ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 8
1.1. Содержательная характеристика говорения как вида речевой деятельности 8
1.2. Цели и содержание обучения говорению в средней школе 18
1.3. ЕГЭ как форма итогового контроля по иностранному языку 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 32
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 33
2.1. Трудности, возникающие в процессе подготовки и сдачи устной части ЕГЭ по английскому языку 33
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по английскому языку для 11 класса общеобразовательной школы 39
2.3. Комплекс упражнений и методические рекомендации для преподавателей и учащихся при подготовке к выполнению заданий устной части ЕГЭ по английскому языку 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
Современная интернациональная обстановка, межнациональные экономические и политические объединения служат причинами того факта, что с каждым разом всё возрастающее число специалистов из разных сфер науки и техники включается в непосредственное установление международных научно-технических связей, сопутствуемых значительным ростом и распространением межкультурных и деловых контактов, - все это повлияло на требования к характеру и уровню знаний иностранного языка и тем самым определило некоторые принципы и параметры новых методов обучения, в частности, иностранным языкам.
При обучении иностранному языку в условиях средней общеобразовательной школы у преподавателей возникают сложности с применением учебно-методических комплексов, так как методы обучения оказываются несоответствующими современным требованиям к освоению иностранного языка. Попытки применить знания на практике заставляют подвергнуть сомнению обоснованность экзаменационной оценки по иностранному языку в средней общеобразовательной школе, так как, несмотря на достаточно четкие и определенные требования к уровню владения иностранным языком, учебно-методические комплексы всё еще основаны на традиционных методах обучения, где теоретическим знаниям уделяется больше внимания, чем умениям и навыкам в самом языке, и где владение устной речью имеет второстепенное значение, а не является способом создания других речевых навыков.
Актуальность темы данной работы определяется проблемой недостаточности методических разработок в УМК по английскому языку при подготовке к выполнению заданий раздела «Г оворение» в ЕГЭ по английскому языку, так как устная часть была включена в состав экзамена только в 2015 году. В связи с этим у преподавателей и учащихся возникает ряд трудностей при подготовке и непосредственной сдаче вышеназванного раздела. Одной из основных трудностей является низкая сформированность навыков говорения.
В настоящее время обучению говорению в школе не уделяется достаточно времени и усилий, в то время как говорение входит в состав экзаменационных испытаний не только в России, но и в международные тесты: TOEFL, Cambridge First Certificate in English, IELTS и другие. В связи с этим говорение должно занимать существенное место в современных учебно-методических комплексах по английскому языку уже с первого года обучения, так как считается самым трудоемким в изучении английского языка.
Важно отметить, что, в отличие от аудирования, говорение не ставит высоких требований к количеству лексических единиц, объему языкового материала как условию, способствующему формированию коммуникативных умений. Однако, существует достаточно строгий диапазон необходимого минимума словарного и языкового материала в целом, которым должен освоить школьник для полноценного участия его как личности в процессе общения. Этот минимальный объем, помимо словарного и грамматического материала языка, подразумевает овладение целым рядом базовых экстралингвистических средств, в нашем случае, английского языка, как, например, темп речи, интонация, паузация, а также жестомимические особенности данного языка.
Недооценка говорения крайне отрицательно влияет на языковую подготовку учащихся. Однако большинство современных выпускников школ в действительности не владеют данным умением, в то время как знания о том, как логично и экспрессивно выразить свою мысль, дают возможность достигнуть воспитательных, образовательных и развивающих целей.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Методика подготовки учащихся общеобразовательной школы к выполнению заданий устной части единого государственного экзамена по английскому языку».
Объект исследования: подготовка учащихся общеобразовательной школы к сдаче единого государственного экзамена по английскому языку.
Предмет исследования: методика организации подготовки учащихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку....
Содержанием говорения является выражение мыслей, изложение информации в устной форме. Важнейшими параметрами говорения как вида речевой деятельности выступают следующие компоненты: мотив - потребность высказать свое мнение; цель и функции - характер воздействия на партнера, способ самовыражения; предмет - своя или чужая мысль; структура - действия и операции; механизмы - осмысление, предвидение, комбинирование; средства - языковой и речевой материал; речевой продукт - типы диалогов, монологических высказываний; условия - речевые ситуации; наличие или отсутствие опор.
Отечественные методисты указывают, что целью обучения говорению на уроке иностранного языка в средней школе является совершенствование таких речевых навыков, которые позволили бы выпускнику использовать их в не учебной речевой практике на уровне повседневного бытового общения.
Говорение служит одновременно средством формирования смежных речевых и языковых навыков и как самостоятельная цель обучения.
В методике различают два вида речи: подготовленный и неподготовленный. Основой подготовленного вид речи является предварительное обеспечение высказывания языковым материалом, выделение времени на подготовку. Неподготовленная речь в данный конкретный момент осуществляется без всякой подготовки и без зрительных опор.
При обучении говорению большое значение имеет учитывание соотношения его важнейших форм: монолога, диалога и полилога, зависящих от количества собеседников, участвующих в речи, цели высказывания и условий взаимодействия.
По окончании базового курса обучения английскому языку у выпускников должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:
• осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в рамках сфер, тематики и ситуаций общения;
• делать высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
Важно организовывать процесс обучения на изучаемом языке, однако не стоит сосредотачиваться только на языковых проблемах, формируя у школьников навыки говорения.
Вопросы контроля умений говорения являются актуальными как для педагогической теории, так и для педагогической практики, так как повышение качества преподавания и обучения напрямую связано с улучшением системы контроля. На современном этапе роль контроля резко возрастает в связи с требованиями школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания.
В настоящее время ЕГЭ как форма итогового контроля знаний по английскому языку позволяет проверить владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) и все аспекты языка (фонетика, лексика, грамматика, орфография и пунктуация), что помогает корректно и объективно установить уровень иноязычной коммуникативной компетенции выпускников.
Анализ результатов ЕГЭ 2015 - 2016 гг. по английскому языку на территории Свердловской области показал, что учащиеся допускают следующие типичные ошибки в выполнении заданий устной части: отступление от темы; отсутствие адресности, т.е. обращения к предполагаемому собеседнику; отсутствие вступительной и заключительной фразы; включение по одной фразе в каждый пункт плана; ошибочное разъяснение содержания картинки; наличие фонетических и грамматических ошибок в ответах.
С учетом результатов изучения теоретических трудов по вопросам говорения как виду речевой деятельности, обучения говорению, специфики ЕГЭ по английскому языку, в частности, целей и задач введения устной части на экзамене; итогов исследования УМК для 11 - х классов и типичных ошибок учащихся в процессе сдачи экзамена, мы разработали комплекс упражнений, которые помогут преподавателям и учащимся определить подходящую для них стратегию подготовки и успешной сдачи устной части единого государственного экзамена по английскому языку....
1. Нормативно - правовые акты:
1. ЕГЭ. Сборник нормативных документов. - М.: 2002. - 416 с.
2. Примерные программы по иностранным языкам. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 47с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. - 45 с.
2. Монографии, брошюры, статьи, выступления:
4. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. - М.: Высшая школа, 1998. - 128 с.
5. Болотов В.А. (редактор) Единый государственный экзамен. Сборник статей. - М.: Логос, 2002. - 208 с.
6. Бухбиндер, В. А. Устная речь как процесс и как предмет обучения / В. А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В. А. Бухбиндера. — Киев: КГУ, 1980. — 568 с.
7. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - М., 2001. - 126 с.
8. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). - Москва: Издательство Московского университета, 1969. - 160 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. - 336 с.
12. Гальперин П. Я. Новые возможности обучения, в частности, иностранным языкам / П. Я. Гальперин // Вопросы методики преподавания иностранных языков. - М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 12-18...(56)