ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1 Понятие ролевой игры. Структура и типы ролевых игр 7
1.2 Роль учителя и учащихся в ролевой игре 17
1.3 Погружение в ролевую игру. Проблемы, возникающие в ходе ролевой игры 18
1.4 Психолого-педагогическое обоснование применения игрового метода в обучении иностранному языку 22
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 28
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 30
2.1 Примеры разработок ролевых игр на среднем этапе обучения 31
2.2 Проведение подготовительного этапа 40
2.3 Проведение формирующего этапа 44
2.4 Проведение завершающего этапа 49
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список литературы 59
В последние годы, изучение языка было сосредоточено на процессе обучения, а не на форме преподавания языка. Акцент должен делаться не только на языковую компетенцию людей, изучающих его, но и на развитие их коммуникативных способностей. В целях развития коммуникативной способности учащихся, учитель должен создать сценарий, чтобы научить языку в живой, активной и интересной форме. Многие преподаватели английского языка изучают и применяют инновационные методы в классе. Они внедряют в урок диалоги, открытые сценарии и ролевые игры.
Расширенная деятельность в форме ролевой игры, моделирования и решения проблем являются жизненно важными в развитии коммуникативных способностей учащихся. Эти мероприятия требуют от них выйти за рамки плана урока. Они требуют от учащихся четкого понимания текста и умения применять свои знания за пределами класса.
Ролевые игры явно способствуют эффективным межличностным отношениям и социальным сделкам между участниками. Для того чтобы взаимодействие произошло, участники должны принять на себя обязанности за свою роль и функции и сделать все возможное в ситуации, в которой они находятся. Чтобы выполнять свои обязанности, учащиеся должны взаимодействовать с другими, используя эффективные социальные навыки.
Учащиеся также ценят возможность быть активными участниками. Исследования показали, что они имеют больше шансов запомнить те вещи, которым они научились в ходе активного действия, и что они имеют больше возможностей применить их в своей жизни, особенно когда возникает конфликт или спор.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, поддержание интереса у учеников средних классов отнюдь не легкая задача. Чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать такие методы и средства обучения, которые сделают процесс обучения более легким, а детей более восприимчивыми. В этом педагогам помогают игровые технологии, в частности ролевые игры.
Во-вторых, одной из главных проблем является обучение устной речи. В изучении языка мало иметь только лишь теоретические навыки, необходимо закреплять их на практике, уметь использовать в реальной жизни. Ролевая игра помогает ученикам представить ситуации, приближенные к реальным, и сформировать навыки говорения.
В-третьих, ни для кого не секрет, что многие ученики страдают от языкового барьера. Это серьезная проблема, которую можно устранить путем погружения в культуру страны, изучаемого языка, используя игровые технологии. В ходе ролевой игры ученики чувствуют непринужденность ситуации, забывают про страх сделать ошибку и начинают делать шаги навстречу учителю.
Целью данной работы является исследование эффективности применения ролевой игры в учебной деятельности учащихся средних классов.
Задачами данной работы являются:
- Выявить определение понятия «ролевая игра» и почему важно внедрять данный вид работы в обучение;
- Сравнить роль учителей и роль учащихся в игровой деятельности;
- Выявить, какие проблемы появляются при внедрении ролевой игры в учебную деятельность;
- Разработать собственные примеры ролевых игр для средних классов;
Объектом исследования данной работы является обучение иностранному языку на среднем этапе обучения.
Предметом исследования является ролевая игра в обучении иностранному языку...
В ходе данной работы нами было проведено исследование эффективности применения ролевой игры в учебной деятельности учащихся средних классов. Можно сделать вывод о том, что ролевая игра повышает мотивацию учащихся, добавляя интерес к ходу урока, дает возможность использовать язык в различных аспектах, что положительно сказывается на его применении в будущем.
Ролевые игры представляют собой средства обучения, которые могут быть использованы, чтобы помочь учащимся понять более тонкие аспекты литературы, социальных исследований, и даже некоторые аспекты науки или математики. Кроме того, такая деятельность может помочь им стать более заинтересованными и активными, и не только узнавать материал, но и интегрировать знания в действии путем решения проблем, изучения альтернативных вариантов и поиска новых и творческих решений. Ролевые игры это лучший способ развить навыки инициативы, коммуникации, решения проблем, самосознания и работы в команде.
Нами было выявлено понятие ролевой игры и рассмотрены причины, почему необходимо внедрять данный вид работы в обучение иностранному языку. Так же мы сравнили роль учителя и учащихся в игровой деятельности и выявлены проблемы, возникающие в ходе внедрения ролевой игры в учебную деятельность.
В практической части нами были разработаны собственные примеры ролевых игр для среднего этапа обучения иностранному языку. Также одна из игр была апробирована на базе 7 класса.
Первый этап включал в себя тестирование на определение имеющегося уровня знаний лексики.
Второй этап включал в себя собственно подготовку к ролевой игре, через выполнение комплекса упражнений по соответствующим темам, а также ролевую игру - как демонстрация, полученных в ходе эксперимента, знаний.
Третий этап подразумевал выполнение итогового тестирования и последующая рефлексия.
Результаты тестирования показали, что ученики, участвующие в эксперименте, изучающие лексику в активной, игровой форме, наиболее точно усвоили данную тему, нежели ученики, обучавшиеся традиционным методом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ролевая игра имеет положительное влияние на учащихся и повышает их мотивацию к изучению иностранных языков. Так же она развивает память, мышление и воображение, что тоже немаловажно.
Итак, мы доказали, что применение ролевых игр на уроках способствует эффективному использованию иностранного языка на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе, что положительно сказывается на формировании навыков изучения иностранного языка.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Знание, 1987. - 204 с
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М:Педагогика, 2007г. 96с.
3. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: учебник для 7 класса
4. Биболетова М.З. Авторская программа к курсу «Enjoy English» для 2 - 9 классов общеобразовательной школы. // Английский язык в школе. 2002. С. 4-20 с.
5. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам : поиск новых путей.. М.: Иностр.яз.в школе. 1989. С. 19-26.
6. Бочарникова А. Ю. Роль сотрудничества преподавателя и обучающегося на уроке иностранного языка. Наука, Образование, Общество: современные вызовы и перспективы. АР-Консалт, Москва 2013 с.75;
7. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед.вузов.-2-е изд. М.: Просвещение. 2008. 232 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.: Детская психология. 1984. Т.4. 415 с.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия. 2009. 336 с.
10. Голандам А.К., Косарева Т.Б. Иностранный язык в системе среднего и высшего образования. - М.: Социосфера, 2011. - 278 с.
11. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 47.
12. Гришина Е.А. Психотерапевтический подход в обучении иностранным языка//Вестник МГЛУ. Серия «Педагогические науки», выпуск № 16 (676). М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ. 2013. С.125-135.
13. Дейкова, Л.А. Культура как аспект иноязычного лингвистического образования/ Л.А. Дейкова// Проблемы системного развития цивилизованного интегрированного общества. Под редакцией Н.Д. Никандрова, Н.И. Калакова. - Ульяновск, 2011. - С. 62 - 101.
14.Зимняя ИЛ. Педагогическая психология. М.: Логос. 1999. 383 с.
15. Климентенко А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Педагогика, 1981. - 223 с...(38)