ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ 7
1.1 Занятия акробатикой 7
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей
младшего школьного возраста 17
1.3 Понятие гибкости 21
1.4 Формы проявления гибкости и факторы, влияющие на ее проявление . 25
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 37
ГЛАВА 3 ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ
ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
3.1 Обоснование средств и методов развития гибкости у детей младшего
школьного возраста 39
3.2 Оценка эффективности разработанной методики развития гибкости у
детей младшего школьного возраста 41
3.3 Результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования .В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как многофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически. Недостаточная гибкость увеличивает затраты энергии при движениях и ограничивает проявление таких физических качеств, как сила, скорость движений и выносливость. Кроме того, недостаток гибкости может привести к травмам мышц и связок, нарушениям в осанке и изменениям в походке, возникновению остеохондроза и отложению солей. Слабое развитие гибкости препятствует перемещению отдельных звеньев тела, что затрудняет общую координацию движений человека[1,2]. Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц - антагонистов. Это значит, что про явления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации [3]. Зависит гибкость от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц, от пола, возраста, времени суток, в которое развивают гибкость. Акробатика дает возможность сочетать повышение гибкости с развитием силовых способностей. Это в значительной мере укрепляет мышечно-связочный аппарат, так как занятия акробатикой увеличивают силу и растяжимость мышц. Акробатика улучшает межмышечную координацию ребёнка: мышцы, осуществляющие движение, приводятся в напряжение, а растягиваемые, при этом, мышцы произвольно расслабляются. Такая согласованная работа мышц также способствует развитию гибкости[4]. Упражнения в акробатике задействуют все звенья опорно- двигательного аппарата. Сочленения кисти, тазобедренные, плечевые, голеностопные и другие важные для жизненно необходимой деятельности суставы ребёнка получают гармоничное развитие подвижности благодаря занятиям акробатикой. Кроме того, регулярные занятия акробатикой активизируют процессы кровообращения и обмена веществ в суставах, делая их более крепкими и гибкими. Было установлено, что дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к развитию гибкости. В этом возрасте психофизиологические предпосылки создают благоприятные условия для динамичного освоения и совершенствования сложных произвольных движений. Скелет младших школьников содержит большое количество хрящевой ткани, связки эластичны, суставы весьма подвижны. Координационные и мыслительные способности ребенка уже достаточно развиты, он готов осознанно слушать взрослых и целенаправленно выполнять необходимые упражнения [5].
Целью нашего исследования являлось определение наиболее эффективных методов развития гибкости у детей 7-9 лет средствами акробатики
Предмет исследования - развитие гибкости у детей 7-9 лет средствами акробатики.
Объект исследования - учебно -тренировочный процесс
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Измерение показателей гибкости у детей младшего школьного возраста .Составление и реализация комплексов упражнений по развитию гибкости .
3. Оценка полученных результатов.
Гипотеза В основу нашего исследования легло предположение о том, что проведение систематических занятий акробатикой , направленных
на развитие гибкости, окажет эффективное влияние на повышение показателей гибкости.
При написании работы использовался метод изучения и анализ литературных источников, педагогический эксперимент; метод математической статистики.
Исследование проводилось на базе школы №3 г. Ачинска, в четыре этапа.
На первом этапе - проводился выбор темы исследования, определение объекта, предмета, цели и задач исследования. Разработка гипотезы.
На втором этапе - работа с литературой. Подбор испытуемых и выбор методов исследования.
На третьем этапе - проведение педагогического эксперимента и обработка результатов. Формулирование выводов.
На четвертом этапе - оформление работы.
1. При обзоре литературы по теме исследования мы выявили, что:
• особенности применения упражнений на гибкость в работе с школьниками объясняются тем, что наряду с пластичностью опорно - двигательного аппарата у детей мышцы и связки еще очень слабы, резкое значительное увеличение нагрузки им непосильно и может привести к травмам. Развитие гибкости должно идти в соответствии с развитием мышечной силы. Так как мышцы, окружающие суставы, у детей еще недостаточно сильны, то может появиться чрезмерная подвижность суставов;
• возрастной период от 4 до 7 лет является наиболее важным в плане формирования правильной осанки;
2. Измерили показатели гибкости у детей младшего школьного возраста. Для получения достоверных результатов о наличии уровня гибкости контрольной и экспериментальной групп использовались два метода определения гибкости: наклон вперед из положения стоя и наклон вперед из положения сидя. На начало эксперимента эти результаты не имели достоверных различий.
3. Мы составили и реализовали комплексы упражнений по развитию гибкости и формированию правильной осанки у детей младшего школьного возраста занимающихся акробатикой.
4. В результате проведенного исследования, установлено, значительный прирост показателей гибкости у детей младшего школьного возраста занимающихся акробатикой, может быть, достигнут путем проведения занятий направленных на развитие гибкости и формирование правильной осанки.
1. Арушанова, А. П. Энциклопедия спорта / А. П. Арушанова. - Москва : Просвещение, 2011. - 512 с.
2. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России. // Теория и практика физ. Культуры, -2011.- №1.- С 50-56.
3. Бейлин В.Р., Зеленко А.Ф., Кожевников В.И. Обучение акробатическим
упражнениям: учеб.пособие. - Челябинск: Изд.центр «Уральская
академия», 2006. - 120 с.
4. Белоусова В.В. Педагогика физической культуры: Учебник.-М.:Из-во Академия, 2005.-365с.
5. Воротынцев, А.И. Спорт сильных и здоровых / А.И. Воротынцев.- Москва: Советский спорт, 2012. - 139 с.
6. Гимнастика: Учеб.для вузов /Под ред.М.Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -448с. -28,0 печ.л.- (Высш. проф.образование).
7. Гимнастика: учебник. - Изд. 2-е, доп. перераб. / Баршай В.М., Курысь В.Н., Павлов И.Б. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 330 с.
8. Гостев Р.Г. Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы // Физическая культура и спорт в Российской Федерации / Р.Г. Гостев, С.И. Гуськов. - Москва : Импульс-Принт, 2010. - 438 с.
9. Давиденко, Д. Н. Физическая культура и здоровый образ жизни /Д. Н. Давиденко, // Физическая культура в высших учебных заведениях: ответы на вызовы нового века: Материалы межвуз. научн.- практ.конференции, 16 апреля 2002 г. - М. : МГСА, 2012. - С. 11-13.
10. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. -6-е изд., доп. И испр. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 444 с.
11. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студентов педагогических вузов - М.: Высш.шк., 2005.-325с
12.Загайнов Р. М. Психология современного спорта высших достижений: Записки практического психолога спорта. М.: Советский Спорт, 2012. - 292 с.
13.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
14. Камалетдинов В.Г. Физкультурно-спортивное движение: управление, пути совершенствования / В.Г. Камалетдинов // Теория и практика физической культуры. -2011. - № 4. - С. 19-21.
15. Кедровский Б.Г. Взаимоотношения тренеров с юными спортсменами / Б.Г. Кедровский // Физическое воспитание студентов. -2013. -№ 4. -С. 31-34.
16. Козин Е.А. Спортивная акробатика как базовое средство физической подготовки детей дошкольного возраста (6-7 лет) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №1. - С. 50-52.
17. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях
дополнительного образования: Акробатика. - М.: Владос, 2005. - 63 с.
18. Козлова В.И. Физиология: Учебное пособие. - М.: Терра-спорт, 2003.¬231с.
19. Коренберг В. Б. Лекции по спортивной биомеханике: учебное пособие. - М.: Советский Спорт, 2011. - 206 с.
20. Крылько, А. Г. История спорта. Большая энциклопедия / А. Г. Крылько. - СПб : АСТ, 2012. - 465 с.
21. Лукьяненко В.П.Физическая культура : основы знаний : Учебное
пособие.-Ставрополь : Изд-во СГУ. - 2011. - 224 с.
22. Макарова Г.А. Справочник детского спортивного врача: клинические аспекты. - М.: Советский спорт, 2008. - 440 с.
23. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. - СПб.: Питер, 2006. - 583с.
24. Малиновский С.К. Методика совершенствования специальной
физической подготовки акробатов на этапе начальной спортивной специализации: дис.канд. пед.наук : 13.00.04.- Хабаровск, 2003. - 172 с.
25. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры. -М.: Советский Спорт, 2010. -340 с.
26. Мельников В. С. Физическая культура: Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2010. - 114 с.
27. Микрюкова Ю.А. Теория методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - М.: Академия,2005.-415с.
28. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. М.: Физическая культура, 2010. - 240 с.
29. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: Учеб.для вузов. - М.: Физическая культура, 2010. - 208с. -13 печ.л.
30. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно¬
методические основы подготовки спортивного резерва: монография. - М.: Советский спорт, 2005. - 232 с.
31.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.:
ООО«Издательство Астрель»:«Издательство АСТ», 2003. - 863 с.
32.Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н.Г.Озолин. - М.: АСТ : Астрель , 2004. - 863 с.
33.Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культуры. /Под ред. А.А. Гужаловского: - Москва Физкультура и спорт, 2011. - 352с.
34.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 2006. -304с.
35. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 2-3лет: Учебное пособие. — М.: Академия, 2008.-143с.
36. Пилюк Н.Н. Моделирование системы соревновательной деятельности в спортивных видах гимнастики // Теория и практика физической культуры.- 2004. - № 7. - С. 38 - 39.
37. Пилюк Н.Н. Система соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации [состав, структура, управление]. - Краснодар: КубГАФК, 2000. - 185 с.
38. Пилюк Н.Н., Безродная Н.С. Система подготовки спортсменов высокой квалификации в спортивных видах гимнастики. - Курс лекций. - Краснодар: РИО КГУФКСТ, 2008. -139 с.
39. Пилюк Н.Н., Жигайлова Л. В. Средства совершенствования
специальной физической подготовленности в тренировке высококвалифицированных акробаток - прыгуний. - Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2012. - № 3. - С. 7 - 12.
40. Потапчук А. А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей.Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2001. - 166 с.
41. Ростовцев В.Л. Методология организации эффективных двигательных режимов комплексного контроля и тренировки /В.Л. Ростовцев// Вестник спортивной науки. -2011.- № 1. -С. 5-9.
42. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.: Учебник. - М.: Академия,2005.-265с.
43. Савчук А.Н., Мясникова Н.И. Общеразвивающие и специальные физическиеупражнения для развития двигательных способностей. (Методическоепособие для учителей общеобразовательных школ, студентов педагогических вузов, тренеров и преподавателей кадетских корпусов).Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 160 с.
44. Сикорская Г.М,Моргунова М.Н. Основные средства физической культуры/ Г.М. Сикорская, М.Н. Могунова // Воронежский научно¬технический Вестник. -2012.- N2. -С.48-58.
45. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Холодов Ж.К. - М.: «Академия», 2002. - 480 с.
46. Тимушкин, А.В. Физиология физического воспитания и спорта: Учебное пособие /А.В. Тимушкин. -: Изд-во Балашов 2011.-71с.
47. Фискалов В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов [Текст]: учебник /В.Д. Фискалов. - Москва: Советский спорт, 2010. - 392 с
48. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 480с.
49. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебник. - М.: Физкультура и спорт , 2004. - 207с.
50. Юдин В.Д. Теория и методика физического воспитания и спорта. - Москва: Инфра-М, 2011. - 280 с.