Введение 3
1 Теоретические аспекты пенсионного обеспечения граждан 7
1.1 Пенсионное обеспечение граждан как часть социальной политики
государства 7
1.2 Виды пенсионного обеспечения граждан 15
2 Практические аспекты деятельности Управления Пенсионного
фонда РФ по Пензенской области 21
2.1 Пенсионное обеспечение в Пензенской области и основные
показатели 21
2.2 Состояние пенсионного обеспечения граждан в городе Заречный... 29
2.3 Методика расчета пенсионного капитала в городе Заречный 39
3 Предложения по развитию пенсионного обеспечения города
Заречный 51
Заключение 64
Список использованных источников 70
Приложения 75
Актуальность темы бакалаврской работы определяется, прежде всего, тем, что пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.
Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Такая норма в Основном законе закреплена впервые за всю историю конституционного строительства и отражает реконструкцию политической и экономической системы страны.
Государственная социальная политика охватывает широкий круг мер по разработке, совершенствованию и осуществлению гарантий в следующих областях: пенсионное обеспечение; поддержка лиц, чей доход достигает черты бедности; охрана материнства и детства; соблюдение установленных норм трудовых отношений; расширение доступности образовательных, медицинских, информационных услуг. Среди этих задач важное место занимает социальное обеспечение.
Социальное обеспечение — это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.
Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны и каждого гражданина в отдельности. Современное состояние экономической и социальной сфер свидетельствует о том, что социальная защищенность отдельных групп населения Российской Федерации оставляет желать лучшего. Низкий уровень социального обеспечение пенсионеров вызывает много нареканий, воспринимается как нарушение принципа социальной справедливости и не способствует достижению прочного социального мира.
Таким образом, формирование системы пенсионного обеспечения, адекватной новым отношениям собственности, распределения, производства и потребления, представляется весьма значимым с точки зрения поддержания достойного существования нетрудоспособных граждан России.
Научная новизна бакалаврской работы связана с тем, что впервые исследуется пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации в условиях текущего кризиса.
Теоретической и методологической основой исследования явились теоретические концепции в области экономической теории, социологии, экономической социологии, труды современных отечественных и зарубежных ученых связанные с вопросами пенсионного обеспечения граждан.
Теоретические основы совершенствования системы пенсионного обеспечения разработаны в трудах Е.С. Тучковой, А.И Федотова, С.В. Парамоновой и других.
Среди отечественных ученых проблемы пенсионного обеспечения рассматриваются в трудах Д.А. Матвеева, Г.С. Дегтярева, И.В. Галимова, Д.А. Вавулина.
Работы И.В. Галимовой, Т.К. Говорушиной, Е.А. Маклаковой, М.И. Мамаевой, Ю.Н. Стецюнич, Т.А. Уваровой, А.С. Харлампиевой, Е.В. Амелиной, А.Л. Лельчук, Б.И. Пастухова, Р.Н. Климова, И.В. Шмаковой, Н.А. Тишинского посвящены современному состоянию пенсионного обеспечения населения России....
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В ходе выполнения работы была достигнута цель данной бакалаврской работы, которая состояла в изучении состояния пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на примере города Заречный Пензенской области и разработки предложений по развитию пенсионного обеспечения.
Были решены поставленные задачи: проанализирована сущность
пенсионного обеспечения граждан, как части социальной политики государства; исследованы виды пенсионного обеспечения граждан; проанализировано состояние пенсионного обеспечения граждан в городе Заречный; проведен анализ методики расчета пенсионного капитала в городе Заречный; разработаны предложения по развитию пенсионного обеспечения города Заречный.
В работе рассмотрены порядка более 5 нормативно-правовых актов в сфере пенсионного обеспечения. Основными нормативно-правовыми актами является: О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации: федеральный закон № 166-ФЗ, Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон № 167-ФЗ, О
трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон № 173-ФЗ, О страховых пенсиях: федеральный закон № 400-ФЗ, Регламент по установлению и выплате пенсий территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации: постановление Правления Пенсионного Фонда России № 142п.
Таким образом, в Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:
В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:
1. Государственное пенсионное обеспечение, которое основыывется на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по 64
государственному пенсионному обеспечению может быть назначена государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, - нетрудоспособным гражданам.
2. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные пенсии, которые выплачиваются в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, которые финансируются за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
3. Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, которые зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. А так же, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России.
Был проведен анализ показателей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Заречному Пензенской области структурное подразделение территориального органа ПФР, а именно, Отдел перерасчета размера пенсии.
По данным фонда, в 2015 году по вышеуказанной технологии Управлениями ПФР принято 12 927 заявлений. По итогам 2015 года по данному направлению Пензенская область вышла на первое место в Российской Федерации....
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
2. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации:
федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
3. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации:
федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.11.2016. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
4. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
5. О страховых пенсиях: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 19.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
6. Регламент по установлению и выплате пенсий территориальными
органами Пенсионного фонда Российской Федерации: постановление
Правления Пенсионного Фонда России от 29 апреля 2011 г. № 142п
[Электронный ресурс] Дата обновления: 22.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
7. Амелина Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями // Бухгалтерский учет. - 2016. - № 4. - С.33-34.
8. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». - Специально для системы ГАРАНТ, 2017.
9. Биткина И.К. Формирование и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования // Финансы и кредит. - 2016. - № 46. - С. 55-61.
10. Борисенко, Н. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда России / Н.О. Борисенко // Вопросы экономики. - 2016. - № 7. - С. 106-122.
11. Вавулин Д.А. Пенсионная система Российской Федерации: проблема выбора управляющего средствами накопительной части трудовой пенсии // Финансы и кредит. - 2015. - № 48. - С. 47-54.
12. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2014. - 272 с.
13. Войнов А.В. Государственные финансы и региональное развитие / А.В. Войнов // Вопросы экономики. - 2016. - №3. - С. 15-22.
14. Волгин Н.А. Социальная политика. М.: РАГС, 2015. - 542 с.
15. Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России // Инновационная наука и право. - 2016. - № 5. - С. 45-46....43