение. Читательский интерес понимается и воспринимается нами как один из важных критериев воспитания грамотного человека.
Нами были изучены и рассмотрены работы многих исследователей (К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерова, Л.С. Выготского, В.Г. Горецкого. Н.Н. Светловской, С. Рубинштейн), которые обращают внимание на важность формирования читательского интереса. Во многих исследованиях ставится вопрос о необходимости выявления реальных образовательных возможностях младших школьников. По нашему мнению, проблеме формирования читательского интереса младших школьников уделено недостаточно внимания и в этом мы видим актуальность нашего исследования.
Объект исследования: является процесс формирования читательского интереса у младших школьников.
Предмет исследования: приёмы для формирования читательского интереса у младших школьников.
Цель исследования: изучение формирования читательского интереса у младших школьников.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятие "читательский интерес ";
2. дать психологическую характеристику школьников младшего школьного возраста;
3. представить методы и требования сформированности читательского интереса;
4. выявить начальный уровень сформированности читательского интереса у младших школьников;
5. реализовать приёмы, способствующие формированию читательского
интереса у младших школьников;
6. проанализировать результаты опытно- экспериментальной работы по
формированию читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: читательский интерес у младших школьников может быть сформирован при наличии следующих условий:
- расширение круга чтения обучающихся в начальной школе;
-регулярное использование во время занятий игровые технологии для формирования читательского интереса.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты выполненного исследования могут использоваться в качестве базы исследовательской, аналитической и проектной деятельности педагога, рассматривающего тему формирования читательского интереса у младших школьников.
Методы исследования: теоретические: анализ и разбор научных работ по проблеме формирования читательского интереса у младших школьников;
эмпирические: анкетирование, наблюдение и исследование формирования читательского интереса у младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе касаемся теоретических аспектов проблемы формирования читательского интереса у младших школьников. В второй главе провели опытно-экспериментальной работу по формированию читательского интереса у младших школьников. В заключении сделан вывод по результатам исследования.
Читательский интерес- это активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста.
Формирование читательского интереса проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение.
Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательских интересов не происходит автоматически, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью.
Самое главное необходимо выделить особенности формирования читательского интереса в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны, но условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет.
Любовь к чтению открывает двери для приключений, изучения нового и овладения рядом основных языковых навыков, таких как развитие речи и словарного запаса. Чтение с ребенком также создает незабываемые моменты, чтобы сблизиться с вашим малышом и наслаждаться обществом друг друга.
Всего 10-15 минут в день с книгой достаточно, чтобы пробудить в вашем любознательном малыше желание узнать больше.
Дети учатся языку у взрослых, которые повторяют и читают им слова. Когда родители читают своему малышу, говорят о персонажах и предметах в книге или о звуках, характерных для животных. Прослушивание голоса родителя помогает придать смысл буквам и картинкам, которые они видят. Использовать нужно разную высоту и тон голоса при чтении и применяйте разный акцент или звук к разным персонажам. Это помогает вовлечь вашего ребенка и сделать рассказ более наглядным.
Занятия книгами в раннем возрасте помогут детям получать больше удовольствия по мере взросления.
Важно, чтобы ребенок рассматривал чтение как увлекательное и приятное занятие, а не как сложную задачу. Есть ли лучший способ показать это, чем на собственном примере? Если дети видят, что вы часто читаете, то, скорее всего, это их воодушевит. Это также поможет проводить время вдали от экранов.
Если какое-то время не читали книгу, сотрудники местных книжных магазинов могут дать отличный совет по выбору лучших книг для вас и вашего ребенка. Родственники и друзья тоже могут помочь. Они могут рассказать о любимых книгах их детей и об их опыте совместного чтения. Также можно пойти в книжный магазин с малышом, и это будет особенная поездка, чтобы вместе выбрать книги.
Нужно сделать чтение приятной жизненной привычкой ребенка, начиная с включения книг в повседневную жизнь. Нужно уделять к чтению особое время перед сном или в общественном транспорте. Нужно убедиться, что в пространстве мало отвлекающих факторов, таких как мобильные телефоны и телевизор.
Если возможно, то можно создать коллекцию книг для своих детей. Он необязательно должен быть объемным, но должен быть достаточно объемным. Небольшая библиотека может выполнять ту же работу.
Посещение ближайшей библиотеки тоже помогают ребенка. Эти встречи могут стать для ребенка отличным способом насладиться книгами и в то же время пообщаться с другими детьми. Хотя каждый ребенок уникален, есть некоторые важные особенности, которые можно заметить по мере развития
навыков чтения у ребенка.
В результате наших исследований, их результаты разрешают нам совершить следующие выводы: - в процессе вырабатывания читательского интереса у младших школьников наступает представление большего значения данного процесса в учебно-воспитательном процессе и для вырабатывания личности школьника в целом Подтверждено в процессе изучений абсолютное влияние читательского интереса на последующее развитие личностной предприимчивости на уроках в процессе ознакомления с литературными произведениями; - одновременно с повышением уровня читательских интересов запускается ход изменения их самих в плане углубления, расширения и развития. У детей из класса, участвовавших в экспериментальной группе, безусловно наметился процесс углубления читательского интереса; - случается процесс заметного роста такого показателя как надежность читательского интереса на уроках литературного чтения посредством широко употребляемые приемы с элементами игры. Так же были замечены проявления устойчивости, не только в рамках учебных занятий, но и так же вне их, что послужило расширению ситуаций с самостоятельным принятием решений; - случается процесс действия читательских интересов на познавательную активность, мотивируя процесс учебной деятельности. В качестве подобных условий мы выделяем дифференцированный подход к методам обучения, установление положительного микроклимата и др.
Проведенное исследование не является исчерпывающим в связи формирования читательских интересов младших школьников, и многие вопросы призывают последующей разработки и уточнения. Впрочем, даже в предъявленном виде опыт и результаты истинной работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем.
Результаты проделанного эксперимента подтвердили, что читательские интересы формируются, если прочерчивается целеустремленная и систематичная работа по развитию читательских интересов во внеурочной деятельности.
В результате выдвинутая нами гипотеза исследования находит своё подтверждение. Так как невозможно переоценить важнейшую роль развития читательского интереса которую играет читательская активность учащихся.
В ходе эксперимента нами было замечено, что при использовании новых форм и методом, а также при проведении нестандартного урока, результаты учеников повышаются. Это даёт возможность утверждать, что при частом использовании новых форм обучения у детей повышается интерес к
обучению.
Можем утвердить что гипотеза выдвинутая нами с помощью опытно- экспериментальной работы подтвердилось.
1. Баранов А. А., Рожина С. В. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2015. – №. 1. – С. 37-41
2. Бакшеева Э. П. К вопросу о формировании читательской компетентности детей младшего школьного возраста //Современное педагогическое образование. – 2020. – №. 7. – С. 79-84.
3. Белина Е. В. О развитии понятия «культура чтения» в русской культуре и науке //Человек и образование. – 2014. – №. 3 (40). – С. 61-65.
4. Величенкова О. А. Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии в условиях современного начального образования //Педагогический журнал. – 2016. – №. 1. – С. 87-101.
5. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений //Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та. – 2008. – Т. 326.
6. Давыдов В. В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка //Вестник практической психологии образования. – 2012. – Т. 9. – №. 4. – С. 78-79
7. Кузнецова М. А. Развитие творческих способностей и познавательных интересов младших школьников на внеурочных занятиях //Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2019. – С. 180-185.
8. Литош Н. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение. Учебное пособие для вузов. – Litres, 2020
9. Миронова М. В. Психология и социология чтения //Ульяновск, УлГТУ. – 2003.
10. Овчаренко Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста // канд. пед. наук. – 2003. – Т. 13. – №. 01.
11. Пудовкина Н.В. Теоретические основы формирования читательского интереса младших школьников// Современная начальная школа. -2021-с.52-55.
12. Сеннова И. А., Мусина О. Р., Ксенофонтова М. А. Внеклассное чтение как способ формирования читательской компетентности //Проблемы педагогики. – 2020. – №. 2 (34). – С. 103-105.
13. Тихомирова И. И. Психология детского чтения от А до Я. – 2004-№. 5 (34). – С. 100-103.
14. Федорова Л. В. Формирование навыков беглости чтения в начальных классах //фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2021. – С. 163-165.
15. Ходырева Э. С. Особенности сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра //Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. – 2020. – С. 273-278.
16. Холт Д. Причины детских неудач //Пер. с англ.-Санкт-Петербург:" Кристалл. – 1996.