Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТЕХНИКИ ЙОГИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №82133

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие хореографических способностей детей:
теоретические аспекты 9
1.1. Характеристика хореографических способностей детей
(«вращение», «устойчивость») 9
1.2. Йога как метод развития хореографических способностей детей
(исторические, духовно-культурные, практико-теоретические аспекты) 17
1.3. Физические и психологические особенности развития
хореографических способностей детей 7-9 лет 25
Выводы по главе 1 35
Глава II. Опыт применения йоги как одного из эффективных средств развития хореографических способностей у детей младшего школьного возраста 36
2.1. Разработка комплекса упражнений для развития хореографических
способностей у детей 7-9 лет на основе техники йоги 36
2.2. Развитие хореографических способностей («устойчивость» и «вращение») у воспитанников детского хореографического коллектива «Карамель» (учреждение дополнительного образования, г.Казань ) в процессе выполнения комплекса упражнений на основе техники йоги и обобщение
результатов экспериментальной работы 45
Выводы по главе II 57
Заключение 58
Литература 61
Глоссарий 67
Приложения 79

Актуальность исследования. В последнее десятилетие новые стандарты образования определяют иные требования к участникам образовательного процесса, поскольку высшая школа должна отвечать вызовам времени и соответствовать запросам общества. В настоящее время осуществлены реформы и модернизация образования, действующие стандарты определяют высокий уровень требований к качеству профессиональной подготовки педагогов в области музыкального, хореографического и других видов искусства. Перед педагогами системы дополнительного образования стоят задачи художественного воспитания и просвещения учащихся и одновременно ранней профессиональной ориентации наиболее талантливых воспитанников, что сопряжено с их соответствующей подготовкой. В работе с юными танцовщиками педагог- хореограф решает множество задач, он должен развивать у учащихся многие профессиональные способности, такие как «вращение», «устойчивость (апломб)», «выворотность», танцевальный шаг, гибкость, прыгучесть, а также музыкальность, чувство ритма, артистизм, способность выражать средствами хореографического искусства разнообразные эмоции, чувства, отношение к окружающему миру. В этом контексте хореографическое искусство и музыка, неразрывно связанные между собой, открывают большие возможности для духовного воспитания и физического развития подрастающего поколения.
Одной из наиболее сложно поддающихся развитию в детском возрасте является способность к вращению, которая развивается на основе апломба. Также необходимо воспитывать у учащихся необходимые для танцовщика психологические качества: силу воли, выносливость, психологическую устойчивость, художественную эмоциональность.
Развитие вышеперечисленных хореографических способностей может достигаться разными средствами классического, историко-бытового, народно-сценического танца, ритмики, гимнастики, акробатики. Эти способы считают традиционными, так как они наиболее известны практически каждому из педагогов-хореографов, проверены опытом и, безусловно, позволяют достигать желаемого результата. Однако в настоящее время, когда повышаются и усложняются требования к профессиональной подготовке подрастающего поколения, необходимо искать новые дополнительные средства и возможности в педагогике искусства, с тем, чтобы раскрыть весь потенциал юных танцовщиков, так как порой традиционные способы не всегда «решают» поставленные задачи в полной мере.
Одним из нетрадиционных средств развития танцевальных способностей является йога. Ее можно рассматривать как образ действий, при котором внимание целиком и полностью сконцентрировано на движении. Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: «...мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны - статичные упражнения йогов - хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии. В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного - духа («тренированное тело способствует тренировке ума»)» [63, с. 76].
Немаловажно, что при использовании йоги, например, в партерной гимнастике в работе с юными исполнителями решается множество задач: развивается гибкость, выносливость, устойчивость, укрепляется мышечный и костный аппарат, формируется умение правильно дышать при исполнении элементов хореографии. Также йога способствует воспитанию в детях умения осмысленно исполнять каждое движение в каждый момент танца. А это является одной из проблем в детской хореографии, когда юные артисты, выходя на сцену, исполняют танцевальные «фигуры» механически, не наполняя смыслом заученные во время репетиций движения. Таким образом, изучение и применение йоги в обучении детей танцевальному искусству в системе дополнительного образования является актуальным для современной педагогики в области хореографии.
Степень изученности. В современной психологии проблеме развития способностей посвящены работы Л.Г. Алексеевой, JI.C. Выготского, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, Е.П. Ильина, Н.И. Красногорского, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, Д. Б. Эльконина. Проблемы профессионального обучения, в том числе формирования профессиональных умений и навыков исследовали A.B. Запорожец, А.Ц. Пуни; психофизические особенности учащихся хореографического училища изучали К.Л. Гейхман, Ф.З. Меерсон, И.М. Пономарёва; влияние формы тела на двигательную активность и анатомо-физиологическое развитие исследовали П.Б. Коловарский, И.А. Баднин, М. Ф. Иваницкий.
К теории и практике обучения искусству танца в разные годы обращались Н.П. Базарова, А. Я. Ваганова, Х.П. Иогансон, B.C. Костровицкая, Н.Г. Легат, В.П. Мей, М.И. Петипа, В.И. Пономарев, А.И. Пушкин, Н.И. Тарасов; работы по выявлению у детей способностей к освоению искусства танца и приему в хореографические школы написали И.А. Баднин, Е.П. Валукин, Т.И. Васильева, М.Ф. Иваницкий, З.С. Миронова, С.С. Холфина, Г.Н. Прибылов и др.
Наиболее известным древним трактатом, посвященным йоге и переведенным на русский язык является Шандилья Упанишада (VI век до н.
э.), это один из самых древних текстов на планете с упоминанием и описанием асан хатха-йоги. Упанишады — это заключительные части Вед. Также это «Хатха-йога-прадипика», написанная опытным практиком Сватмарамой в начале прошлого тысячелетия. Различные аспекты йоги разрабатываются и современными авторами, так о технике исполнения йоги написаны, с учетом накопленной практики, работы А.Н. Зубкова, А.П. Очаповского, А.Пахомова.
Специфику обучения йоге детей исследовали А.И. Бокатов, Л. И. Латохина, Д. Пергум, С.А. Сергеев. Связь йоги и хореографии в своих работах раскрыли Р. Гапта, И. Курис. Однако, в процессе проведенного исследования не обнаружены работы, в которых раскрывается специфика влияния йоги на развитие хореографических способностей детей младшего школьного возраста, обучающихся в учреждениях системы дополнительного образования. И это еще раз подчеркивает актуальность и своевременность темы исследования.
Объектом исследования является процесс развития у учащихся танцевальных способностей и формирования психологических качеств на занятиях хореографией.
Предмет исследования - комплекс упражнений для развития хореографических способностей («вращение», «устойчивость») на основе техники йоги у детей 7-9 лет.
Цель исследования - выявить педагогическое значение техники йоги как средства развития хореографических способностей у детей 7-9 лет.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1. представить характеристики ключевых понятий исследования: (вращение, устойчивость и другие);
2. представить древнейшее учение йоги как средство развития хореографических способностей и качеств танцовщика (история и теория вопроса);
3. раскрыть физические и психологические особенности развития детей в возрасте 7-9 лет;
4. определить педагогические условия применения техники йоги как эффективного средства развития хореографических способностей у детей 7-9 лет;
5. определить и внедрить в учебный процесс наиболее эффективные элементы йоги (комплекс упражнений) для развития хореографических способностей у детей 7-9 лет;
6. осуществить диагностику развития хореографических способностей у детей в процессе экспериментальной работы.
Новизна и практическая значимость исследования определяется тем, что в нем обоснована возможность развития хореографических способностей танцовщика на основе нестандартного метода - техники йоги, являющегося вспомогательным средством к общепринятым технологиям, применяемым в обучении детей хореографии. Результаты исследования способствуют совершенствованию педагогического процесса, направленного на развитие хореографических способностей юных танцоров, формированию их профессиональных качеств. Рекомендации и выводы исследования могут быть использованы в практике профессионального школьного обучения, в учреждениях системы дополнительного образования.
Методологической основой явились: исследования в области психологии и искусствоведения, раскрывающие природу хореографического искусства (Н.П. Базарова, А. Я. Ваганова, JI.C. Выготский, Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, В.П. Мей, Н.И. Тарасов, Д. Б. Эльконин); педагогические работы, исследующие особенности обучения детей хореографии; методики, целью которых является совершенствование профессиональных качеств танцовщика (И. А. Баднин, A.B. Запорожец, М. Ф. Иваницкий, П. Б. Коловарский, И.М. Пономарева, А.Ц. Пуни); труды восточного философа, практика йоги Б.К.С. Айенгара, современных практиков и теоретиков йоги (А.Н. Зубков, А.П. Очаповский, А. Пахомов); работы, в которых раскрываются особенности взаимодействия хореографии и йоги и обучения детей йоге (А.И. Бокатов, Р. Гапта, И. Курис, Л.И. Латохина, Дж. Пергум, Н. Правдина, С.А. Сергеев).
Методы исследования.
• Теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; анализ Государственных стандартов дополнительного образования, программной и учебно-методической документации; сравнительный анализ и обобщение теоретического материала.
• Эмпирические: наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта; метод словесных объяснений, наглядный метод обучения, экспертная оценка; анализ результатов деятельности детей.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Творческой студии «Продвижение», г. Казань. Комплекс упражнений был показан на открытом уроке группы «Карамель», результаты исследования докладывались на методическом совещании преподавателей Творческой студии «Продвижение» г. Казань и было принято решение о внедрении данной методики в работу студии.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (71), приложений (9).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Выпускная квалификационная работа посвящена изучению и выявлению новых способов развития устойчивости и способности к вращению у детей 7-9 лет, относящихся к возрастной категории младших школьников. Решение данной проблемы является актуальной в детской хореографии, так как недостаточный апломб у младших школьников в силу их возрастных особенностей, порой не дает педагогу-постановщику возможность реализовать свои творческие идеи и не приводит к достаточно развитой технике танца у участников группы.
Цель и задачи, обозначенные в начале работы, решены. В работе были представлены характеристики: ключевых понятий исследования (вращение, устойчивость и другие); древнейшего учения йоги в историческом, духовно-культурном, практико-теоретическом аспектах, также изучены возможности его применения в развитии хореографических способностей и качеств танцовщика; были раскрыты физические и психологические особенности развития детей в возрасте 7-9 лет. В ходе опытно-экспериментальной работы были определены педагогические условия применения техники йоги в работе детского хореографического коллектива. Это - достаточное освещение зала, ровная поверхность пола, проветривание зала, регулярность отдыха, эмоциональный фон в группе, мотивированность занятий, применение словесных, наглядных, игровых и других актуальных для этого возраста методов. В учебный процесс был внедрен комплекс упражнений, в состав которого были включены наиболее эффективные элементы йоги для развития хореографических способностей детей 7-9 лет: «Свеча Сарвангасана», «Кузнечик Шалябхасана», «Дерево Врикшасана», «Король Танца Натарджасана», «Основная поза йоги для развития равновесия», «АдхоМукхаШванасана» («Собака мордой вниз»); также была осуществлена диагностика развития хореографических способностей у детей в процессе экспериментальной работы.
2. В работе были выявлены и описаны наиболее эффективные и действенные методы работы с детьми 7-9 лет. Одним из главных методов работы остается игровой метод. В рамках работы хореографического коллектива наиболее актуальным являются подвижные игры. Игры также имеют огромное воспитательное значение, поскольку в процессе игровой деятельности в ребенке развиваются практически все психические функции и качества. Например, такие как восприятие, эмоциональная отзывчивость, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.
3. В выпускной квалификационной работе описывается ход опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась в рамках данного исследования на базе детского хореографического коллектива «Карамель» (школа №85 г. Казань).
4. Диагностика интересующих нас показателей, проведенная на начальном и конечном этапах работы, доказывает эффективность применения комплекса упражнений, разработанных на основе техники йоги для развития устойчивости и, посредством этого, развития способности к вращению.
5. В процессе опытно-экспериментальной работы была выявлена
положительная динамика развития вышеуказанных способностей у детей в группе «Карамель», что является показателем эффективности применения в работе детского хореографического коллектива указанного ранее комплекса упражнений. У участников группы улучшились показатели развития «апломба», что намного улучшило качество и скорость исполнения «вращений», а также качество исполнения других танцевальных
элементов, входящих в программу обучения эстрадной и современной хореографии, также дети продемонстрировали значительно большую уверенность при выступлениях на сцене. Более того, параллельно были решены и другие не менее важные педагогические задачи. Так, у детей развилась гибкость и растяжка, координация движений; выполнение асан научило детей правильно дышать при исполнении танцевальных движений.



1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно¬
эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993) (ред. от 24.11.2015) // Российская газета. 2011. 16 марта.
2. Айенгар Б. К. С. Йога Дипика. Прояснение йоги. М.: Альпина нон- фикшн. 2015. 496 с.
3. Айенгар Б. К. С. Искусство йоги. М.: Флинта. 2015. 128 с.
4. Алексеева Л. Г. Воронова А. Н. Развитие и диагностика способностей. М.; Наука. 2011. 267 с.
5. Алтабасова Е. В. Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/rabota-s- roditelyami/library/2013/04/06/osobennosti-psokhofizicheskogo-razvitiya-detey(Дата обращения: 05.04.2016)
6. Андронеску А. Анатомия ребёнка. Бухарест: Меридиан. 2000. 360 с.
7. Бабошина Е. Б. Педагогические условия развития гуманитарных способностей. Курган. Наука. 2011. 219 с.
8. Баднин И. А. Отбор детей в хореографическое училище. //Советский балет. 1985. №5. С. 62-64.
9. Баднин И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета. М.: Медицина. 2006. 204 с.
10. Базарова Н. П., Мей В. П. Азбука классического танца. М., 2004. 376 с.
11. Базарова Н.П. Классический танец. С-Пб. 2004. 200 с.
12. Блазис К. Искусство танца. Классики хореографии. М. 2007. 487 с.
13. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,
2003. 389 с.
14. Бокатов А. И., Сергеев С. А. Детская йога. Ника-Центр. 2003, 352 с.
15. Бхагават-Гита как она есть /в переводе с санскрита и комментариями А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Бхактиведанта Бук Траст. 2012. 816 с.
16. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия Учебники для вузов. Специальная литература. С-Пб.: Лань. 2000. 192с.
17. Валукин Е.П. и др. (ред.) Методика преподавания хореографических дисциплин. М.: ГИТИС. 2003.123 с.
18. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. М.: Театралес. 2004. 82 с.
19. Вивекананда С. Раджа-йога. М.: Практическая веданта. М. 2004. 176 с.
20. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ. 2007. 96 с.
21. Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. Леонтьева А. Н. М.: Искусство. 2008. 573 с.
22. Выготский Л.С. Игра и, её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 19-25.
23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс. 2006. 536 с.
24. Гапта Р. Йога индийского классического танца: зеркало йогини. М.
2004. 208 с.
25. Гальперин С.Н. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа.
2009. 468 с.
26. Гейхман К.Л. Поза, как системная реакция организма при занятиях спортом и хореографией // Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка. Пермь. 1975. С. 34-56.
27. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т / Сост. В.М. Гелецкий. Красноярск: ИПК СФУ. 2008. 342 с.
28. Голубева Э. А. Способности и склонности. М.: Книга по требованию. 2012. 195 с.
29. Дружинин В. Н. Психическая диагностика профессиональных способностей. Саратов: СГУ. 2006. 249 с.
30. Дудоладова И. А. Соковикова Н.В. Проблема внимания в детской танцевальной деятельности // Проблемы танцевальной педагогической деятельности. Новосибирск. 2002. С. 7-12.
31. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. Ижевск: УдГУ. 2012. 136 с.
32. Занкина В. Йога в кармане: Детская практика. М.: Альпина нон-фикшн. 2012. 160 с.
33. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Том 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика. 2006. 323 с.
34. Зубков А.Н, Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. М.: Медицина. 2011. 192 с.
35. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). 7-е издание. М. 2008. 624 с.
36. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к её решению. Психологич. журнал. 1987. т.8. №2 . С. 154-181.
37. Ильин Е.П. Психология воли. С.Пб. 2000. 712 с.
38. Ильина О. А. Методическое пособие по классическому танцу. М. 2001. 298 с.
39. Кеннет К. К., Хайм Дж. (иллюстрации). Представьте это! Руководство по йоге для детей. (Перевод А. П. Очаповского). Гонконг.2010. 186 с.
40. Коловарский П.Б. Ориентация и отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии. Дис. канд. искусствоведения. М. 2004. 201 с.
41. Костровицкая В.С. Классический танец: Слитные движения. М.: Советская Россия. 2004. 56 с.
42. Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка. М.: Государственное издательство медицинской литературы. 2010. 320 с.
43. Кривцун И. В. Соблюдение правил приёма при поступлении в хореографическую школу как фактор успешного обучения // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца. 2015. С. 177-180.
44. Кукалев С.В. Йога. Учебник для начинающих. Ростов: Феникс.2011. 352 с.
45. Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. М.: 2004. 200 с.
46. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение. 2003. 155 с.
47. Меерсон Ф. 3. , Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина. 2008. 256 с.
48. Миронова З. С. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета / Под ред. М. В. Волкова; АМН СССР. М.: Медицина. 2006. 320 с.
49. Пахомов А. Хатха йога. Корректный подход к позвоночнику. М.: Ганга.
2010. 352 с.
50. Пергум Д. Детская йога. Радость движения. М. - С-Пб. 2005. 397 с.
51. Пономарева И. М. Психология. Методическое пособие и учебные программы. С-Пб.: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. 2009. 175 с.
52. Правдина Н. Йога для детей. М.: АСТ. 2010. 192 с.
53. Прибылов Г.Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. М.: Галерея. 2013. 64 с.
54. Пуни А.Ц., Джамгаров Т.Т. Психология физического воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорт. 2007. 143 с.
55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е издание. С-Пб. 2002. 712 с.
56. Силкин П.А. К проблеме отбора детей в хореографические учебные
заведения в современных условиях. Режим доступа:
http://www.vaganova.ru/files/Silkin_otbor.doc(дата обращения: 21.04.2016).
57. Соковикова Н.В. Психологическая природа классического танца. // Психологические механизмы регуляции активности личности. Новосибирск. 2001. С. 46-55.
58. Соковикова Н.В. Влияние психофизических свойств учащихся на формирование амплуа. // Мотивация, активность личности. Новосибирск. 2002.С. 56-70.
59. Соковикова Н.В. Типологические свойства личности, влияющие на амплуа будущего артиста балета. // Проблемы танцевальной педагогической деятельности. Новосибирск. 2002. С. 96-121.
60. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. Учебник для вузов. 3-е изд. С-Пб.: Лань. 2005. 496 с.
61. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных
различий: Избранные психологические труды. М.: МОДЭК. 2009. 640 с.
62. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраст. Домашний Доктор/ Сост. В.Ф. Тулянкин, Т.И. Тулянкина. М.: АОЗТ Паритет. 2007. 600 с.
63. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. М.: Советский спорт.
2011. 202 с.
64. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М., 2007. 45 с.
65. Хавилер Д. С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. М.: Новое слово. 2007. 465 с.
66. Холфина С. С. Вспоминая мастеров московского балета. М.: Искусство.
2005. 374 с.
67. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. 2-е изд. СПб.: Планета музыки. 2011. 544 с.
68. Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга. 2010. 320 с.
69. Эльконин Д.Б. Психология развития в детских возрастах. М., Воронеж: МОДЭК. 2005. 417 с.
70. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2007. 360 с.
71. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд
Университетская книга. 2006. 592 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ