Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий с использованием игровых технологий при обучении говорению на уроке английского языка в 5 классе

Работа №149951

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2021
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки и основания исследования игровых технологий при обучении говорению как средства развития коммуникативных учебных действий на уроке английского в 5 классе основной школы 9
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и
основные структурные компоненты 9
1.2 Психолого-педагогические и возрастные особенности обучающихся 5
класса 16
1.3 Использование игровых технологий при обучении английскому языку в
процессе развития коммуникативных УУД 20
1.3.1 Подходы зарубежных и отечественных исследователей к определению
игры 21
1.3.2. Виды игровых технологий и их особенности в процессе обучения
иностранному языку 26
1.4 Говорение как продуктивный вид речевой деятельности 30
Глава 2. Методическая разработка комплекта игровых технологии по развитию коммуникативных УУД при обучении говорению на уроке английского языка в 5 классе (на материале УМК «Английский в фокусе»("Spotlight-5")) 36
2.1 Методический анализ УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight-5") 36
2.2. Комплект игровых технологий, направленных на развитие
коммуникативных УУД 40
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение А 54
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г 57
Приложение Д 58

Современное школьное образование претерпевает серьезные изменения. В первую очередь это связано с внедрением в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одной из важных целей современной педагогики следует считать формирование у подрастающего поколения способности к конструктивному общению. Это умение необходимо как для установления позитивных контактов между людьми, так и для осуществления плодотворной совместной деятельности. В связи с этим создание условий для формирования у обучающихся коммуникативных действий как составляющей УУД является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогом в современной школе.
Развитию коммуникативных УУД следует уделять внимание при изучении всех школьных предметов, в том числе при организации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка.
Уроки английского языка обладают высоким потенциалом формирования коммуникативной культуры школьников. С целью развития коммуникативных УУД может быть организована совместная деятельность, а также созданы условия для индивидуально-групповой работы обучающихся.
Проблемой развития коммуникативных универсальных учебных действий занимались такие исследователи, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Зимняя, Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюева, А.Г. Ривин, Б.Л. Яшин и др.
А.Г. Асмолов дает следующее определение категории коммуникативных УУД - это способность субъекта осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных задачах.
Существуют разные способы развития коммуникативных универсальных умений. Как один из них можно выделить игру и игровые технологии, которые в педагогическом процессе занимают важное место.
Участие в языковых играх позволяет детям сформировать важные коммуникативные УУД наиболее простым и увлекательным для них способом. Значение учебной игры трудно переоценить: новые умения помогут обучающимся находить решения в различных ситуациях реальной жизни и в значительной степени определят их успешную включенность в социальное пространство. Поэтому игровые технологии в процессе преподавания иностранного языка, да и школьного обучения в целом требуют пристального внимания со стороны современного учителя.
Как следует из научной литературы и учительской практики, интерес к изучению иностранного языка ослабевает примерно к 5 классу. Подросток находится на пороге возрастного кризиса, он теряет мотивацию к обучению, причем не только иностранным языкам, но и к учебной деятельности в целом. Соответственно снижается уровень его владения коммуникативными универсальными учебными действиями. Это выражается в появлении сложностей с построением логического высказывания, формулированием проблемы, с аргументацией при изложении своей точки зрения. Школьнику становится сложно поддерживать беседу по какой-либо теме или участвовать в принятии совместных решений.
Между тем развитие коммуникативных умений в младшем подростковом возрасте имеет огромное значение - это один из факторов, влияющих на результативность всего обучения, но не только: сформированные способности к коммуникации влияют на степень социализации школьника, а главное, на развитие его личности.
Актуальность подобных вопросов требует от учителей поиска путей их решения, а также повышения эффективности педагогической работы по развитию коммуникативных УУД.
Необходимость разрешения проблемы и определила выбор темы нашего исследования: «Работа по развитию коммуникативных
универсальных учебных действий с использованием игровых технологий при обучении говорению на уроках английского языка в 5 классе»
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методическое обеспечение процесса развития коммуникативных УУД в 5 классе в процессе изучения иностранного языка с использованием игровых технологий при обучении говорению.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 5 классов.
Предмет исследования - использование игровых технологий при обучении говорению как средства развития коммуникативных УУД у обучающихся 5 классов в процессе изучения иностранного языка.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой коммуникативные УУД у обучающихся 5 классов эффективно развиваются в процессе изучения иностранного языка, если:
- определены сущность и структура коммуникативных универсальных учебных действий;
- учитываются возрастные особенности младших подростков;
- на занятиях используются игровые технологии, направленные на развитие навыков коммуникации и наиболее эффективное усвоение учебного материала.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом, выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, а также изучить предшествующий опыт психолого-педагогической работы в области формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
2. Определить сущность коммуникативных универсальных учебных действий и изучить УУД, актуальные для обучающихся 5 классов.
3. Выявить педагогический потенциал игровых технологий на уроках английского языка для развития коммуникативных УУД у обучающихся 5 классов.
4. Теоретически обосновать методическое обеспечение развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 5 классов.
5. Составить комплект игровых технологий, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 классов на уроках английского языка при обучении говорению.
В работе использовались следующие методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов в сфере образовательной деятельности; опытная работа.
Теоретическую основу исследования составили: работы ведущих ученых по проблемам развития универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, С.А. Тюрикова и др.); использования игровых технологий при обучении (Л.Я. Желтовская, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов и др.); психолого-методических особенностей обучения говорению на уроках английского в 5 классе (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Коряковцева, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов и др.).
Новизна исследования заключается в авторской разработке комплекта игровых технологии при обучении говорению, направленных на развитие коммуникативных УУД,
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания английского языка в 5 классе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во Введении формулируется цель и задачи исследования, определяется его объект и предмет, раскрывается актуальность, новизна и практическая значимость.
В Главе 1 «Теоретические предпосылки и основания исследования игровых технологий при обучении говорению как средства развития коммуникативных учебных действий на уроке английского языка в 5 классе основной школы» рассматриваются теоретические аспекты и ключевые понятия исследуемой проблемы.
В Главе 2 «Методическая разработка комплекта игровых технологии по развитию коммуникативных УУД при обучении говорению на уроке английского языка в 5 классе» рассматривается практическая сторона исследуемой проблемы: здесь представлен методический анализ УМК для обучающихся 5 класса, а также предложены дополнительные игровые технологии, направленные на развитие коммуникативных УУД.
В Заключении приводятся выводы и обобщения полученных результатов исследования.
Библиографический список включает 38 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать выводы.
Проблема развития коммуникативных УУД в процессе изучения английского языка актуальна и требует внимания со стороны учителя. Данная тема рассматривалась такими авторами, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Зимняя, Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюева, А.Г. Ривин, Б.Л. Яшин и др.
Развитие коммуникативных учебных действий подразумевает формирование коммуникативных навыков, умение высказываться и учитывать мнения партнеров, продуктивное сотрудничество.
Согласно А.Г. Асмолову, формирование УУД происходит на протяжении всего образовательного процесса при изучении каждой из дисциплин, а также во время внеурочной деятельности, при учебном сотрудничестве и решении различных задач в процессе жизнедеятельности учащихся
Коммуникативные универсальные учебные действия направлены на умение обучающихся прислушиваться к чужому мнению и выражать свое, работать в группах. Показателями формирования коммуникативных УУД являются достижение общей цели совместными усилиями, а также организация и осуществление совместной деятельности.
Существуют различные способы развития универсальных коммуникативных навыков. Среди них можно выделить игру и игровые технологии, которые занимают важное место в педагогическом процессе.
Игра положительно влияет на воспитание личностных качеств обучающегося, таких как самостоятельность, инициативность, и способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
Применение игровых технологий способствует удовлетворению потребности младшего подростка в общении со сверстниками не только во внеучебное время, но и на уроках, поскольку при такой организации деятельности школьники активно взаимодействуют друг с другом: это вызывает у них интерес к учебному процессу.
Говорение - это сложный и многоаспектный процесс, являющийся неотъемлемой частью нашей жизни, так как при помощи него люди имеют возможность свободно взаимодействовать друг с другом, обмениваясь разного рода информацией. При обучении навыку говорения на среднем этапе обычно делается упор на развитие навыков диалогической речи, что обусловлено способностью учащихся данной возрастной группы гораздо лучше усваивать информацию в процессе активного взаимодействия друг с другом, чем посредством чтения или письма.
Процессу формирования коммуникативных УУД соответствует именно диалогический подход, хотя это не отрицает важности монолога. Диалогический подход предусматривает отношение к партнеру по общению как к самостоятельному и равному его участнику, а не как к объекту воздействия. При развитии коммуникативной культуры предпочтение отдается диалогу, который предполагает взаимное уважение, открытость, доброжелательность, доверие к собеседнику. Диалог способствует созданию наиболее благоприятных условий для развития коммуникативных навыков, и развитие диалогической речи, таким образом, напрямую определяет повышение уровня сформированности УУД.
Учитывая все факты, которые были изложены в теоретическом исследовании, развитие коммуникативных УУД у обучающихся 5 класса будет успешно достигнуто при регулярном и целенаправленном применений игровых технологий в учебном процессе при обучении говорению.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 41 с.
2. Абдыбекова Н. А., Добаев К. Д. Развитие речевой деятельности
студентов при изучении английского языка // Интерактивная наука. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZrazvitie-rechevoy-deyatelnosti-
studentov-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 31.04.2020).
3. Азимов Г.Э., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
6. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3. 1996. 27 с.
7. Бьюзен Т. Интеллект-карты: Полное руководство по мощному инструменту мышления / "Манн, Иванов и Фербер", 2018. 208 с.
8. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight 5 (Английский в фокусе): учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. 164 с
9. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1973. 99 с.
10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. №6. 1966 С. 62 - 68
11. Голышкина И.В. Изучаем английский язык играя 5- 6 классы Волгоград Изд.: Учитель, 2007.
12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 216 с.
13. Давыдов В.В. Организация развивающего обучения в 5-9 классах средней школы. М.: ИНТОР, 1997. 32 с.
14. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников // Начальная школа. 2011. № 5. С. 50-57.
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
16. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. - М.: Дрофа, 2008. 431 с.
17. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001. 163 с.
18. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. М., 2010. С. 23-184.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие.4-е изд. / И.Ю. Кулагина М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1996. 120 с.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. С.303-323
21. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Издательство Красанд, 2010. 214 с.
22. Массен П., Конджер Дж., Кача Дж., Хьютон А. Развитие личности ребенка /Под ред. А.М.Фонарева. Прогресс, 1987. 269 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1997. 356 с.
24. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
25. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991. С. 223
26. Пассов Е.И. и др. Мастерство и личность учителя. На примере деятельности учителя иностранного языка. М.: Флинта-Наука, 2001. 240 с.
27. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам М.: Издательство «Русский язык», 1977. 214 с
28. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. 223 с.
29. Смирнова Е.О., Соколова М. В., Шеина Е. Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии. Современная зарубежная психология. № 1 / 2012. С. 53-62
30. Смирнова Е.О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии. Современная зарубежная психология. Т. 3, № 4 / 2014 с.5-8
31. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности // Вестник евразийской науки. 2014. №3 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye- universalnye-uchebnye-deystviya-suschnost-i-pokazateli-sformirovannosti (дата обращения: 03.05.2021).
32. Уайзер Г., Фоломкина С. Развитие понимания устной речи в 5 - 6 классах / Г. Уайзер, С. Фоломкина // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 57 -59.
33. Частухина А.Ю. Развитие навыков устной речи./Иностранные языки в школе / Золотые страницы // гл. ред. Каменицкая Н.П. М.: «Чеховский полиграфический комбинат» 2011, №4. с. 98-103
34. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 2018. № 3. С.17-24
35. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. 193 с
36. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching. London: Longman. 2001. 445 p.
37. Willem J. M. Levelt Speaking: From Intention to Articulation. MIT Press, 1993. 566 p.
38. Peter Hastie P. Student-Designed Games: Strategies for Promoting Creativity, Cooperation, and Skill Development. Human Kinetics, 2010. 192 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ