Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивы романа Ф. М. Достоевского "Идиот" в современной романистике: А. Н. Варламов "Лох" и А. В. Иванов "Географ глобус пропил". (Материалы для элективного курса по современной литературе в старших классах)

Работа №149687

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Роман А. Н. Варламова «Лох» сквозь призму «Идиота» Ф. М.
Достоевского 6
1.1. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» как роман-ориентир для А. Н.
Варламова 6
1.2. Мотивные переклички романов «Лох» и «Идиот» 16
Глава 2. Мотивы романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в сюжете романа А. В. Иванова «Географ глобус пропил» 22
2.1 Творческая биография А. В. Иванова 22
2.2. Мышкин как архетип Служкина 27
2.3. Трансформация образа князя Мышкина в романе А. В. Иванова «Географ
глобус пропил» 31
Глава 3. Тема праведности в романах «Лох» и «Географ глобус пропил». .56
3.1. Своеобразие воплощения образов главных героев в романах «Лох» и
«Географ глобус пропил» 56
3.2. Специфика праведности главных героев 63
Заключение 67
Список литературы 70

В дипломной работе рассматриваются мотивы романа «Идиот» в современной романистике в произведениях А. Н. Варламова «Лох» и А. В. Иванова «Географ глобус пропил».
Роман Достоевского «Идиот» занял особое место в русской культуре, оказав мощнейшее воздействие на творчество многих писателей, режиссеров кино и театра. Образ князя Мышкина вошел в ряд «вечных» образов русской и мировой литературы. Без преувеличения можно сказать, что «положительно прекрасный человек» Достоевского стал неотъемлемым элементом нашего культурного самосознания.
Наглядным проявлением значимости романа «Идиот» в русской культуре является современные кино и литература. С начала XXI века создано несколько произведений, связанных с романом Достоевского и получивших общественное признание. Так, в 2001 г. режиссером Романом Качановым был снят фильм по мотивам «Идиота» «Даун Хаус»; в 2002 г. режиссером Владимиром Бортко снят телесериал «Идиот». Современная литература также обращается к великому роману Достоевского. В частности исследователи отмечают отсылки к «Идиоту» в произведениях Бориса Акунина.
В своей работе мы обращаемся к проблеме интертекстуальных связей «Идиота» с романами современных российских писателей Алексея Варламова и Алексея Иванова, а также к проблеме сопоставления и поиску перекличек в романах «Лох» и «Географ глобус пропил». Несмотря на то, что литературные критики указывали на связь романа Варламова с Достоевским, а Иванов не раз упоминал в своих интервью о перекличке образов Мышкина и Служкина, научного анализа этих связей нет. Научное исследование сравнительной характеристики романов Иванова и Варламова также отсутствует.
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими факторами:
1. Вниманием отечественной науки к проблеме рецепции современной литературой произведений русской классики.
2. Значимостью романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в отечественой культуре конца XX - нач.ХХ1 веков.
3. Ориентацией романов А. Иванова «Географ глобус пропил» и А. Варламова «Лох» на роман Ф.М. Достоевского «Идиот».
Цель работы - выявить трансформацию образов и мотивов романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в романах А. Иванова «Географ глобус пропил» и А. Варламова «Лох».
Данной целью обусловлены следующие задачи:
1. Дать идейно-художественную характеристику роману Ф. М. Достоевского «Идиот».
2. Выявить интертекстуальные связи романа А. Варламова «Лох» и А. Иванова «Географ глобус пропил» с романом Ф. М. Достоевского «Идиот».
3. Выявить типологическую связь романов А. Иванова ««Географ глобус пропил»» и А. Варламова «Лох».
Объект исследования - романы Ф. М. Достоевского «Идиот», А. Н. Варламова «Лох» и А. В. Иванова «Географ глобус пропил».
Предмет исследования - интертекстуальные связи романов «Идиот», «Географ глобус пропил» и «Лох».
Методы: В качестве основных в работе используются структурно -
типологический, интертекстуальный методы исследования художественной литературы.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать при ведении элективных курсов по современной литературе в старших классах.
Структура работы. Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы (60 источников).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей дипломной работе мы рассматривали, как в современной литературе отражаются и, соответственно, трансформируются мотивы романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Также мы рассмотрели, как воплощается тема праведности в романах Ф. М. Достоевского «Идиот», А. Н. Варламова «Лох» и А. В. Иванова «Географ глобус пропил» и в чем заключается ее специфика в каждом из романов.
Мышкин, Тезкин и Служкин имеют ряд общих черт: герои всех трех романов очень похожи по поведению и образу жизни. Ни для кого из них не играет роль слава, почет и уважение в обществе, материальные ценности, никто из них не стремится к лидерству и не измеряет свое счастье количеством заработанных денег. Главные герои не поняты большинством своего окружения, кого-то принимают за простодушного шута, кого-то за идиота, не способного увидеть выгоду перед собственным носом, кого-то лохом и дурачком, не стремящегося жить в достатке. Если образ Мышкина - это образ князя-Христа, образ положительно прекрасного человека, то Тезкин и Служкин только стараются жить как праведники, как «современный святые в миру». Они пытаются жить по совести, пытаются следовать собственным идеалам, в первую очередь и Тезкин, и Служкин задумываются о спасении собственной души, то есть, о жизни духовной. Именно поэтому они чувствуют себя непонятыми и отвергнутыми обществом. Но, несмотря перекличку образов, Служкин и Тезкин имеют различия, чем и обусловлен разный финал их жизни.
Тезкин - человек, изначально не верующий, человек, не понимающий своей не в меру православной матери, человек, стыдящийся поставить в храме свечку. Но, не смотря на все это, Тезкин все же приходит к вере, причем к вере настоящей, не связанной со священниками, предвещающими конец света, и церковью, которая постоянно нуждается в пожертвованиях народа. Тезкин раз и навсегда теряет интерес к земной жизни и грезит лишь о 67
жизни после смерти, о жизни своей души. Служкин же не имеет никакого отношения ни к церкви, ни к религии, он ни разу не бывает на службе, не ставит свечку и даже не молится. Но в этом и заключается основное различие в праведности главных героев. Служкин, в отличие от Тезкина, не стремится покинуть эту землю и навсегда обрести душевный покой. Напротив, главный герой взваливает на себя все проблемы окружающих его людей, желая помочь им разобраться в себе и прийти к внутренней гармонии. Служкин, по нашему мнению, выполняет роль своеобразного современного Христа. Он не бежит от этой несовершенной жизни, он пытается помочь каждому окружающему его человеку, отчего, как нам кажется, именно Служкин больше всего приближен к образу Князя Мышкина.
Этим обусловлен и разный финал главных героев. Князь Мышкин сходит с ума, не выдержав реальную жизнь, полную сплетен и интриг. Герой Достоевского сходит с ума, оставаясь в земном мире лишь телесно, он, подобно Христу, отдает Богу свою душу. Тезкин в финале романа, наконец, покидает земной мир, обретая вечный душевный покой и избавляясь ото лжи, фальши и интриг окружающего его мира. Он обретает гармонию, свободу и покой.Служкин же остается жить, так как на него возложена важная миссия - просвещать людей и помогать им, направлять их на путь истинный не своими нравоучениями, а своим собственным поведением.
Образ князя Мышкина - вечный образ, созданный Ф. М. Достоевским, и максимально приближенный им к образу святого. Образы, созданные Варламовым и Ивановым, ориентированы на образ Мышкина, они берут от него свою основу, однако, эти образы достаточно сильно трансформированы, авторы перерабатывают классический образ праведника и ищут свой путь его воплощения.
Мы еще раз убедились, насколько важны, серьезны, а, главное, актуальны темы, затрагиваемые русской классической литературой. Такую литературу не просто читают и восхищаются ей, на такую литературу, как мы выяснили, 68
ориентировано огромное количество литературы современной. Классическая литература - это основа, это базис вечных тем, идей и образов, которые и нашли свое воплощение и трансформацию в русской современной литературе.


1. Акминлаус А.С. Душа моя - ледяной истукан// Литературная Россия. 2011. URL: http://old.litrossia.ru/2011/28/06356.html
2. Аннинский Л.А. Почва правды. Очарование и странность “Очарованного странника”. М. Издательство «Просвещение».1992г.
3. Афанасьев А. Н. Христов братец. Н. И Костомаров Памятники старинной русской культуры. Л., 1960. С. 37-41; 318-338
4. Басинский Л. Л. Проза современного русского реализма// Литература. №5. М., 1996.С. 41-153
5. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М. 1972. С.167.
6. Безрукова В.С. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: 2000. С. 500.
7. Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Русская мысль. М., 1918. С. 101-158
8. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. Т.2. М. С.79.
9. Борисова В. В. Н. П. Огарев как прототип князя Мышкина» // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения: межвуз. сб. науч. тр. 2010. № 21. С. 85-90.
10. Быков Д.С. Алексей Иванов «Географ глобус пропил// Новый мир. М., 2003. №8. С. 58
11. Варламов, А.Н. «Лох». М., 1995. №2. С. 3-84.
12. Глембоцкая Я.О. Плохой хороший человек: о Викторе Зилове и Викторе Служкине // Вестник Новосибирского государственного театрального института. 2012. №. 4. С.13-18
13. Губарев П.С. Рецензия на книгу «Географ глобус пропил» — Алексей Иванов. К. 2010. С. 25-35
14. Достоевский Ф. М. "Идиот" / Под ред. Т. А. Касаткиной. М. 2001. С. 560.
15. Достоевский А.М. Воспоминания / Вступ. ст. СПб. 1992. C. 58—59.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ